Урок по обществознанию "Социальная структура и социальные отношения" с использованием ИКТ в 11-м классе

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний: класс, страта, социальная структура, социальная дифференциация, социальная мобильность и ее каналы;
  • выявить наиболее значимые социальные проблемы развития общества, критерии выделения основных социальных групп, влияние экономических факторов на социальные отношения;
  • дать представление учащимся о тенденциях развития социальных отношений в современном мире и, в первую очередь, в нашем обществе;
  • помочь осознать школьникам свою собственную социальную позицию.

Оборудование: на доске тема урока и два столбика

Знать: Уметь:
  • социальная дифференциация и ее виды
  • стратификация общества
  • социальная мобильность
  • социальные лифты
  • роль семьи в современном мире
  • сравнивать
  • анализировать явления и процессы
  • соотносить теоретические обобщения и реальные процессы

Ход урока

Организационный момент.

1 этап урока. Презентация. (Приложение 1).

Рассказ учителя по ходу презентации.

Слайд № 2. Современные исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытном обществе выделялись группы в соответствии с полом, возрастом с присущими им привилегиями и обязанностями. Принято различать экономическую, политическую, профессиональную дифференциацию.

Слайд № 3. Вывод: социальная дифференциация - это не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними.

Можно ли устранить это неравенство?

Слайд № 4.

Слайд № 5. 2 подхода дифференциации общества.

Слайд № 6. Социальная структура общества. Социальная структура американского общества с развитой рыночной экономикой представляет собой “ лимон” т.к. развита центральная часть, а полюса невысокие. Соц. структура латиноамериканских стран напоминает Эйфелеву башню – широкое основание (беднейшие слои) и вытянутая средняя часть и верхушка (элита).

Задание. Составить модель социальной структуры стран Восточной Европы и России по следующим данным: 80 % - бедный класс , 3-5 % - высший класс, 15-18 % - средний класс.

Один из учеников пригашается к магнитной доске для составления модели социальной структуры России из предложенных фигур. Фигуры вырезаны из цветной бумаги и ученику необходимо выбрать нужные.

2 этап урока. Самостоятельная работа с учебником.

  • социальная мобильность стр.198
  • социальные лифты стр. 199.

Слайд № 7 с вопросами. Закрепление после самостоятельной работы.

Слайд № 8.

Слайд № 9.

3 этап урока. Закрепление изученного материала по вопросам к уроку в форме устного опроса.

4 этап урока. Диспут на тему: “Семья в современном обществе”.

Учитель: “Семья – важнейший социальный институт и один из основных факторов социализации личности. Положение семьи – барометр состояния общества. В современном Российском обществе – кризис, следовательно, кризис современной семьи. В чем причины кризиса семьи?”

Тема диспута сообщается ученикам заранее, чтобы была возможность подготовиться.

Доводы могут быть следующие, например:

  • утрата позиций лидера-отца (патриархальная семья);
  • дедушки и бабушки живут отдельно, и это ослабляет семью;
  • растет количество гражданских браков (рожденные дети не будут стремиться к бракам, ослабевает прочность браков);
  • поздние браки (снижается деторождение, большая вероятность рождения неполноценных детей);
  • растет трудовая занятость женщин вне дома;
  • браки по расчету;
  • рост неравных браков;
  • рост неполных семей.

Подведение итогов.

Слайд № 10.

Слайд № 11.

Домашнее задание: параграф 17, вопросы 1-6. Записать в тетрадь причины кризиса семьи. Принести информационный материал (вырезки из газет и журналов, а также собранные статистические данные) и фломастеры для составления и оформления проектов по теме “Семья в современном мире”.