История и обществознание
-
О, незабвенное столетие! 2008
Тема "Эпоха просвещения" изучается в курсе "Новая история" 2 часа. Обилие фактического материала, яркие исторические персоны, богатейший спектр художественных произведений затрудняют целостное восприятие эпохи. Поэтому целесообразно провести повторительно-обобщающий урок в игровой форме. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа, элементы проектной деятельности – все это способствует высокому темпу работы на уроке. Для глубинного анализа темы использовались два художественные произведения: "Лунная соната" Людвига ван Бетховена и репродукция картины Уильяма Хогарта "Модный брак" (картина затрагивает нравственные проблемы общества эпохи Просвещения).
-
Сценарий урока истории "Школа в Древней Греции" 2008
Представлен сценарий урока по истории Древнего мира. Урок в 5-м классе проводился по теме "Школа в Древней Греции". При подготовке к данному уроку была проведена большая предварительная работа учителем и учащимися. Урок комбинированный, но проходит в нестандартной форме. Учитель и ученики проводят его вместе. При проведении урока необходимо использовать иллюстративный материал, взятый из альбома по искусству Древнего мира, карту "Древняя Греция" и атласы, слайды по истории Древней Греции.
-
Программа элективного курса 2008
Программа элективного курса «История моего края» рассчитана для учащихся 10-11-х классов. Назначение данной программы в том, чтобы учащиеся воспитали в себе осознанное уважение к культурному и историческому наследию своей «малой» Родины. Практическое значение программы – способствует активизации познавательной деятельности учащихся, формирует у них наблюдательность к окружающим явлениям, способствует осознанному усвоению учащимися сложных вопросов предмета.
-
Урок "Россия в годы царствования Феодора Иоанновича. Правление Бориса Годунова (1584–1598 гг.)" 2008
Урок истории на тему «Россия в годы царствования Федора Иоанновича. Правление Бориса Годунова (1584–1598 гг.)» предназначен для учащихся 10-х профильных классов. Тема рассматривается с использованием отрывка из работы историка С.Ф. Платонова «Борис Годунов», что позволяет полнее реализовать принцип антропоцентризма в истории, а также развить у учащихся умения и навыки работы с различными источниками информации.
-
Открытый урок в 5-м классе по теме "Архитекторы, скульпторы, поэты Греции" 2008
Основные цели данного урока: знакомство учащихся с культурными ценностями греческих полисов - архитектурой, скульптурой и театром; развитие в детях чувства прекрасного, уважения к чужой самобытной культуре; формирование образных представлений, понятий причинно-следственных связей.
-
Интегрированный урок (история + ИЗО) по теме "Русская живопись второй половины XIX века" 2008
Представлен конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству в 8-м классе по теме: "Русская живопись второй половины XIX века".
-
Повседневная жизнь в Новое время. Урок в 7-м классе 2008
Представлен конспект урока по теме: "Повседневная жизнь".
-
"Своя игра" – познавательная игра по истории России с древнейших времен до конца Смутного времени 2008
Данный урок представляет собой игровую форму проверки знаний учащихся по большому разделу истории России с древнейших времён до конца Смуты по типу "Своей игры". Цель урока: через диагностику уровня обученности учащихся стимулировать познавательный интерес к предмету.
-
"Изучение официальных символов Мурманской области в школе" (в помощь учителю) 2008
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости воспитания детей гражданами своей страны, формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины. Ознакомление с гербом и флагом Мурманской области входит в содержание патриотического воспитания детей.
-
Модульный урок истории в 6-м классе по теме "Владимир Святославович: от язычества к христианству" 2008
Данный урок позволяет сформировать образно-пространственное, целостное, системное представление у учеников о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны.
-
Исследовательский метод и его роль в изучении истории 2008
В работе рассказывается о том, какая роль отводится исследовательскому методу в изучении истории.
-
Урок истории России с использованем ИКТ в 10-м классе по теме "Россия накануне правления Петра I" 2008
Урок разработан для 10-го класса гуманитарного профиля. Цель учителя: познакомить учащихся с неизвестными страницами истории. (Период правления царя Федора и царевны Софьи является именно такой "забытой, замалчиваемой" страницей русской истории.) Показать возможный вариант модернизации России, начатый, но не продолженный последователями.
-
"Судьба реформ и реформаторов в России". Урок истории в 10-м классе 2008
В статье представлена методическая разработка урока истории в 10-м классе. Материал может быть использован как урок-семинар, урок систематизации знаний. На уроке используется элементы технологии Ю.Л. Троицкого.
