Урок по истории в 11-м классе. "Репрессии в СССР. Как все начиналось? Почему это было возможно?"

Разделы: История и обществознание


Обоснование темы и методики урока.

История нашей страны богата разнообразными событиями. Много героических подвигов совершил наш народ и в борьбе с монголо-татарами, в борьбе с немцами и шведами, с французами и фашистами. Много прекрасных городов построено руками строителей. История это люди, прежде всего. Но о периоде репрессий в нашей стране говорят не много. Всем известно, что это было. Репрессии затронули многих людей, многие семьи. Пострадали невинные люди, дети, которые были лишены родителей. Но сегодняшние ученики об этих событиях знают очень мало. Считаю необходимо регулярно проводить уроки на тему политических репрессий. Тогда они не смогут повториться в истории нашего народа. Думаю, что ученики будут больше любить свою Родину, если поймут что такое Добро и Зло, Справедливость и Человеколюбие. Урок даст начало знакомству с Соловецким монастырём, местом, где появился первый лагерь. Позже в систему ГУЛАГа будет входить множество лагерей. После проведения урока я планирую, повести ребят в музей Сахарова, где мы продолжим знакомство с этой темой.

Тип урока: урок усвоения новой информации, работа с документами разного типа.

Форма урока: урок, комбинированный с показом презентации.

Цели и задачи:

  • ознакомить учащихся с историей политических репрессий,
  • познакомить с Соловецким монастырём, местом, которое стало первым лагерем в будущей системе ГУЛАГа.
  • показать с каким мужеством переносили люди все испытания выпавшие на их долю, многие продолжали вести активную жизньнаходясь на грани жизни и смерти. Не теряли человеческого обликаи верили, что история всё расставит по местам.
  • развивать у учащихся чувство сопричастности и уважения к прошлому своего народа.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа по группам.

Методы и технология урока:

  • объяснительно-иллюстративные,
  • поисково-исследовательские,
  • использование коммуникативных технологий.

Предварительная работа:

  • создание презентации, выбор фильма о Соловецком монастыре.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • телевизор для
  • показа видеозаписи, портреты репрессированных военачальников.

План занятия:

  1. Репрессии в СССР. Когда начались, кто первым попадал под колесо репрессивной машины.
  2. Соловецкий монастырь – первый лагерь для инакомыслящих.
  3. Самые известные заключённые Соловецкого лагеря.
  4. Эти события не должны повториться?

Ход урока

Урок начинается песней “Широка страна моя родная”.

На экране презентация по теме “Репрессии в СССР”. Приложение.

Учитель задаёт вопрос: Что такое репрессии? (Даем определение понятию и смотрим на экран).

1 кадр. Количество репрессированных. Официальные и неофициальные данные.

2 кадр. Репрессии в армии.

3 кадр. Число репрессированных в 1948-1953 годах.

4 кадр. Когда начались репрессии в СССР? Против кого они были направлены? Почему репрессии были возможны в СССР? (Это главные вопросы для рассмотрения на уроке).

5 кадр. Карта, на которой нанесены места лагерей в СССР.

Учитель задаёт вопрос: Когда начались репрессии в СССР?

Ученики дают ответы. Учитель сообщает о том, что первые лагеря возникают ещё в 1918 году. Одним из таких первых лагерей был Соловецкий лагерь.

6 кадр. Изображение Соловецкого монастыря.

Ученик рассказывает кратко историю возникновения Соловецкого монастыря.

В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга.

В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигают Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобные Савватий и Герман прожили шесть лет.

Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Текст жития повествует о чудесном видении. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь.

Преподобный Зосима стал игуменом обители. Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма.

Учитель: - Что такое СЛОН? Это Соловецкий лагерь особого назначения. После 1917 года большевики, конечно, закрыли монастырь. Затем в монастыре появился первый лагерь, в который начали ссылать…?

