Цель: систематизировать и проверить знания учащихся по теме «Манифест 17 октября 1905 года. Политическая жизнь после Манифеста».
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Актуализация опорных знаний
Вопросы:
1. Какие основные вопросы должна была
решить революция 1905–1907 гг.?
2. Какое значение имел Манифест 17 октября 1905 года?
Как он повлиял на положение в российском
обществе?
3. Какие партии сформировались после подписания
Манифеста 17 октября 1905 года?
4. Охарактеризуйте избирательную систему,
созданную в России. Почему правительство Николая
II отвергло идею введения всеобщего и равного
избирательного права?
5. Каками правами была наделена Государственная
дума? Сравните их с полномочиями императора.
6. Что послужило причиной прекращения работы I и II
Государственной думы?
7. Кикие изменения произошли в избирательном
законе? Какая курия больше всего пострадала от
нового избирательного закона?
8. Как относился к думе П.А.Столыпин?
9. В чем главное отличие III Государственной думы
от предшествующих?
10. Охарактеризуйте деятельность Государственных
дум четырех созывов. Какое значение они имели для
России?
Задание №1
Проанализируйте таблицу и прокомментируйте динамику изменения состава I, II и III Государственных дум. Сделайте собственный вывод о том, почему III Государственная дума устраивала власть.
I Дума |
II Дума |
III Дума |
|
Кадеты |
179 |
98 |
108 |
Октябристы |
16 |
14 |
154 |
Трудовики |
97 |
104 |
13 |
Эсеры |
– |
37 |
– |
Представители национальных окраин |
63 |
76 |
26 |
Монархисты |
– |
40 |
147 |
Задание №2. В одной немецкой газете государственный строй России после революции 1905 года был охарактеризован так: «Конституционная империя с самодержавным царем». Предположите, что имел в виду автор статьи. Какие особенности государственного строя России это определение отражает? Разве государство может быть одновременно самодержавным и конституционным?
Задание №3. Соотнесите, какие требования в период революции выдвигали
1) Буржуазия 2) Революционные партии 3) Рабочие 4) Крестьяне 5) Солдаты и матросы. |
а) демократических и политических
свобод, урегулирование отношений между
командным составом |
Задание №4. По мнению лидера кадетов Милюкова, «по самой идее Третьей Думы в ней не должна была предполагаться наличность оппозиции». Объясните смысл этого утверждения. Приведите доказательства в его поддержку или опровержение.
Задание №5. Как вы понимаете слова Ленина о I Государственной думе «Самый революционный и самый бессильный в мире парламент».
Задание № 6. Соотнесите дату с событием
1) 1905 г. 17 октября |
а) III Государственная дума |
Задание № 7.
I Государственная Дума
Рассмотрите диаграмму. Почему I Государственную Думу называют кадетской? В чем причины успехов кадетов? Какие партии в Думе не были представлены?
II Государственная Дума
Сравните партийный состав I и II Государственных Дум. Какие силы имели большинство во II Думе? Подумайте почему.
II. Проверка знаний учащихся (контрольная работа)
1. Тест
Вариант №1
Инструкция: внимание! предложенные вопросы теста предусматривают только один вариант ответа.
1. Наиболее активная и организованная часть общественного слоя или класса, выражающая или формирующая его интересы, а также представления о путях развития – это …
А) профсоюз;
Б) оппозиция;
В) политическая партия;
Г) сословие;
Д) авангард.
2. Исходной датой возникновения легальных политических партий принято считать:
А) 19 февраля 1861 г.;
Б) 1–3марта 1898 г.;
В) 17июля–10 августа1903 г.;
Г) 17 октября 1905 г.;
Д) 3 июня 1907 г.
3. Общей чертой либерального и радикального направлений в общественном движении России начала XX в. было требование:
А) установление революционной диктатуры;
Б) отмена частной собственности на землю;
В) введение политических свобод;
Г) установление социалистической республики.
4. В начале XX в. социалистическое движение в России представляли:
А) кадеты;
Б) большевики
В) эсеры;
Г) черносотенцы.