-
Урок обществознания в 11-м классе "Я — будущий избиратель" 2008
Знания об избирательном процессе формируются к данному возрасту на уроках обществознания, права, истории и во внеклассной работе. Учащиеся хорошо знают процедуру выборов, права избирателя, принципы работы избирательных комиссий, ход предвыборной агитации и другие вопросы избирательного права. Задания в игре подобраны разноплановые, позволяющие проявить творчество, свою гражданскую позицию, критическое мышление, свои знания по вопросам, обсуждаемым на уроке. На протяжении урока учащиеся занимаются политическим моделированием ситуации, так как главная задача учителя на подобных уроках - способствовать формированию человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
-
Разработка урока по истории Древнего мира "Олимпийские игры". Использование методики сотрудничества 2008
Главной целью является выявление и развитие способностей учеников, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям новой жизни.
-
Урок-поэма в 5-м классе по теме "Древняя Греция" 2008
В данной методической разработке предлагается вариант проведения повторительно-обобщающего урока истории в 5-м классе по теме "Древняя Греция". Вместе со сказочным персонажем учащиеся погружаются в атмосферу изучаемой исторической эпохи и совершают увлекательное путешествие по Древней Греции.
-
Возникновение ислама и объединение арабов 2008
Предполагаемая разработка представляет собой комбинированный урок с использованием различных методов и способов освоения материала. Этот урок способствует развитию картографических и хронологических умений школьников, а также формированию повышенного интереса к изучению истории средних веков как к части мировой культуры.
-
Викторина "Я гражданин России" 2008
Проверяются знания учеников по вопросам избирательного права и знание истории демократии в нашей стране.
-
"Культура Древней Греции". Урок истории в 5-м классе 2008
Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации.
-
Урок истории в 5-м классе "Греко-персидские войны" 2008
Урок изучения нового материала, построен с использованием интерактивной доски. Сочетание материалов традиционного учебника и учебнго электронного пособия значительно активизирует внимание учащихся к содержанию изучаемого учебного материала, повышает качество излагаемого материала. Урок представлен в технологии интерактивного обучения.
-
Мероприятие по истории на тему "Памяти жертв политических репрессий посвящается…" 2008
Учащиеся 10–11-х классов изучают сложнейший период в истории России – ХХ век. Данное мероприятие позволит глубже осветить тяжелейший пласт в истории страны – период политических репрессий, направленных против собственного народа и оказавший влияние на дальнейшую судьбу страны; воспитать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей.
-
Урок истории, 5-й класс. Тема: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу" 2008
Представленный урок — пятый урок в теме "Древняя Греция". На уроке формируется представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики, продолжается работа по формированию общеучебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой, развивается и поддерживается интерес к предмету.
-
Рабочие программы по обществознанию, 9–10-е классы (базовый уровень) 2008
В статье приводятся разработки рабочих программ по обществознанию для 9–10-х классов. Дети готовятся к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения прав человека и законов нашей страны, учатся оценивать свои способности.
-
Урок — интеллектуальная игра "Быт и традиции населения Кубани" 2008
Любовь к своей стране невозможна без любви к природе и истории своего края. Данный урок рассчитан на изучение традиций и быта кубанского народа в 8-м классе. В частности, рассматриваются обычаи сватовства казаков, изучается казачий словарь.
-
Разработка урока по теме "Северо-Восточная Русь в XII веке" 2008
Методическая разработка урока по теме «Северо-Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов.
-
Урок по новой истории в 8-м классе по теме "Признаки империализма" 2008
Урок по новой истории в 8-м классе на тему «Признаки империализма» помогает выяснить причины, процесс и последствия образования монополий; развивать навыков у учащихся работы по опорным схемам; раскрыть значение новых понятий к теме с помощью опорных схем.
-
Информационные технологии в преподавании истории 2008
Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.
-
Личностный подход к обучению и воспитанию через лекционно-семинарско-зачетную систему преподавания истории 2008
В данной статье приводится система работы учителя в старших классах с использованием лекционно-семинарско-зачетной системы преподавания, которая позволяет осуществлять гуманизацию образования, ставить личность в центр образовательного процесса. Цель работы — формирование личности, способной ориентироваться во всем многообразии современного мира.
-
Спецкурс "Переселение части колхозников Чурапчинского района в Булунский, Кобяйский и Жиганский районы Якутской АССР в 1942 году" 2008
В школьной программе трудовой героизм советского народа в годы Великой Отечественной войны показан недостаточно, но ведь Великая Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Трудящиеся Якутии внесли достойный вклад в дело Победы, в том числе трудящиеся Чурапчинского района, отправленные на рыбный промысел в Булунский, Кобяйский и Жиганский районы.
-
Использование спектра информационных технологий для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках истории 2008
На современном этапе к центральному ядру обучения относят ключевые компетенции, которые в совокупности рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности для решения практических задач. Информационные технологии являются одним из направлений формирования ключевых компетенций. Автор сделал попытку обобщить свою деятельность в использовании ИТ для формирования ключевых компетенций на уроках истории.