Разработка урока по истории Древнего мира в 5-м классе по теме "Основание греческих колоний"

Разделы: История и обществознание


Тема:  Основание греческих колоний. (Великая греческая колонизация)

Цели:

  • формирование у учащихся представления о причинах и направлениях греческой колонизации;
  • развитие самостоятельности, творческих способностей;
  • продолжить формирование умения работы с картой, текстом.

Оборудование:

  • стихотворение;
  • карточка с заданиями;
  • контурные карты;
  • карта «Основание греческих колоний»
  • слайды с контурной картой;
  • карточки со словами (Ольвия, Херсонес, колония, метрополия, варвар)
  • цветные карандаши для ребят;
  • памятка рассказа;
  • 4 хитона, 4 тоги;
  • магниты;
  • магнитофон;
  • запись звука моря.

ХОД УРОКА

I. Ориентировочно-моивационный этап

1. Приветствие. Целепологание

– Добрый день, ребята.
– Прежде чем начать урок, я хочу вам рассказать одну историю.
На фронтоне древнегреческого храма был начертан девиз: «Познай самого себя». Авторами этих строк были 7 мудрецов древности. Что же они хотели сказать?
В то время знание о себе считалось вершиной, к которой нужно стремиться, подняться, чтобы узнать свои возможности.
Вот вы, ребята, знаете что вы умеете, какие  знания у вас имеются, приходя каждый день на урок, вы узнаете что-то новое, неизведанное. А, узнав, становитесь на ступеньку выше, чем были до этого.  И так изо дня в день поднимаетесь все выше и выше к той вершине, о которой  писали древние мудрецы.
Я желаю, чтобы к концу нашего  урока вы смогли подняться еще на одну ступеньку выше той, на которой вы  сейчас стоите. Что ж, в добрый путь!

– Ребята, я сейчас прочту вам стихотворение, на основе которого вы постарайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока. У вас на столах оно тоже есть, можете следить.

– Какая тема нашего урока?  (Ответы детей)
– Ребята, а что бы вам хотелось узнать по нашей теме?

Ответы детей:

– Что такое колония?
– Где они возникли?
– Почему уезжали?

Работа с новым понятием колония.
– Найдите рядом с текстом учебника определение этого понятия. Ответьте одним словом – поселение

Действительно, мы с вами сегодня выясним основные причины  и направления греческой колонизации.

 

 

Экран чист. На доске написана дата.

 

 

 

Карточка № 1 (Приложение  1)

Чтение стихотворение.

Запись темы на доске.

 

 

 

Прикрепление слова на доске

II. Операционально-исполнительский  этап

1. Изучение новой темы

– Ребята, давайте перенесемся в древний Афинский порт. Здесь собралось много народу. Послушаем их, о чем они говорят.
Мне нужно 4 желающих мальчика.

2. Сценка

– Ребята, посмотрите кто здесь представлен? (Демос и аристократия)
Участники сценки читают тексты.
– Итак ребята, по каким причинам они покидают родину? (Ответы детей)
– Представьте что вы – эллины. Живете в VIII в. до н.э. и перед вами встал вопрос:
– Куда отправиться?
– Где искать пристанища?

3. Работа с контурной картой

– У вас на столах лежат контурные карты. Обозначьте жирно точкой тот город откуда вы отправляетесь. Далее рисуете свой путь стрелками и в конце обозначаете пункт прибытия.
– Вам нужно также назвать выбранное вами направление.
Чтение стихотворения.

Все неизвестно! А пока туманы
Плывут под парусами корабля.
Там позади, – покинутая Эллада,
Там впереди чудесная страна.

– Мы отправляемся в путь…

4. Самостоятельная работа ребят

– Итак, уважаемые эллины, кто в каком направлении решил плыть?  Кто желает показать  свой путь на слайде?
– Итак, все три направления указаны
– А вот как это выглядит на исторической карте. Смотрите, как вы правильно сделали! Молодцы.

5. Творческое задание

– Вот причалило наше судно на берег неизвестной земли.
– Что вы здесь увидели?
– Опишите ваши первые впечатления от увиденного. Вспомните стихотворение, которое я читала.
(Ответы детей)

6. Работа с понятием

– Скажите, как греки назвали жителей, которых встретили в новой земле?    Варвар.
– Почему греки всех чужеземцев называли варварами. Попробуйте найти правильный вариант из предложенных на карточке. (Ответы детей)
– А какое место вы выберете для строительства нового поселения? Вам подскажет карта.

Примерные ответы детей:

– поближе к морю, с удобной бухтой;
– рядом с водой (рекой);
– где много земли;
– где есть свободное место…

– Согласна. Я бы тоже выбрала такое место. А древние греки так и сделали. Основали поселения, которые впоследствии стали большими городами. А названия им давали необычные, поэтические, которые выражали их чувства:
Феодосия, Ольвия, Херсонес… (Дается перевод названий городов)

– А как будет назваться тот город, откуда греки уезжали за море и основали колонии? Поможет найти ответ текст учебника.
Метрополия.

– Колонисты  не теряли связи с метрополией. Торговцы постоянно посещали колонии и привозили из Греции много товаров, а обратно вывозили другие товары.
– Какие?
Чтобы ответить, поработаем с текстом учебника и заполним схему. 
– Выпишите из текста, какие товары вывозили из Греции, а какие ввозили?

7. Самостоятельное заполнение схемы. Проверка.

 

Выходят ребята и одеваются  греческие хитоны и туники: 2 богатых греков, 2 – бедных. Им раздаются тексты.

 

Карточка № 2 (Приложение 2)

 

 

На слайде –  контурная карта

 

 

Звучит запись шума моря. Чтение стихотворения учителем. (Приложение 3)

 

 

 

Ребята показывают свой путь на контурной карте на слайде  и называют направление

 

 

 

 

 

Прикрепление  слова на доске
На карточках № 3 даны варианты ответов (Приложение 4).

 

 

 

 

 

Показ на исторической карте расположение городов.

 

Прикрепление слова на доске.

У ребят на столах есть карточки со схемами.
(Приложение 5)
Прикрепление на доске ватмана со схемой, где изображены товары. Рисунки закрыты листочками.

 По мере ответа детей, листочки убираются.

III. Рефлексивно-оценочный этап

– Вот и завершили мы с вами путешествие из Греции в новые земли. Оправдались ли ваши надежды, уважаемые эллины? (Ответы детей)
– Мне было приятно открывать с вами новые земли.

1. Домашнее задание

– Ребята, посмотрите, какое домашнее задание:
– Прочитать § 28, ответить на вопросы параграфа.
– Для желающих: составить рекламу, чтобы привлечь туристов посетить вашу колонию.

2. Закрепление материала

– Напоследок, давайте поиграем.

Да и  нет не говорите,
Только быстро напишите.

3. Выполнение работы

4. Самопроверка и выставление оценок

5. Итог

– Ребята, как вы думаете, вы смогли подняться на ступеньку выше той, чем были в начале урока? Почему так считает?
(Ответы детей)
– На этом урок окончен. Я благодарю вас, до свидания.

 

 

 

 

На доске написано д/з.
Для ребят приготовлены карточки.

 

На слайде появляются утверждения, необходимо написать «да» или «нет». Учитель громко читает., дети выполняют в тетрадях.
(Приложение 6)