5. Меньшевизм в начале XX в. – это течение
А) в монархизме;
Б) в консерватизме;
В) в либерализме;
Г) в социал-демократии.
6. В ходе революции 1905–1907 гг. произошло:
А) свержение самодержавия;
Б) провозглашение демократической республики;
В) установление власти Советов по всей стране;
Г) учреждение государственной думы.
7. В Манифесте 17 октября 1905 г. было обещано:
А) принять Конституцию России;
Б) создать законосовещательную Государственную думу;
В) ввести восьмичасовой рабочий день;
Г) наделить крестьян землёй;
Д) установить в России демократическое общество.
8. Закон о выборах в I Государственную думу был принят:
А) 6 августа 1905 г.;
Б)17 октября 1905 г.;
В)11 декабря 1905 г.;
Г) 20 февраля 1906 г.
Д) 27 апреля 1905 г.
9. Российская избирательная система начала XX века была основана на принципе:
А) многоступенчатости и сословности выборов;
Б) прямого участия в выборах всего населения;
В) равного участия в выборах всего населения.
10. II Государственная дума работала:
А) 20 февраля 1906 г. по 27 апреля 1906 г.;
Б) 27апреля 1906 г. по 8июля 1906 г.;
В) 8июля 1906 г. по 2 июля 1907 г.;
Г) 9 ноября 1906 г. по 20 февраля 1907 г.;
Д) 20 февраля 1907 г. по 2 июля 1907 г.
11. В России избирательных прав были лишены:
А) помещики;
Б) буржуазия;
В) чиновники;
Г) военнослужащие;
Д) рабочие крупных промышленных предприятий.
12. Лидером партии конституционных демократов был:
А) П.Н.Милюков;
Б) А.И.Дубровин;
В) А.И.Гучков;
Г) В.М.Чернов;
Д) В.И.Ленин.
13. Лидером партии «Союз 17 октября» был:
А) П.Н.Милюков;
Б) А.И.Дубровин;
В) А.И.Гучков;
Г) П.А.Кропоткин;
Д) В.И.Ленин.
14. Председателем I Государственной думы в России был:
А) А.Ф.Керенский;
Б) С.А.Муромцев;
В) А.Г.Булыгин;
Г) В.М.Пуришкевич;
Д) Ф.А.Головин.
15. «Проект 104-х» предусматривал все приведенные положения, кроме:
А) наделение землёй в пределах трудовой нормы;
Б) отчуждение части помещичьих земель, превышающих «трудовую норму»;
В) немедленный переход всей земли с её недрами и водами в общенародную собственность;
Г) создание «общенародного фонда».
16. Особенностями зарождения многопартийной системы в стране являются все, кроме:
А) более раннее по сравнению с европейскими странами появление политических партий;
Б) первыми возникли социалистические партии;
В) организация политических партий стала возможной исключительно благодаря усилиям интеллигенции;
Г) значительное число политических партий;
Вариант №2
Инструкция: Внимание! предложенные вопросы теста предусматривают только один вариант ответа.
1. Наиболее активная и организованная часть общественного слоя или класса, выражающая или формирующая его интересы, а также представления о путях развития – это…
А) профсоюз;
Б) оппозиция;
В) политическая партия;
Г) сословие;
Д) авангард.
2. I Государственная дума работала:
А) 17октября по 11 декабря 1905 г.;
Б) 11 декабря 1905г. по 20 февраля 1906 г.;
В) 20 февраля1906г. по 27 апреля 1906 г.;
Г) 27апреля1906г. по 8 июля 1906 г.;
Д) 8 июля 1906г. по 3 июля 1907 г.
3. Какой фракцией I Государственной думы был внесён «Проект 104-х»:
А) эсерами;
Б) большевиками;
В) трудовиками;
Г) кадетами;
Д) октябристами.