Реально же захват большевиками власти в стране означал для Соловков замораживание привычных форм жизни. Монастырь переименовали в Кремль, Белое озеро - в Красное. "Суровая климатическая обстановка, трудовой режим и борьба с природой будут хорошей школой для всяких порочных элементов!" - постановили победители и создали в 1920 году на территории монастыря, известного своими тюремными традициями, концентрационный лагерь для своих соотечественников - военнопленных Гражданской войны. В 1923 году этот лагерь перерос в СЛОН - Соловецкие лагеря Особого Назначения. Парадоксально, но первыми узниками СЛОНа оказались активисты тех политических партий, которые прежде были союзниками большевиков в борьбе за власть. Особое Назначение Соловецких лагерей состояло в том, что там для "исправления", а не за провинность, первоначально изолировались люди, представляющие угрозу для советской идеи лишь только фактом своего существования. Активных противников власти, посмевших взять в руки оружие или пытавшихся публично высказывать свое мнение, большевики уничтожали сразу. В концлагеря же заключались те, чье воспитание не согласовывалось с коммунистической практикой, те, кто в силу своего образования, происхождения или профессиональных знаний оказались "социально-чуждыми". Большая часть этих людей была брошена в Соловки не по приговорам суда, а по решениям различных коллегий, комиссий, совещаний...

У Полярного круга возник полигон - там, вдали от посторонних глаз, постепенно стала отрабатываться организация охраны и практика расстрелов, обсуждалась вероятность применения отравляющих газов и технология захоронения трупов; определялись нормы питания и изучались возможности массового использования принудительного труда. Соловецкие охранники, прошедшие школу на островах, возглавляли потом лагерные Управления по всему СССР. На Соловках внедрялась индустрия создания граждан с принципиально новым - советским сознанием. Руководители системы считали, что ими создана "ФАБРИКА ЛЮДЕЙ".

Заключенный Михаил Никонов назвал это предприятие "АДСТРОЕМ".

- Кого начали ссылать в этот лагерь? (беседа по этому вопросу)

Смотрим видеозапись о Соловецком монастыре (5минут).

7 кадр презентации. Схема Соловецкого лагеря.

Командировка Секирная гора штрафной изолятор лагпункта № 2 (Савватиево).

На Секирной горе содержатся приговоренные к тяжелым работам. Например, заставляют носить воду десять раз в день по лестнице протяженностью около трехсот ступеней.

Из воспоминаний Б. Седерхольма

С Секирной горы редко кто возвращается обратно, а если и возвращается, то с увеличенным сроком пребывания в лагере, так как административная коллегия имеет право выносить приговоры, помимо Москвы, включительно до смертной казни! Этим правом коллегия пользуется в самом широком объеме. Однажды мы наблюдали партию заключенных с Секирной горы, гонимых для работ по засыпке кладбища цинготных и тифозных. Это кладбище отравляло окрестности зловонием, так как подпочвенная вода размыла ямы-захоронения. О приближении штрафников с Секирной горы мы догадались по громкой команде: - Прочь с дороги! Разумеется, все шарахнулись в стороны, а мимо нас вели истощенных, совершенно звероподобных людей, окруженных многочисленным конвоем. Некоторые были одеты, за неимением платья, в мешки. Сапог я не видел ни на одном.

Из отчета польской разведки "УСЛАГ.1928п1932 гг."

В большом соборе помещался страшный Секирный изолятор. Там же, у этого изолятора производилась большая часть расстрелов заключенных по приговорам ИСО. Здесь, в лагере, в уменьшенном виде воспроизводилась жизнь на воле. В лагере было свое ГПУ п это ИСО и своя Лубянка - это Секирный изолятор. Попавший в Соловки мог поиметь за преступления в лагере новое "дело", получить по этому делу новый срок или расстрел на Секирной горе. Мы, иронизируя по этому поводу, делили СССР на большие Соловки и "Соловки малые" - наше теперешнее место пребывания.

М. Никонов.

