Программа элективного курса «Донское казачество в XVI–XIX веках»
Пояснительная записка
Данный курс построен на содержательном материале отечественной истории, так как казаки представляли одно из состояний России обладавшее определенными правами и привилегиями. Изучение данного курса позволит учащимся глубже погрузиться в изучение предмета, изучить материал лишь вскользь упоминаемый в содержании базового курса. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России.
Изучение курса рассчитано на 17 часов – 2 учебных часа в неделю.
Цели курса
1. Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
- интеллектуальных умений в области исторического исследования, позволяющих исследовать малоизученные, спорные и дискуссионные вопросы отечественной истории;
- интереса к изучению истории и проведению исторических исследований;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
2. В процессе обучения учащиеся приобретут следующие конкретные умения:
- критически анализировать материал источников, проводить сравнительный анализ полученных данных;
- описывать результаты проведенных исследований;
- выдвигать гипотезы;
- отбирать необходимые источники и сопутствующие (справочные и иные) материалы;
- представлять результаты исследования в виде таблиц и графиков;
- интерпретировать результаты исследования;
- делать выводы;
- обсуждать результаты исследования, участвовать в дискуссии, обстоятельно и аргументировано доказывать свою точку зрения.
Учебные и вспомогательные материалы для обеспечения курса
- Собрание сочинений Николая Ивановича Костомарова.
- Собрание сочинений Сергея Михайловича Соловьева
- Сочинения Василия Осиповича Ключевского.
- Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1911-1916 годов в 86 томах.
- Школьная энциклопедия «Руссика» в 8 томах.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия на 10 CD.
- CD- диск «Донское казачество в XVI – XIX веках».
Виды деятельности учащихся
Учащиеся могут выбрать три из ниже перечисленных видов деятельности:
- составление хронологических таблиц «Этапы развития Донского казачьего войска», «Войсковые атаманы Донского казачьего войска», «Наказные атаманы Донского казачьего войска»;
- составление синхронистических таблиц «Современники»;
- устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
- написание эссе;
- составление мини-энциклопедий «Войсковые атаманы Донского казачьего войска», «Наказные атаманы Донского казачьего войска» и др.;
- подготовка сценариев для слайд-фильма;
- составление карт («Развитие войска Донского», «Походы казаков Дона» и т.д.)
Учащиеся могут выбрать:
- объект изучения (кого из исторических деятелей они будут изучать);
- вид отчетных работ из предложенного перечня;
- литературу, по которой они будут готовить собственные работы.
Критерии успешности изучения курса
Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии выполнения не менее трех обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.
Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:
- инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных;
- использование медиа-технологий и материалов сети Интернет.
- инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т. п.).
Фиксация динамики интереса к изучению курса
Анкетирование на первом и последнем занятии, собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ (т. е. не мене трех раз за цикл обучения).
Форма итоговой отчетности
Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.
Тематический план курса
№ п./п. | Тема занятий |
Количество часов |
1 |
Сведения о присутствии казаков на Дону |
2 |
2 |
О внутреннем быте донских казаков |
2 |
3 |
Отчет о проделанной работе № 1 |
1 |
4 |
Донское войско в эпоху Петра Первого |
2 |
5 |
Донское казачество в XVIII – середине XIX века |
2 |
6 |
Отчет о проделанной работе № 2 |
2 |
7 |
Область Великого войска Донского в конце XIX века |
2 |
8 |
Отчет о проделанной работе № 3 |
1 |
9 |
Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся |
3 |
Примерные темы для исследований
- Этапы становления Донского казачьего войска.
- Форма и вооружение донских казаков.
- Войсковые атаманы Донского войска.
- Наказные атамана донского войска.
- География походов донских казаков.
- Некрасовцы.
- Войсковой судья Мартынов Дмитрий Мартынович.
- Казачий живописец Андрей Жданов
- Донской атаман Минаев Фрол Минаевич.
- Донской атаман Ефремов Данила Ефремович.
- Донской атаман Ефремов Степан Данилович.
- Донской атаман Иловайский Иван Мокеевич.
- Донской атаман Иловайский Алексей Иванович
- Донской атаман Орлов Василий Петрович
- Атаманша Меланья Ефремова.
