Цели:
- раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний: класс, страта, социальная структура, социальная дифференциация, социальная мобильность и ее каналы;
- выявить наиболее значимые социальные проблемы развития общества, критерии выделения основных социальных групп, влияние экономических факторов на социальные отношения;
- дать представление учащимся о тенденциях развития социальных отношений в современном мире и, в первую очередь, в нашем обществе;
- помочь осознать школьникам свою собственную социальную позицию.
Оборудование: на доске тема урока и два столбика
Знать: | Уметь: |
|
|
Ход урока
Организационный момент.
1 этап урока. Презентация. (Приложение 1).
Рассказ учителя по ходу презентации.
Слайд № 2. Современные исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытном обществе выделялись группы в соответствии с полом, возрастом с присущими им привилегиями и обязанностями. Принято различать экономическую, политическую, профессиональную дифференциацию.
Слайд № 3. Вывод: социальная дифференциация - это не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними.
Можно ли устранить это неравенство?
Слайд № 4.
Слайд № 5. 2 подхода дифференциации общества.
Слайд № 6. Социальная структура общества. Социальная структура американского общества с развитой рыночной экономикой представляет собой “ лимон” т.к. развита центральная часть, а полюса невысокие. Соц. структура латиноамериканских стран напоминает Эйфелеву башню – широкое основание (беднейшие слои) и вытянутая средняя часть и верхушка (элита).
Задание. Составить модель социальной структуры стран Восточной Европы и России по следующим данным: 80 % - бедный класс , 3-5 % - высший класс, 15-18 % - средний класс.
Один из учеников пригашается к магнитной доске для составления модели социальной структуры России из предложенных фигур. Фигуры вырезаны из цветной бумаги и ученику необходимо выбрать нужные.
2 этап урока. Самостоятельная работа с учебником.
- социальная мобильность стр.198
- социальные лифты стр. 199.
Слайд № 7 с вопросами. Закрепление после самостоятельной работы.
Слайд № 8.
Слайд № 9.
3 этап урока. Закрепление изученного материала по вопросам к уроку в форме устного опроса.
4 этап урока. Диспут на тему: “Семья в современном обществе”.
Учитель: “Семья – важнейший социальный институт и один из основных факторов социализации личности. Положение семьи – барометр состояния общества. В современном Российском обществе – кризис, следовательно, кризис современной семьи. В чем причины кризиса семьи?”
Тема диспута сообщается ученикам заранее, чтобы была возможность подготовиться.
Доводы могут быть следующие, например:
- утрата позиций лидера-отца (патриархальная семья);
- дедушки и бабушки живут отдельно, и это ослабляет семью;
- растет количество гражданских браков (рожденные дети не будут стремиться к бракам, ослабевает прочность браков);
- поздние браки (снижается деторождение, большая вероятность рождения неполноценных детей);
- растет трудовая занятость женщин вне дома;
- браки по расчету;
- рост неравных браков;
- рост неполных семей.
Подведение итогов.
Слайд № 10.
Слайд № 11.
Домашнее задание: параграф 17, вопросы 1-6. Записать в тетрадь причины кризиса семьи. Принести информационный материал (вырезки из газет и журналов, а также собранные статистические данные) и фломастеры для составления и оформления проектов по теме “Семья в современном мире”.