Остров Анзер в шести километрах от Главного острова штрафная командировка. В 1932 году численность заключенных в лагпункте Анзер - около 400 человек.

Как на материке заключенные боялись попасть в Соловки, так узники Большого Соловецкого острова боялись попасть на Анзер. И, наоборот, все рвались перебраться с острова Анзер на Соловецкий остров.

Из воспоминаний Н. Жилова

Из следственного дела № 885

Я видел в окно, как из четвертого барака голых людей в двадцатиградусный мороз гнали с горы вниз, к озеру, где находилась баня, и после бани обратно в гору. После этого часть из них попадала в лазареты. В день умирало до двадцати человек.

Показательные расстрелы

"Людей расстреливали днем. Что ж, нельзя было ночью, тихо? А зачем же тихо? - тогда и пуля пропадает зря. В дневной густоте пуля имеет воспитательное значение. Она сражает как бы десяток за раз.

Расстреливали и иначе - прямо на Онуфриевском кладбище, за женбараком (бывшим странноприимным домом для богомолок) - и та дорога мимо женбарака так и называлась расстрельной. Можно было видеть, как зимою по снегу там ведут человека босиком в одном белье (это не для пытки! это чтоб не пропала обувь и обмундирование!) с руками, связанными проволокою за спиной - а осужденный гордо, прямо держится и одними губами, без помощи рук, курит последнюю в жизни папиросу.

Работа с документом: “ Письмо заключенных Соловецкого концентрационного лагеря в президиум ЦИК ВКП (б) о невыносимых условиях своей жизни. 14 декабря 1926 года”.

Письмо заключенных Соловецкого концентрационного лагеря в президиум ЦИК ВКП (б) о невыносимых условиях своей жизни. 14 декабря 1926 года

Обращаемся с просьбой, которой просим уделить минимум внимания.

Мы заключенные, которые возвращаемся из Соловецкого концлагеря по болезни, которые отправлялись туда полные сил и здоровья, – в настоящее время возвращаемся инвалидами, изломанными и искалеченными морально и физически. Просим обратить внимание на произвол и насилие, царящие в Соловецком концлагере, в Кеми и на всех участках концлагеря. Такого ужаса, произвола и насилия и беззакония даже трудно представить человеческому воображению. Отправляясь туда, даже в мыслях не предполагали такого кошмара и теперь искалеченные, сами и от нескольких тысяч людей, там находящихся, взываем к руководящему центру Советского государства положить предел царящему там ужасу. Недостаточно того, что ОГПУ бесконтрольно, без суда высылает туда даже в большинстве случаев невинных, в большинстве рабочих и крестьян (не говоря о преступниках, заслуживающих наказания). Бывшая царская каторга в сравнении с Соловками на 99% имела больше гуманности, справедливости и законности. Высылаются люди в Соловки, в большинстве пролетарии, без всякого повода и дела, имевшие несчастье в годы общей разрухи, нищеты, голода и холода попасть в водоворот борьбы за существование и совершившие преступления, за каковые в свое время наказание перед законом и обществом понесли и возвратились к честному труду, от которого временно, повторяем, уклонились. Т. е. считаем, что кошмарное прошлое с голодом и муками прошло и тихо, и мирно работали на госфабриках и заводах, и несмотря на это, большинство находящихся на Соловках сняты с работ, оторваны от честного труда и семьи. Семьи и дети брошены на произвол судьбы, увеличив тем и без этого огромные кадры беспризорных. Это не выдумка, а факты, которые всегда можно проверить. Но этого недостаточно. Пусть было бы так, раз существует такое право или закон, что людей можно невинно наказывать. Но почему нельзя дать хотя бы возможное существование, не обрекая на муки и страдание. Например: люди, имеющие деньги, устраиваются за те же деньги и вся тяжесть опять ложится на рабочих и крестьян, к несчастью не имеющих денег. И влачат жалкое существование при непосильных работах раздетые, чуть ли не голые, питаясь падалью, так как паек выдается при непосильных работах ничтожный. Если я сапожник, то за 20–30 руб. могу быть слесарем, так же и другие примеры есть сотни и тысячи. Избиение и издевательство дошло до таких кошмарных пределов, что выразить невозможно. Люди мрут как мухи, т. е. умирая медленной, мучительной смертью. Повторяем, что все эти муки и страдания ложатся на плечи лишь пролетариату, не имеющему денег. Т. е. на рабочих, имевших несчастье, повторяем, попасть в полосу голода и разрухи, сопровождавшихся после октябрьских событий, и, совершив преступления, лишь спасая себя и семьи от голодной смерти, за каковые наказания в свое время понесли однажды, и громадное большинство стали на честную трудовую дорогу. Теперь за прошлое, за которое вину искупили, караются снова, срываются с работ и главное, что вся тяжесть вопиющего произвола насилия и беззакония, царящего в Соловках и других участках концлагеря ОГПУ, ложится на плечи рабочих и крестьян. Другие же, как то контрреволюционеры, спекулянты и т. д., имея полный кошелек, в социалистическом государстве устраиваются и живут припеваючи. А рядом, в буквальном смысле слова, от произвола и беззакония, благодаря надзору, который сплошь состоит из отбывающих наказание агентов и сотрудников ГПУ и др[угих], погибают с голода и холода при непосильной 14–16-ти часовой работе рабочие и пролетарии, не имеющие денег.

