Урок "Патриотизм и мужество русского народа в войне 1812 года"

Разделы: История и обществознание


Цель: Воссоздать панораму героических событий 1812 г. Определить характер войны и главную причину победы. Обобщить факты доблестной борьбы русского народа. Воспитывать уважение к боевому прошлому Родины.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

(слайд)

“Умереть – так только за Отчизну,
Жить – так только Родиной дыша”.

- Эти слова Муссы Джалиля сегодня мы посвящаем доблести, мужеству, горячей любви к Родине русского народа в войне 1812 года. Мы перелистаем героические страницы тех великих событий и убедимся, что потомки помнят своих героев.

(слайд) - Шесть месяцев 1812 года, в которые наполеоновская армия вторглась в пределы России, дошла до Москвы, вступила в русскую столицу, а затем была изгнана с территории нашей страны, во многом определили характер эпохи. А мы с вами попробуем определить характер самой войны и главную причину победы, а также ответить на вопрос А.С. Пушкина:

(слайд)

“Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог”.

Решать поставленную задачу мы будем с вами по алгоритму (слайд).

- Ребята, каковы причины войны для России?

А задачи России в войне?

(слайд) Карта.

- В ночь с 11 на 12 июня 1812 года французские войска переправились через Неман. Наполеон рассчитывал дать генеральное сражение уже вблизи границы и навязать России невыгодные для неё условия.

Но армия Барклая-де-Толли и Багратиона отступали, уклоняясь от генерального сражения, увлекая за собой врага в глубь страны, ведя упорные бои с противником.

(слайд)

Смоленское сражение.

- 4 августа враг устремился к Смоленск и был встречен у стен его горстью неустрашимых россиян. 12 часов продолжалось сражение перед стенами и на стенах Смоленска.

(слайд) - Русские не отступали ни на шаг, дрались как львы. Французы ломились в ворота, бросались на валы, но не могли овладеть городом. Тогда Наполеон приказал жечь город, который не смог взять грудью.

(слайд) - Среди героев – защитников Смоленска был генерал Раевский, который с двумя своими сыновьями, встав впереди солдат воскликнул: “Вперед, ребята за веру и Отечество. Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь”.

- Ребята, назовите нравственные черты, характеризующие поступок генерала.

(любовь к Родине, мужество, отвага)

Русский народ проявлял такое мужество, перед которым склоняли голову даже враги.

(слайд) - Примером смелости и героизма служит подвиг А. Скалона, который возглавил контратаку русской кавалерии в битве за Смоленск и был сражён картечью. Тело попало в руки врага и Наполеон, лично увидев мужество героя, поставил его, а пример своим солдатам.

… В Смоленске среди других памятников есть памятник русскому генералу Антону Скалону. На нём кроме даты гибели высечены слова: “Похоронен в присутствии генерала Наполеона со всеми воинскими почестями”.

- Как вы считаете, кто кроме командиров, играет решающую роль в ходе любого сражения?

- Но самым главным героем Смоленского сражения был простой российский солдат. Среди защитников Смоленска были и наши земляки самарцы. В составе дивизии генерала Неверовского, 14 августа они отразили 40 атак противника, задержав французов почти на сутки. Здесь под Смоленском проявляя мужество и героизм, русские солдаты заслоняли порог Москвы, в Россию двери.

В тот день, когда над Волгой прогремел набат, извещающий о наступлении Наполеона они уже принимали боевое крещение.

- Какое сражение было главным в ходе войны?

Одна из самых героических страниц войны – Бородинская битва.

(слайд) - В зимнем дворце находится уникальный памятник войны 1812 года. В одном из музейных залов представлено более трёхсот портретов русских военачальников и офицеров – участников Бородинского сражения.

И один из них портрет Звезды первой величины – Главнокомандующего князя М.И. Кутузова (Сообщения учащихся о Кутузове).

- Одному из командующих русской армией Д. Давыдов посвятил такие строки:

(О ком они?)

“О, ринь меня на бой
Ты опытный в боях
Ты, голосом своим рождающий в полках
Погибели врагов предчувственные крики
Вождь, героический (Багратион) великий”.

(слайд) Кутасов.

