Конспекты уроков истории по модульной системе. Личностно-ориентированная технология

Разделы: История и обществознание


Урок-образ — это первый этап каждой новой темы. Тема включает в себя всю совокупность новых типов уроков, но начинается с урока-образа.

Общая структура урока-образа в соответствии с представленными характеристиками.

Микромодуль мотивационного образа — это первый этап урока, в котором создаются условия для восхождения стихийного детского личностного опыта на уровень знаков и символов всей темы.

Микромодуль опережающего рационального представления. Его задача состоит в том, чтобы создать условия для восхождения неразвитого рационально-логического опыта детей на уровень опережающей рационально-логической схематики всей темы.

Микромодуль смысла — это создание условий для опережающих личностно-смысловых диалогов в контексте судьбы эпохи и судьбы школьника нового поколения.

Микромодуль действия — это опережающее для всей темы выполнение самостоятельного действия, в котором синтезируются воображаемые поступки, коллективные и персональные поступки субъектов и персон будущей темы. (Часто в виде театрализованных диалогов с персонами истории).

Микромодуль актуализации и проповеди — это создание условий для перевода детского сознания из абстрактных, опережающих образных схем смыслов и действий урока в структуру непосредственного опыта жизни для его понимания и гармонизации.

Предлагаю систему уроков по истории России, 10 класс. Тему: “Россия в XVI в.” взяла не случайно, во-первых, попробовала данную технологию (по Шоган В.В.), именно на этой тем и получилось, прямо на “отлично”. Во-вторых, на тему отводиться очень мало времени, а данная технология способствует экономному и продуктивному использованию учебного времени. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценке-проповеди.

Урок первый:

Тема урока: Эпоха Ивана IV Грозного.

Цель урока: Дать образное представление о первом царе нового формирующегося централизованного Российского государства.

Задачи урока:

  1. Расширить представления о личности Ивана IV;
  2. Способствовать созданию мотивационного образа первого царя;
  3. Создавать образные картины жизни и деятельности Ивана IV, как человека- правителя, политика;
  4. Развить образное мышление, умения и навыки работы с картой
  5. Воспитание чувства понимания и толерантности к друг другу и историческим персоналиям.

Оборудование: карта “Россия XVI в.”, полной презентации- вхождения в тему, репродукции “Иван Грозный” Антокольского, “Иван Грозный убивает своего сына царевича Ивана”, “Грановитая палата”, “Иван Фёдоров первый”, “Собор Василия Блаженного”, выставка книг по теме.

Ход урока:

Актуальная беседа:

Россия вступает в XVI в.

- Давайте вспомним, что же наша Родина пережила в прошлом (14-15 век)? Обратимся к своей памяти.

Учащиеся называют: события, личности, хронологию, процессы.

Настало время самопроверки и самоконтроля.

Линия времени: Что мы пропустили? О чём же мы забыли? (уч-ся называют, объясняют).

?Итак, какой же итог?

-Россия входит в новый век, освобожденная от монголо-татарского ига:

  • практически целостной страной;

  • с созданной новой системой управления;

  • во главе Великий князь Московский - “Государь всея Руси”.

Создано новое государство, но что-то бояре вольничают?

Итак, первая наша проблема, - какую роль играют бояре в обществе и государстве на конец ХV- в начале XVI вв. (работа с материалом учебника стр. 271- 274.).

Итак, задача правителя: Бояр урезонить, заставить жить в послушании и страхе.

Актуальное объяснение:

?Проблемный вопрос: Кто и как это мог сделать?

Ответ: Сильный правитель.

?Подумайте, какой это должен быть правитель?

Учащиеся по цепочке записывают на доске и в тетради качества правителя, которые необходимы государю;

?Были ли таки личности среди Шуйских и Глинских?

?В чем разница между понятиями “правитель” и “Государь всея Руси”?

Создайте образ Российского царя.

Смысловая характеристика.

А теперь обратимся к исторической энциклопедии:

- Внимание, на монитор. Иоанн IV Грозный (историческая справка)

?Совпадает ли ваше представление об Иване IV со скульптурным изображением “Иван Грозный” Антокольского? (дополнения из учебника стр.272- 276).