Жаловаться или писать что-либо – “сохрани Аллах”, подведут махинацию под искусственный побег или что-либо другое и расстреляют как собаку. Выстраивают на линейку голых и босых при 30-ти градусном морозе и держат по часу. Трудно описать весь тот хаос и ужас, который творится в Кеми, на Соловках и других участках концлагеря. Все приезжающие ежегодно комиссии открывают массу злоупотреблений. Но все это в сравнении с действительностью только часть того ужаса и произвола, которые случайно открывает комиссия (например, этот факт один из тысячи, который зарегистрирован в ГПУ и за который виновные понесли наказание – “заставляли есть свое испражнение”). Проверьте, “товарищи”, если смеем так выразиться, этот факт, о действительности которого, повторяем, имеются в ОГПУ официальные доказательства, и посудите до какой степени доходит наглость и издевательство надзора, желающих пробить себе карьеру. Все то, что удается случайно открыть комиссии, это одна сотая доля, так как все показывается в таком виде комиссии, как светлейший князь Потемкин показывал Екатерине II живые картины при проезде ее по Таврии в Крым. Да и комиссия бывает один раз в году, а остальное время заключенные отрезаны от всего мира: голые, голодные и стонущие от непосильных работ по 16-ти часов в сутки остаются во власти издевательств и разных унижений, не смеют ни говорить, ни жаловаться. Не преувеличивая можно сказать, что это “испанская инквизиция”. Кодекс о труде и 8-ми часовой рабочий день или праздный отдых – одна фантазия. И если 50% оттуда возвращается, то в большинстве случаев (не говоря про людей, имеющих деньги, так как за деньги их хорошо устраивают) это живые трупы. А везде и всюду говорится и пишется, что советская власть не карает, а исправляет. Мы – также живые трупы, решили описать, хотя приблизительно, как умеем жизнь в соловецких концлагерях ОГПУ. И нельзя далее привести пословицу: “Это – не жизнь, а каторга”, так как это сравнение, как говорят люди, бывшие в каторге, не подходит. Мы уверены и надеемся, что в партии ВКП(б), как нам сказали, есть люди гуманные и отзывчивые. Возможно, что Вы подумаете, что это наша выдумка, но клянемся вам всем, что есть для нас святого, что это только частица той кошмарной правды, так как нет никакого смысла выдумывать. Мы повторяем, будем 100 раз повторять, что, да, действительно есть и виновные, но большинство страдает невинно, как выше описано. Слово “закон” по закону в концлагерях ГПУ не существует, а есть лишь единая самодержавная воля самодуров, т. е. сотрудников, отбывающих наказание и имеющих власть над жизнью и смертью. Все вышеописанное есть правда, и мы просим, сами стоящие на краю могилы за 3 года на Соловках, в Кеми и других участках, улучшить жалкое мученическое существование людей там находящихся и стонущих под игом произвола, насилия и полнейшего беззакония ОГПУ. С настоящим посылаем письмо в таком же духе в МОПР, в РКИ и (даже совестно сказать) хотим описать нашим братьям рабочим других стран о таком неслыханном произволе и беззаконии в соловецких концлагерях ОПТУ с надеждой, что справедливость восторжествует.