- Большинство русских офицеров – участников Бородинского сражения были очень молоды. Самым юным генералом был Александр Кутасов. Этот великий чин смельчак получил в 22 года, а в 27 лет он командовал всей артиллерией на Бородинском поле. (Сообщение о Кутасове).

(слайд) - В Бородинском сражении русские солдаты и офицеры проявили чудеса храбрости при обороне Шевардинского редута, Багратионовых флешей, подвиг батареи Раевского, всё это вошло в историю русской славы. Будущий декабрист Пестель стоял по колено в крови, но не отступил. Никогда ещё мир не знал такой кровопролитной битвы. На Бородинском поле было убито больше 100 тысяч человек. Узнав о потерях, М.И. Кутузов решил отступить.

(слайд) Наполеон о Бородинском сражении, сказал следующее:

Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми.

- Итак, Кутузов решил отступить.

На военном совете в деревне Фили Кутузов принял решение оставить Москву без боя.

- Можно ли назвать Кутузова истинным патриотом?

- Взяв всю ответственность за судьбу армии, и страны Михаил Илларионович заявил: “С потерей Москвы не потеряна Россия. Если же мы потеряем армию, то потеряем и Москву и Россию”. Как показала история, это было единственное верное решение”.

- Послушайте стихотворение А.С. Пушкина и объясните, какие события в нём отражены?

Нет, не пошла Москва моя
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливую рукою.

- Напрасно Наполеон ждал ключи от Москвы. Он принимал ключи Берлина и Вены, ключи многих городов Европы, и всюду депутации вручали эти ключи императору Франции с низким поклоном. Но здесь, под Москвой всё было иначе. Наполеон вступал в покинутую жителями столицу.

В Москве начался пожар в результате, которого захватчики лишились продовольствия.

Находясь в русской столице, в среднем потерял 1,5 тысячи солдат в сутки.

- В отсутствии русской армии кто же мог наносить такой урон Французам?

- С первых дней войны народ включился в борьбу с захватчиками, создавались партизанские отряды, ополчения.  А после того, как была оставлена Москва, партизанское движение стремительно начинает шириться.

- Кого из партизан вы знаете? ( Сообщение о партизанах).

- Д. Давыдов, Герасим Курин, Александр Фигнер (владея французским языком) собирал ценные сведения в тылу врага, в том числе и в захваченной Москве. Все слои населения: дворяне, горожане, духовенство, крестьяне независимо от положения в обществе встали на защиту страны. В числе ополченцев были представители Самарско – Симбирского ополчения сформированного в конце 1812 года, 10 тысяч воинов участвовали в боевых действиях на Украине.

Алгоритм:

Итак, французы в Москве, давайте, определим дальнейшие пути действия Наполеон. (Анализ таблицы).

Первый путь: Зимовать в Москве.
Второй Путь: Подписать мир с Россией.
Третий путь: Зимовать на юге России.
Четвертый путь: Выход из Москвы.

Французы были вынуждены отступать по старой Смоленской дороге, неся огромные потери в сражениях с русской армией.

В начале войны 12 июня перешли русскую границу 420 тысяч французов, у Бородино сражались 135 тысяч, а при отступлении через реку Березину обратно переправились жалкие 10 тысяч человек.

Таким образом, каков итог войны для России? (полная победа).

А какова же самая главная причина победы? А кто же уничтожил эту многочисленную армию врага?

- Посмотрим, как на этот вопрос отвечал историк Тарле (работа с документом).

Теперь о войне мы знаем все и можем определить ее характер (справедливая, народная).

Такая война называется отечественной.

Итак, так каков же наш ответ Пушкину? (работа по алгоритму).

III. Итог урока.

- закончить урок мне хочется заветом потомкам вам, современному поколению:

В час испытаний поклонись Отчизне
По-русски, в ноги и скажи ей:
- Мать! Ты жизнь моя!
Ты мне дороже жизни!
С тобою - жить,
С тобою - умирать!
Будь верен ей.
И как бы не был длинен
И тяжек день военной маяты, -
Коль пахарь ты,
Отдай ей все, как Минин,
Будь ей Суворовым,
Коль воин ты.
Люби ее, клянись,
Как наши деды,
Горой стояли за жизнь ее и честь
Чтобы сказать в желанный час ПОБЕДЫ:
И моего здесь капля меда ЕСТЬ.

А.Кедрин.