Это событие на взгляд многих историков подорвано окончательно силы и разум Ивана IV Грозного (репродукция). Какое это событие?

?А что по этому поводу думаете вы? (зачитывается фрагмент из книги “Иван IV Грозный”, сцена гибели царевича Ивана).

Сюжетное символическое повествование.

Деятельность Ивана IV, как государя была столь же противоречива, как и жизнь человека (работа со схемой Россия в XVI в).

Итак, тема нашего урока: “Россия в эпоху Иоанна или Иван IV- первый царь России”.

Еще раз обратимся к энциклопедии (компьютерный вариант): смотрим фрагменты художественного фильма “Иван Грозный”.

Народ хотел грозного правителя, Иван IV таковым стал.

Домашнее задание: составить портрет Ивана Грозного- человека, политика, государя используя параграф 20-21.

Урок второй:

Тема урока: Внешняя политика Ивана IV.

Цель урока: создать условия для понимания учащимися актуальности деятельности Ивана IV во внешне политическом курсе не только для России XVI в., но и для России ХХI.в.

Задачи урока:

  1. Рассмотреть и понять внешнюю политику России в XVI в.
  2. Определить роль Ивана IV во внешней политике.
  3. Оценить значимость внешнеполитической деятельности Ивана IV для России тогда и сегодня.
  4. Развивать умения, выстраивать логически- понятийные исторические связи, умения и навыки работы с текстом, картой, дополнительным материалом.

Оборудование: компьютерное место; экран, иллюстрации; книжные миниатюры “Взятие Казани”, “Поход на Астрахань”, “Ермак в Сибири”; фотоиллюстрация “Покровский собор на Красной площади”.

Ход урока:

Микромодуль мотивационного образа.

Проверка домашнего задания.

“Восхождение к образу Ивана IV Грозного”. Галерея портретов первого царя России (учащиеся зачитывают свои исторические зарисовки портрета Ивана IV как человека, политика, государя и оформляют выставку.)

Учитель: Давайте еще раз обратимся к электронной исторической энциклопедии и послушаем диктора, все ли стороны жизнедеятельности Ивана IV мы отметили?

Микромодуль опережающего рационального представления.

Мы недостаточно ярко себе представляем Ивана IV, как военноначальника, а между тем в годы его правления было немало, войн, побед, были и поражения.

Задание:

Определим тему нашего урока (выведем её на экран).

?Какую проблему нам предстоит разрешить? (выведем её на экран). Проблема: Внешнеполитический курс России в XVI в. был направлен на укрепление авторитета России в мире или на усиление самовластия правителя…

?Каким путём мы будем её решать?

  1. Изучить состояние армии: сильные и слабые стороны;
  2. Определить слабые места в обороноспособности;
  3. Наметить стратегические стороны внешней политики России в XVI в.;
  4. Оценить роль Ивана IV в решении вопросов внешней политики;
  5. Иван IV – преобразователь и опричник; и т.д.

Использовать параграф 20-21, карту “Россия в XVI в.”, выставку книг, иллюстраций, коллекцию портретных зарисовок.

Задания по группам: Раскрыть один из путей решения проблемы;

Предложить новые пути.

Микромодуль смыслов, микромодуль действия.

Каждая группа не только ищет доказательства по проблеме (события, факты, процессы, причинно-следственные связи), но и предлагает определённую систему символов понятий, событий дат в виде опорной схемы.

Здесь широко используется карта, иллюстрации, учебник.

Микромодуль актуализации и проповеди.

- Итак, мы начинаем подводить итоги. Каждый из вас, ребята работают в тетради по таблице самопроверки.

Знал

Узнал

Понял, / открыл для себя

     

По ходу выступлений групп, заполняем её и делаем умозаключения по теме и проблеме урока, тем самым определяем свой познавательный уровень по теме “Внешняя политика России в XVI в.

Вопросы актуализации:

Что связывает век XVI и ХХI на уровне внешней и внутренней политики?

Можно ли сегодня сказать, что мы многим обязаны Ивану IV? Что он один из активных политиков истории России, который выстраивал отношения с Западом в интересах только России?

