Использование материалов Поляновского мирного договора 1634 г. при изучении внешней политики России первой половины XVII в.

Разделы: История и обществознание


В курсе Отечественной истории традиционно значительное место отводилось вопросам складывания территории нашего государства и освещению его внешней политики. С начала 1990-х годов в связи с изменением обстановки в стране и качественным сдвигом общественного сознания в сторону демократизации в учебниках истории эти проблемы стали освещаться более разносторонне. Историки и методисты стремятся теперь подчеркнуть противоречивость внешней политики России, взаимосвязанность военной и дипломатической истории, появилось стремление показать как принимались те или иные решения. В связи с этим в учебниках истории для основной школы появились факты и события, ранее не входившие в школьный курс [1, 2, 5, 6]. К ним относятся Смоленская война (1632-1634 гг.) и заключенный после неё Поляновский мирный договор (1634 г.). Хотелось бы отметить, что этот период в истории русско-польских отношений ещё не нашел своего полного освещения в научной литературе, в том числе нет полностью опубликованного текста мирного договора. Поэтому и значение данных событий, позволяющих глубже осознать пути развития отношений между Россией и Речью Посполитой на протяжении всего XVII века, определяется в учебной литературе лишь как первая неудачная попытка ревизии итогов Смутного времени. Обращение на уроке непосредственно к тексту Поляновского мирного договора позволит учителю показать две тенденции, существовавшие в русско-польских отношениях этого периода: стремление решить военным путем все имеющиеся противоречия и найти компромисс, позволяющий сохранить мир между двумя государствами.

Позвольте представить Вашему вниманию разработку фрагмента урока для 7 класса, посвященного истории внешней политики России XVII века.

Переходя к изучению внешней политики России XVII века, перед обучающимися ставится вопрос на актуализацию материала: какие события происходили в начале XVII века, как они повлияли на международное положение Московского государства, каковы были условия Деулинского перемирия (1618)? Вспомнив об утрате земель на западной границе России, обучающиеся переходят к самостоятельному изучению вопроса о причинах и ходе Смоленской войны по тексту учебника. Вслед за чтением в классе происходит разбор причин поражения русских войск в этой войне. Здесь учитель поясняет, что за время осады русскими войсками Смоленска, польский король Владислав, выдвигавший свои претензии на русский престол, успел собрать войска и осадил русский лагерь под Смоленском. Русский воевода, не получая известий из Москвы и испытывая нехватку продовольствия и боеприпасов, был вынужден сдаться. После этого начались переговоры между Россией и Речью Посполитой о мире.

После этого организуется работа с текстом Поляновского мирного договора 1634 года [3]. Целесообразно предложить обучающимся ознакомиться с небольшими фрагментами текста и ответить на вопросы к ним, разбившись на группы. Первая группа рассматривает вопрос о территориальных потерях России по мирному договору, вторая – о регулировании пограничных отношений в условиях мирного сосуществования, третья – о сути секретной статьи, прилагавшейся к Поляновскому миру. Приводимые ниже фрагменты даны с сохранением орфографии источника и в случае необходимости могут быть переработаны учителем, либо дополнены словариком в тех случаях, когда слова нуждаются в переводе (например, “докончанье” – мирные договор, “титло”, “имянованье” - царский титул).

Текст 1. Решение территориального вопроса в Поляновском мирном договоре 1634 года

“…а для того доброго дела, титла именованья царского и покою хрестьянского, великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси самодержца его царского величества бояр и всего российского государства великие послы с повеленья Государя царя своего и с совету его царского величества бояр и всего Российского государства всяких чинов людей, одступилися великому Государю нашему Владиславу, королю Полскому и Великому князю Литовскому, его королевскому величеству до Коруны Полское и Великого князства Литовского на вечное докончане городов тых, которые на прежнем перемирье, в году тысяча шесть сот осмнадцатом…, при Коруне Полской и при Великом князстве Литовском были зостали, а в нынешную войну от людей московских некоторые з них были побраны к московскому государству, а иные и непобраны: города Смоленска з уездом и з волостми, города Белое з уездом и з волостми, города Дорогобужа з уездом и з волостми, города Рославля з волостми, городища Монастыревского, Муромска з волостми, города Чернигова з волостми, города Стародуба з волостми, города Поповьи Горы з волостми, города Новгородка Северского з волостми, города Почепа з волостми, города Трубчевска з волостми, города Невля с волостми, города Себежа з уездом и з волостми, да волости велижское и с тым, что к той волости изстари потягло…

А отдати тые городы з народом и со всякими пушечными запасы, которые в них были наперед сего…”

Вопросы к тексту:

  1. Какие территории отходили Речи Посполитой по условиям Поляновского мирного договора?
  2. Каковы были условия возвращения этих территорий?
  3. Что получала в обмен на эту уступку Россия?

