Цели урока:
- обучающая: исследование и осмысление сущности понятия “счастье”;
- развивающая: развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, развитие рефлексивных способностей, способности наиболее полно познавать себя;
- воспитательная: формирование нравственного смысла и нравственной ценности понимания сущности счастья.
Ценности урока:
- нравственность,
- добро и зло,
- смысл жизни,
- духовные потребности,
- стремление служить обществу.
Технология:
- интерактивная,
- дискуссия,
- использование ИКТ
Форма урока: тренинг
Содержание урока1. Организационный момент:
- Вступительное слово учителя: “В любое время, в любом возрасте вопросы: Что такое счастье? Как стать счастливым? Что значит быть счастливым? - волнуют каждого человека. Почему?”
- Ребятам предлагается назвать аргументы, подтверждающие актуальность, социальную и личностную значимость этих вопросов. Разговор идёт по кругу, каждый называет один аргумент.
- Осмысление понятия “счастье” через знакомство со слайдом “Понятие “счастье”.
Ребятам предлагается написать определение счастья: Счастье – это…
2. Основной этап урока:
- Ребятам предлагается “разложить” на составляющие “своё” счастье, работая со слайдом “Матрица счастья”
Ребята из пары одной составляющей выбирают одну позицию, характеризующую их понимание счастья.
Все выборы фиксируем и подсчитываем, составляем матрицу счастья в представлении данной группы ребят, например звёздочками:
Длительное; Мгновение; Сложное, комплексное; Сильная эмоция радости В себе; На себя, на удовлетворение своих потребностей; Часто; Абсолютное |
*** ** *** ** ***** ** ******* ******* |
Быстрое; Состояние; Простое, однососталяющее; Отсутствие эмоции, покой В других людях На принесение радости другим людям редко; Относительное |
***** **** *** ***** ********** ***** ********** ********* |
- Дискуссия – обсуждение выборов, защита своей точки зрения и выдвижение контраргументов противоположной позиции. П о каждой составляющей ребята “условно” образуют 2 группы по сделанному выбору. Причём, при обсуждении разных составляющих матрицы, ребята могут быть, как единомышленниками, так и “противниками”.
3. Заключительный этап урока “Нравственный смысл счастья”
Вниманию ребят предлагается слайд “Гедонизм”
Обсуждение поставленных вопросов в группах. Ребятам предлагается назвать три аргумента и три примера, опровергающие счастье гедонистов.
Заключительное слово учителя.