4. Причиной роспуска I Государственной думы стало:
А) думское «Обращение к народу» по земельному вопросу;
Б) принятие Думой решения об отставке правительства И.Л.Горемыкина;
В) убийство депутатов Думы М.Я.Герценштейна и Г.Б.Иоллоса;
Г) призыв членов Думы ликвидировать монархию.
5. II Государственная дума работала:
А) 20 февраля 1906 г. по 27 апреля 1906 г.;
Б) 27апреля 1906 г. по 8июля 1906 г.;
В) 8июля 1906 г по 2 июля 1907 г.;
Г) 9 ноября 1906 г. по 20 февраля 1907 г.;
Д) 20 февраля 1907 г. по 2 июля 1907 г.
6. Председателем II Государственной думы был:
А) А.Ф.Керенский;
Б) С.А.Муромцев;
В) А.Г.Булыгин;
Г) В.М.Пуришкевич;
Д) Ф.А.Головин
7.Самой многочисленной во II Государственной думе была фракция:
А) социал-демократов;
Б) кадетов;
В) октябристов;
Г) трудовиков;
Д) монархистов.
8. II Государственная дума была названа «красной» потому, что:
А) в её работе приняли участие представители всех крупных революционных партий;
Б) она приняла закон о частичном отчуждении помещичьих земель;
В) она заседала в Красном зале Таврического дворца.
9. Программа реформ П.А.Столыпина предусматривала принятие ряда законов, способствующих превращению России:
А) в конституционную монархию;
Б) в правовое государство;
В) в президентскую республику;
Г) в сословно-представительскую монархию с возрождением земских соборов;
Д) в страну с развитой буржуазной демократией.
10. В ответ на отказ II Государственной думы обсуждать проект реформ П.А.Столыпина правительство решило:
А) отменить указ;
Б) принять указ в урезанном виде;
В) разогнать Государственную думу;
Г) продолжать претворение указа в жизнь;
Д) разобщить депутатов, заигрывая с частью из них.
11. События, связанные с роспуском II Государственной думы и публикацией нового избирательного закона от 3 июня 1907 г., явились государственным переворотом потому, что:
А) Дума была разогнана при помощи армии;
Б) император не имел права распускать Думу;
В) император не имел права изменять избирательный закон без согласия Думы.
12. Избирательный закон от 3 июня 1907г. коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу:
А) монархических партий;
Б) монархических партий и крупных помещиков;
В) помещиков;
Г) помещиков, буржуазии и зажиточных крестьян;
Д) зажиточных крестьян, помещиков и казачества.
13. Самой многочисленной в III Государственной думе была фракция:
А) РСДРП;
Б) Партия социалистов-революционеров;
В) «Союз русского народа»;
Г) «Союз 17 октября»;
Д) Партия конституционных демократов.
14. Председателем IV Государственной думы был:
А) Н.А.Хомяков;
Б) А.И.Гучков;
В) М.В.Родзянко;
Г) А.Ф.Керенский;
Д) П.Н.Милюков.
15.Возникший в 1905г. «Союз русского народа» выдвигал требование:
А) введение всеобщего избирательного права;
Б) равноправия народов России;
В) установление конституционной монархии;
Г) сохранения самодержавия.
16. Особенностями зарождения многопартийной системы в стране являются все, кроме:
А) более раннее по сравнению с европейскими странами появление политических партий;
Б) первыми возникли социалистические партии;
В) организация политических партий стала возможной исключительно благодаря усилиям интеллигенции;
Г) значительное число политических партий;
2. Общий кроссворд для 1 и 2 варианта
По вертикали:
1. Избирательный закон 1905 года расширил
права, установлением какой курии
2. Кто являлся председателем II Государственной
Думы
4. Какая партия набрала наибольшее число голосов
в I Государственную Думу
6. Как называлось народное представительство в
Древней Руси
7. В какой стране впервые был образован парламент
По горизонтали:
1. Коренной переворот в государственном
и общественном строе страны, обычно
сопровождаемый вооруженной борьбой.
3. Кто являлся председателем IV Государственной
Думы
5. Какой документ подписан Николаем II 17 октября 1905
году