В связи с идущими процессами модернизации российского образования современная школа стремится уделять все больше внимания развитию познавательной активности обучающихся, стремится научить их мыслить самостоятельно, сформировать у них умения и навыки, необходимые для исследовательской деятельности. На уроках истории от обучающихся требуется умение работать с большими объемами информации, различного рода источниками, документами. Формирование этих умений наиболее эффективно происходит при использовании метода проектов. Ведь он предполагает множество активных форм работы, вовлекающих в творческую, исследовательскую деятельность всех учащихся. Его использование позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. Разумеется, в средней и в старшей школе этот метод применяется в разных формах. Позвольте познакомить Вас с разработкой урока, на котором элементы метода проектов применялись в 5 классе при изучении культуры и искусства древней Индии.
Цели урока:
- Образовательные: опираясь на знания учащихся о природе, социальном строе и особенностях исторического пути Индии в эпоху древнего мира, сформировать первичные представления о вкладе этой страны в мировую культуру, об особенностях культурного процесса в этой стране.
- Развивающие: продолжить формирование умений учащихся выделять главную мысль в тексте, формулировать ответ на основании полученных данных, работать в группе, представлять результаты своего труда.
- Воспитывающие: создать условия для развития коммуникативных навыков у детей, продолжить формирование культуры поведения учащихся при работе в коллективе.
Оборудование урока:
- Листы картона для работы в группах
- Клей, карандаши, фломастеры
- Магниты для прикрепления плакатов к доске
- Пакеты с раздаточным материалом для работы в группах, содержащие в себе текст с новым материалом (1 экземпляр на каждого участника группы) и иллюстрации.
Ход урока
План | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Предлагает учащимся занять места за столами таким образом, чтобы в каждой группе было равное количество учеников; представителям групп предлагает подойти к столу и получить пакеты с раздаточным материалом. | Распределение по рабочим группам, подготовка к занятию, получение пакетов с раздаточным материалом. |
2. Введение в тему урока | Объявляется тема урока – “Культура Древней Индии”. Дается задание – в течение 20 минут группе необходимо ознакомиться с содержимым пакета, подготовить устный ответ на вопросы к представленному тексту и подготовить плакат, иллюстрирующий тему их выступления. Для успешной работы предлагается распределить обязанности в группах – кто готовит в первую очередь плакат, кто – устный ответ, кто следит за временем. | Распределяют обязанности, знакомятся с содержание раздаточных материалов. |
3. Работа с новым материалом | Следит за работой в группах, помогает в случае возникновения вопросов или каких-либо проблем. | Готовят плакаты и устные ответы. |
4. Закрепление материала | Предлагает группам поочередно представить свою работу классу; в случае необходимости задает отвечающим наводящие вопросы. Учащиеся из других групп получают задание – подготовить свой вопрос докладчикам. На устный ответ и вопросы отводится 5 – 6 минут каждой группе. | Вывешивают подготовленный плакат, проводят устную презентацию своего доклада, отвечают на вопросы учителя и учащихся из других групп. |
5. Домашнее задание | Чтение параграфа “Культура Древней Индии”, подготовка устных ответов на вопросы после параграфа. | Запись домашнего задания |
Оформление доски:
На одном из крыльев доски обозначена тема, время, отводимое для выполнения задания.
Центр доски остается свободным, там во второй половине урока магнитами крепятся плакаты, подготовленные учащимися. Желательно, чтобы перед доской было свободное место, где могут свободно разместиться выступающие.
Пример раздаточного материала для одной из групп.
Группа 1. “Ведическая религия и культура Индии”
Текст: Ведическая религия и её влияние на культуру Индии.
Вторгшиеся в Индию племена ариев объединяла вера в общих богов и почитание священной книги – Веды (“знания”). Уже в Индии их религиозные представления соединились с представлениями местных народов и возникла богатая религиозная культура - индуизм.
Издавна индусы поклоняются священной реке Ганг. По их представлениям она течет с неба из мира богов, протекает через мир людей и скрывается в подземном мире мертвых. Поэтому ежегодно сотни тысяч индусов приходит молиться к священному Гангу. Многие из них мечтают, что после смерти их сожгут, а останки бросят в Ганг. Таким образом им будет легче очутиться в стране мертвых.
Отличительная особенность индуизма – многобожие. Древние индийцы считали, что боги, как и люди, любят вкусную еду, красивую одежду, так же дружат и ссорятся. Они живут во дворцах, сражаются и ездят на колесницах. Их мир организован подобно человеческому обществу.
Богами наиболее древнего происхождения считаются Сурья (бог солнца), Дьяус-Пи тар (бог неба), Ушас (богиня утренней зари), Парджанья (бог грозы), Сарасвати (богиня реки того же названия), Агни (бог огня). Особенно почитался Индра – повелитель дождя, победивший Вритру – демона засухи. Позже главными богами индийцев стали Брахма (начало всех начал в мире), Шива (разрушитель) и Вишну (охранитель).