К сему подписываем: Г. Железнов, Виноградов, Ф. Белинский.

Ребята, читая документ, выясняют:

- с какой просьбой обращаются заключённые в президиум ЦИК ВКП (б)?

- что они говорят о своей жизни в лагере?

В начале 1937 года СЛОН были преобразованы в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). На протяжении почти двух десятилетий, до 1939 года, сотни тысяч заключённых плотно заполняли помещения кремля и отдельных скитов, осуждённые жили в старых землянках, душных бараках, едва отапливаемых монастырских зданиях. Администрация лагеря равнодушно относилась к протестам заключённых и постепенно ужесточала режим. Во второй половине 30-х годов с ростом в стране репрессий на острова попадают многие учёные, старые партийные кадры, работники Коминтерна, работники НКВД, эмигранты, деятели культуры. Среди заключённых Соловецкого лагеря выдающийся философ, математик, химик, инженер П.А. Флоренский. Историки Никольский, Анциферов, Гордон, крупнейший исследователь древнерусской литературы Лихачёв Дмитрий Сергеевич. И огромное количество нам неизвестных имён.

Сейчас работники Соловецкого музея составляют списки бывших заключённых Соловецкого лагеря. Соловецкий лагерь входил в общую систему ГУЛАГа. Первое упоминание собственно о ГУЛАГе (Главное управление лагерей ОГПУ) можно найти в приказе ОГПУ от 15 февраля 1931.

В книге российского политического деятеля, бывшего заключенного ГУЛАГа И. Л. Солоневича “Россия в концлагере”(1934, София) отмечалось: “Я не думаю, чтобы общее число всех заключенных в этих лагерях было меньше пяти миллионов человек. Вероятно, – несколько больше. Но, конечно, ни о какой точности подсчета не может быть и речи”. Известный публицист A. В. Антонов-Овсеенко (сын растрелянного советского военачальника В. А. Антонова-Овсеенко) считает, что с января 1935 по июнь 1941 было репрессировано почти 20 млн. человек, из которых 7 млн. расстреляли.

Учитель задаёт вопрос:

- Почему это было возможно? Зачем нужно было запускать эту репрессивную машину? (выслушиваем мнения учащихся).

Культурно-просветительские программы лагеря – театр, библиотека, музей, выпуск литературного журнала – были слабым утешением для заключённых.

Ученик рассказывает о поэте Юрии Казарновском. Читаем несколько его пародий на стихи известных поэтов.

Другой ученик рассказывает об актёре Вацлаве Яновиче Дворжецком и театре на Соловках. (Если на первом уроке времени будет недостаточно, то о поэзии, театре и журнале речь пойдёт на втором уроке.)

Подводим итог урока. В итоге урока говорим о том, как не допустить повторения этих событий. Как должно развиваться государство, чтоб репрессии не повторились.

Литература и источники:

  1. Скопин В.В. “На соловецких островах” М. 1990 год
  2. Школьные уроки по теме “История политических репрессий и сопротивление несвободе в СССР”. Публикации Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова. М. 2006 год.
  3. Материалы сети Интернет посвященные Соловецкому монастырю.