Текст 2. Пограничные отношения между Россией и Речью Посполитой после заключения Поляновского мирного договора 1634 года

“А в которых порубежных местех в которую сторону чужая земля или угодя войдут клином…, покаместа тым землям замена не учинитися…, ино за теперешним докончанем и уговором волно всякому через чужую землю ездить до своее земли и до угодя, и мает быв всякому путь чыст безо всякое зачепки…”

“А купцам полским и литовским…в городы Российского государства приеждчати со всякими товары, оприче царствуючого града Москвы и замосковных городов, и торговати на всякий товар. А приехати им и отъехати доброволно, без всяких зачепок, а таможенные пошлины платить по старине, как были изстари, без прибавки…”

“А великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси… торговым людям во вси городы Коруны Полское и Великого князства Литовского, оприче столных градов Кракова и Вилны, приеждчати со всякими товары и торговати потому ж…”

Вопросы к тексту:

  1. Какие выгоды получали от заключения “вечного мира” приграничные жители обоих государств?
  2. Как заключение мирного договора могло отразиться на развитии экономических связей между Россией и Речью Посполитой?

Текст 3. Тайная статья Поляновского мирного договора 1634 года

“…государевы послы…с литовскими послы с ксендзом Якубом Жадиком, бискупом Хелминским и Помезанским, да с гетманом Криштофом Радивилом приговорили дати Владиславу, королю Польскому и Великому князю Литовскому// за уступку города Серпейска с уездом, вместо того будто за уступку королевской чести и достоинства, дватцать тысячь рублев денег. А приговорили … дати… те деньги Государю их королю за уступку чести его тайно, а в договоре того товарищем их, послом, не объявляти, и в докончальную запись не писати… А как де тот договор совершится и на докончанье крестным целованьем закрепят, и те деньги возмет и роспишется он, бискуп, один.”

Вопросы к тексту:

  1. Как Вы думаете, почему эта статья не была включена в официальный текст мирного договора?
  2. Следовало ли русским послам платить деньги за возвращение города в состав России?

Разбор данных текстов позволяет обучающимся сделать вывод о сохранении почвы для военных конфликтов между Россией и Речью Посполитой из-за русских городов. Здесь учитель должен указать на то, что русская дипломатия стремилась заключить не мир, а перемирие на 20 лет, чтобы не отдавать эти территории навсегда. Поэтому, несмотря на то обстоятельство, что договор должен был быть "вечным", обе стороны осознавали, что война за русские земли вскоре возобновится. В то же время в тексте источника прослеживается стремление обеих сторон создать условия для успешного и взаимовыгодного развития хозяйства и торговли в приграничных землях, что было невозможно без поиска мирных путей разрешения конфликтов. Тайная статья Поляновского мирного договора в свою очередь ярко демонстрирует влияние, оказываемое личными интересами на формирование государственной политики. В ней показана заинтересованность польского короля Владислава в получении денежных средств, даже в ущерб интересам его подданных из Великого княжества Литовского [4].

Дальнейшая работа на уроке позволяет учителю показать как на протяжении второй половины XVII века во внешней политике России поочередно реализовывались тенденции дальнейшего военного противостояния и поиска путей дипломатического урегулирования конфликтов между двумя соседними государствами, проявившиеся уже при заключение “вечного мира” 1634 года.

Знакомясь с текстом Поляновского мирного договора, обучающиеся смогут представить внешнюю политику России изучаемого периода как единое целое, четче выделить её главные задачи и лучше осознать причины войны между Россией и Речью Посполитой во второй половине XVII века.

Список литературы:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. XVI – XVIII вв.: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: “Новый учебник”; “Веди-принт”, 2000.
  2. Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества: Учеб. для 6-7 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение - АО "Московские учебники", 1996.
  3. РГАДА, ф.79, оп.3, ед.хр. 63, лл. 1 – 10.
  4. РГАДА, ф.79, оп.3, ед.хр. 62, лл. 1.
  5. Черникова Т.В. История России. IX - XVII вв.: Учеб. для 6-7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1997.
  6. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI - XVIII вв.: Учебник для VIII класса средних учебных заведений. - М.:МИРОС, АО "Московские учебники", 1996.