Домашнее задание: Параграфы 19-22, готовимся к “уроку-суду”, обратить внимание на понятийный аппарат и хронологию.

Урок третий.

Урок-суд.

Урок обобщения провожу в форме ролевой игры, которая позволяет учащимся не только повторить изученный материал, а скорее его расширить и дать возможность каждому заявить о себе как о личности. Микромодули здесь тоже просматриваются

Тема урока: Ивану IV и его время.

Цель урока: Дать возможность учащимся, ещё раз определить негативы и позитивы развития России, во времена правления Ивану IV Грозного.

Задачи: помочь разобраться в положительных и отрицательных сторонах правления Грозного; развивать умения видеть важное и значимое; учиться реально, доказательно оценивать события и деятельность людей.

Оборудование: Компьютерное место, экран, презентация, Карточки-визитки: Иван IV Грозный, защита, обвинение, стрельцы, бояре, дворяне, люди приказов, священники, крестьяне, ремесленники, торговые люди. (на экране число, месяц, год. Бегущая строка: “Суд идёт”)

Ведущий-секретарь объявляет:

- Суд над Иваном IV Грозным является нашей попыткой понять и оценить роль и деятельность первого царя России.

- Есть ли у кого возражения против такой формулировки нашего судебного заседания.

- Прошу занять свои места согласно ролям, выбранных вами или предложенных учителем.

- Во время судебного заседания будет заполняться лист вашей компетентности и активности.

- Есть возражения?

- Начнем!

Слово предоставляется обвиняемому Ивану IV, насколько его речь будет убедительной и яркой, настолько проще будет выстроить защиту.

Ученик выступает в роли Ивана IV в течение 1,5- 3 минут.

Судья обращается к общественным обвинителям и просит сформулировать свои обвинения в общих чертах от каждой социальной и политической группы.

Звучат обвинения, их обрабатывает главный обвинитель и оглашает главное обвинение: “Иван IV Грозный, кровожадный правитель, опричник, крепостник, палач своего сына и губитель 3000 безвинных людей”.

Защита пытается опровергать и защищать, опираясь на факты и события, которые имеют положительный характер в деятельности Ивана IV.

Ивану IV предоставляется право ответить на частные вопросы общественных обвинителей.

Главный обвинитель подводит итоги и просит признать виновным первого царя по следующим пунктам:

  1. Реформы проводились в интересах укрепления самоличной власти.
  2. Слишком велики были жертвы всех преобразований и нововведений.
  3. Закабаление народа, особенно крестьян было безнравственным и опасным для государства.
  4. Чиновнический и боярский произвол происходил с подачи первого царя России.
  5. Убийство своего сына, это противогосударственный акт. Россия лишилась наследника престола и потому погрузится в эпоху смутного времени.

Предоставляется последнее слово Ивану IV…….

Слово защите: “Да, не спорим, Иван IV виновен по всем пунктам, но он был человеком, политиком, царем своего времени. Его жизнь полна боли, страданий, жуткого страха, который вылился в болезнь, но его заслуга перед Россией XVI в. и ХХ1 в. велика. Он создал новую систему управления, которая состояла из трех ветвей власти.

Центральная и власть на местах, самоуправление и на сей день существует. Он расширил не только границы государства России, укрепил оборону страны, но и способствовал обогащению страны, что важно и тогда, и сегодня. Просим всё это учесть и вынести правильное решение”.

Слово судье: “Суд всё внимательно изучил, всех внимательно выслушал и выносит свое решение: Иван IV Грозный-пе5рвый царь России виновен лишь в том, в какое время он жил и действовал. Его жертвы имеют частичное оправдание, он - царь, умел свои ошибки признавать, например: отменил опричнину, уничтожил кормление, ввел целовальников и головы - избираемых народом чиновников.

Иван IV виновен, но требует снисхождения. Виновен, “условно”.

Учитель подводит итог урока: анализирует выступления учащихся, выборочно просит огласить результаты успешности и активности каждого, вставляет оценки.

Домашнее задание: попробуйте использовать трёх цветовую гамму, для зарисовки времени Ивана Грозного, повторить понятия, хронологию связанные с XVI в.

Приложение