Вишну древние индийцы представляли себе в виде прекрасного юноши, возлежащего на мифическом змее Шеше, который плавает в водах космического океана. У Вишну четыре руки, в них он держит раковину, колесо, палицу и цветок лотоса. Вишну обладает даром превращаться в животных и людей. Однажды, оборотившись карликом, Вишну пришёл к царю демонов Бали и попросил подарить ему столько земли, сколько он сможет покрыть тремя шагами. Рассмеявшись, Бали охотно дал разрешение, но скоро пожалел об этом: карлик вырос до гигантских размеров и первым же шагом покрыл небо, а вторым землю. Третьего шага, видя ужас Бали, великодушный Вишну делать не стал.
Высоко в Гималаях на горе Кайласа обитает бог Шива. Вид его грозен – Шива обвит кобрами, одет в тигровую шкуру, носит ожерелье из черепов. Он многолик и многорук, на лбу его всеиспепеляющий третий глаз. Как говорит предание, спасая людей, Шива выпил яд и его шея посинела. Поэтому его часто называют “Синегорлым”. В руке у Шивы трезубец, а выступает он всегда в сопровождении быка Нандина. У Шивы и его жены Парвати, что означает “Горянка”, два сына. Первый – четырёхрукий Ганеша, человек с головой слона, едущий на крысе. До сих пор Ганешу почитают как бога мудрости и удачи. Его брат, бог войны Сканда, имеет шесть голов. Ездит он на огромном павлине, держа в одной руке лук, а в другой – стрелы.
Древние индийцы обожествляли животных. Особенно почиталась священная корова Сурабхи, что в переводе означает “хорошо пахнущая”. По преданию, эта корова пребывает в раю бога Индры. Поклонялись индийцы и змеям – нагам.
Особым почтением в обществе ариев пользовались брахманы-жрецы. Для ариев это было естественно, ведь они считали, что брахманы, защищая и представляя людей перед богами, обеспечивали нормальное состояние для жизни человеческого коллектива. Индуизм – религия жертвоприношения и ритуалов.
Скоро распространилось мнение, что некоторые особенно набожные люди могут стать святыми, фактически равными богам. Для этого желающие уходили в леса и становились аскетами – проводили время только в молитвах и питались исключительно тем, что попадалось им в руки. Считалось, что такое умерщвление плоти давало им удивительную силу – тапас. Такие лесные аскеты, как считали индийцы, могли стать даже могущественнее богов.
Древние индийцы считали, что все предметы внешнего мира способны, как и человек, чувствовать боль, страдание, радость. Считалось, что каждое существо состоит из двух частей – материальной (тело) и бесплотной (душа). Тело смертно, а душа вечна. И древние индийцы верили в то, что смерть, не окончательное прекращение существования. Душа после смерти не погибает, а переселяется в другое тело. Это может быть тело человека того же общественного состояния, но царь может возродиться и разбойником, бедняк – богачом, брахман – шудрой. Человек может возродиться в виде любого растения или животного, даже самого презренного и нечистого.
Какое тело достанется душе человека после смерти, поднимется ли она по лестнице, ведущей от низших видов жизни до небожителей, или, наоборот, опустится, зависело от поведения человека при жизни. Жизненное деяние (карма) определяет судьбу человека. Чтобы обеспечить благоприятное возрождение, человек должен совершать хорошие поступки и не совершать дурных. Нормы, определяющие добродетельность человека и правила жизни, назывались у индийцев дхармой.
Задание: на основании прочитанного текста,
используя учебник и иллюстрации, подготовьте
ответ на вопросы:
Что такое ведическая религия?
Устный ответ команды не должен занимать более 3 минут
Иллюстрации для работы группы получены с CD-дисков, часть предложенных учащимся иллюстраций была вырезана из журналов; данное примечание касается всех групп; в качестве приложения каждая группа имела контурную карту Индии.
Тексты скомпилированы из книг, включенных в список литературы к уроку.
Образцы плакатов, полученных в результате работы учащихся в группах: (Приложение)
Литература:
- Атлас Древнего мира. (CD)
- Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. – М.: Просвещение, 1996.
- Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. – М.: Просвещение, 2003.
- Индуизм (диск из серии “Библиотека Direct Media”).
- История. 5 класс. Мультимедийное пособие нового образца. Просвещение, 2002.
- Колпаков С.В., Селунская Н.А. История Древнего мира: учебник для 5 класса. – М.: “Новый учебник”, 2001.
- Мировая художественная культура. Учебник для 8 класса.
- Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 класс. - М.: ВЛАДОС, 2004.
- Шевченко Н.И. Сборник проблемно-развивающих заданий по курсам “История Древнего мира” и “История средних веков”. – М.: АРКТИ, 2002.
- Энциклопедия “Аванта+” (тома – Всемирная история, География, История религии).