- Донской атаман Платов Матвей Иванович
- Донской атаман Денисов Андриан Карпович
- Донской атаман Кутейников Дмитрий Ефимович
- Донской атаман Власов Максим Григорьевич
- Донской атаман Каледин Алексей Максимович
- Донской атаман Краснов Петр Николаевич.
Две последние темы выдаются за хронологические рамки курса, но способствуют развитию дальнейшего интереса к изучению истории казачества.
Программа элективного курса «Амурское казачество в XIX-XX веках»
Пояснительная записка
Данный курс построен на содержательном материале отечественной истории, так как казаки представляли одно из состояний России обладавшее определенными правами и привилегиями. Изучение данного курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведенья. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края.
Изучение курса рассчитано на 17 часов – 2 учебных часа в неделю.
Цели курса
1.Создание условий для формирования и развития у обучающихся:
- интеллектуальных умений в области исторического исследования, позволяющих исследовать малоизученные, спорные и дискуссионные вопросы отечественной истории ;
- интереса к изучению истории и проведению исторических исследований;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
2. В процессе обучения учащиеся приобретут следующие конкретные умения:
- критически анализировать материал источников, проводить сравнительный анализ полученных данных;
- описывать результаты проведенных исследований;
- выдвигать гипотезы;
- отбирать необходимые источники и сопутствующие (справочные и иные) материалы;
- представлять результаты исследования в виде таблиц и графиков;
- интерпретировать результаты исследования;
- делать выводы;
- обсуждать результаты исследования, участвовать в дискуссии, обстоятельно и аргументировано доказывать свою точку зрения.
Учебные и вспомогательные материалы для обеспечения курса
- Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1911-1916 годов в 86 томах.
- Школьная энциклопедия «Руссика» в 8 томах.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия на 10 CD.
- CD-диск «Амурское казачество в XIХ – XX веках».
Виды деятельности учащихся
Учащиеся могут выбрать три из ниже перечисленных видов деятельности:
- составление хронологических таблиц «Этапы развития Амурского казачьего войска», «Войсковые атаманы Амурского казачьего войска», составление синхронистических таблиц «Современники»;
- устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
- написание эссе;
- составление мини-энциклопедий «Войсковые атаманы Амурского казачьего войска». и др.;
- подготовка сценариев для слайд-фильма;
- составление карт («Расселение Амурского казачества», «Походы казаков Амура» и т.д.)
Учащиеся могут выбрать:
- объект изучения (кого из исторических деятелей они будут изучать);
- вид отчетных работ из предложенного перечня;
- литературу, по которой они будут готовить собственные работы.
Критерии успешности изучения курса
Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии выполнения не менее трех обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.
Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:
- инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных;
- использование медиа-технологий и материалов сети Интернет;
- инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т. п.).
Фиксация динамики интереса к изучению курса
Анкетирование на первом и последнем занятии, собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ (т. е. не мене трех раз за цикл обучения).
Форма итоговой отчетности
Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.
Тематический план курса
№ п./п. | Тема занятий |
Количество часов |
1 |
Образование Амурского казачьего войска |
2 |
2 |
О внутреннем быте амурских казаков |
2 |
3 |
Отчет о проделанной работе № 1 |
1 |
4 |
Амурское казачье войско в русско-китайской войне 1900-1901 гг. |
1 |
5 |
Амурское казачье войско в русско-японской войне 1904-1905 гг. |
1 |
6 |
Амурское казачье войско в I мировой войне |
2 |
7 |
Отчет о проделанной работе № 2 |
2 |
8 |
Казаки Дальнего Востока в Февральской революции |
1 |
9 |
Казаки Дальнего Востока в гражданской войне |
|
10 |
Отчет о проделанной работе № 3 |
1 |
11 |
Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся |
3 |
Примерные темы для исследований
- Этапы становления Амурского казачьего войска.
- Форма и вооружение амурских казаков.
- Войсковые атаманы Амурского казачьего войска.
- География походов амурских казаков.
- «Казачий поэт» Волков Леонид Петрович
- Атаман Духовский С.М
- Атаман Корф А.Н.
- Атаман Гродеков Н.И
- Атаман Линевич Н.П.
- Атаман Хрещатицкий Р.А
- Атаман Унтербергер П.Ф.
- Атаман Гондатти Н.Л.
- Атаман Гамов И.М.
- Атаман Семенов Г.М.
- Ликвидация «Маньчжурского клина»
- «Гамовский мятеж»