География
-
Исследовательская работа "Демографическая ситуация в селе Кужмара, Республика Марий Эл" 2008
В работе описана демографическая ситуация в селе Кужмара Республики Марий Эл.
-
Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс 2008
Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию.
-
Комбинированный урок — социологическое исследование "Географическая среда — среда обитания или среда выживания человека?!" 2008
Главная практическая задача современной географии - улучшить жизнь людей на уже заселённой и освоенной территории. Для решения этой задачи необходим комплексный подход различных наук: географии, биологии, экономики, психологии и др., но именно география формирует из курса в курс в сознании детей идею нравственного подхода к использованию природных богатств, идею рационального природопользования. Человек - часть природы, и гармоничное её развитие возможно тогда, когда человечество здорово и физиологически и нравственно. Проведение предлагаемого урока возможно с ребятами 8, 9 и 10-х классов, если внести некоторые изменения в зависимости от возраста учеников.
-
Проектная деятельность на уроках географии.Проект "Страны мира" 2008
В курсе "Экономическая и социальная география мира" 10-го класса уроки изучения отдельных стран - это выполнение практической работы "Составление экономико-географической характеристики одной из стран". Данную практическую работу ученик выполняет в форме творческой работы "Путешествие по стране" с использованием информационных технологий. Для полного раскрытия "образа страны" в типовой план десятиклассники добавляют свои пункты, например: народные традиции, национальная кухня, обряды, праздники, личные впечатления о стране, которую посетили. Последний слайд презентации - вывод (ассоциированное восприятие страны).
-
Урок по теме "Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность России" 2008
Урок находится в системе уроков по отраслевому составу промышленности России. Данный урок - это урок объяснения нового материала, но при очень активной совместной работе учителя и учащихся. Помимо традиционных технологий, этот урок демонстрирует одну из современных технологий полного усвоения учебного материала. После урока учащимся достаточно работы по картам атласа.
-
Использование метода проекта на уроке географии 2008
Урок географии в 7-м классе по теме "Алжир" с применением технологии проектной деятельности учащихся позволяет контролировать ключевые этапы выполнения проектов, работать по методу убывающих подсказок. Каждая группа учащихся готовит материал по своей теме до урока, по ходу урока защищает свои проекты с помощью графических материалов, рисунков, тезисов и помещает их на импровизированную карту Алжира. Результат - комплексная карта Алжира. Урок сопровождался учительской презентацией – подсказкой.
-
Урок географии в 10-м классе "Религиозный состав населения мира" 2008
Данный урок рассчитан для учащихся 10-х классов. Урок построен в системе личностно-ориентированного обучения. На данном уроке создаются условия для проявления познавательной активности учеников. Важным является поддержка ученика в познавательном процессе. Разнообразие содержания обеспечивается путём использования дополнительной литературы, энциклопедий, таблиц, картин, видеофильмов. При работе с картой происходит переход от практических действий к умственным. На уроке обеспечиваются рефлексия и самоконтроль учащихся.
-
Урок географии на тему "Человек в ланшафте" 2008
Цель урока географии – познакомить учащихся с влиянием человека на ландшафты; способствовать эстетическому, нравственному, экологическому воспитанию; продолжить развитие умений по работе с художественной и научно-популярной литературой.
-
Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы" 2008
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся.
-
Обобщающий урок по теме "Африка" с использованием произведения К.И. Чуковского "Доктор Айболит" 2008
Последние годы ознаменованы развитием гуманистической географии, которая немыслима без искусства, особенно литературы. Урок построен по произведению К.И. Чуковского "Доктор Айболит". Дети реконструируют маршрут Айболита, что позволяет активизировать познавательную и творческую деятельность. Урок дает возможность проверить знания терминов, умение работать с картой, диаграммами, картосхемами. Прививает интерес и любовь к чтению произведений.
-
Интеллектуальная игра по географии "Что? Где? Когда?" на тему "Знаменитые столицы стран Зарубежной Европы" в 11-м классе 2008
Данный урок направлен на повторение и обобщение, закрепление знаний о городах Европы. Урок адресован учителям географии, классным руководителям, которых объединяет одно желание — увлечь детей, вызвать желание узнать больше. Урок рассчитан на людей творческих, неравнодушных и заинтересованных в том, чтобы учащиеся не просто изучили программный материал по предмету, но и могли блеснуть своими познаниями в области географии.
-
Технология быстрого и успешного запоминания периодов в геохронологической шкале 2008
В восьмом классе в теме "Рельеф и недра" рассматривается вопрос по изучению геологической истории Земли. Сложность изучения вопроса усугубляется рассмотрением геохронологической шкалы, которая включает пять эр и двенадцать периодов в составе трех последних эпох. Для успешного усвоения исторической последовательности смены геологических периодов в развитии Земли предлагаю ученикам легко запоминающееся предложение.
-
Развитие творческой мыслительной деятельности и навыков самостоятельной работы учащихся через использование модульной технологии на уроках географии 2008
Не секрет, что основным средством обучения по-прежнему у учителя географии остаются учебник с атласом. Однако эффективное обучение предполагает использование целого ряда и других средств обучения (программы, методические рекомендации, рабочие тетради для учащихся), так называемый учебно-методический комплекс. Но кроме УМК, используются и другие средства обучения: аудиовизуальные, экранно-звуковые и разнообразные интерактивные.
-
Интегрированный урок в 6-м классе по теме "Математическая география" или "Путешествие по маршруту Финляндия — Швеция" 2008
Как повысить мотивацию к изучению математики и географии? Как за короткое время повторить все пройденное за год, да еще заглянуть в 7-й класс? Как показать ребятам важность применения теоретических знаний на практике? Как побудить шестиклассников к оценке своей деятельности, взаимопомощи, анализу ошибок? Как проверить развитие логического мышления и предметной речи? Масса вопросов... Мы отвечаем на них так: ГЕОМАТИКА!!! (интегрированный итоговый урок с компьютерной поддержкой).
-
Гимнастика ума. Географический мир Д.С. Лихачева 2008
Интеллектуальное соревнование в 8 раундов с участием 3 команд по 7–10 человек посвящена юбилею Дмитрия Сергеевича Лихачева. Каждый раунд отличается типом заданий, среди которых предлагаются блицопрос, кроссворды, работа с цитатами, вопросы по первоисточнику, интернет-гейм и др. Игра знакомит учащихся с географией жизни Д.С. Лихачева, дает почувствовать тесную связь произведений академика с географией России.
-
Строение земной коры 2008
Предложенный урок формирует знания о внутреннем строении Земли, о методах ее изучения.
-
Урок географии в 7-м классе "Обобщающее повторение по теме «Южные материки Земли»" 2008
Обобщение материала организовано как нетрадиционное занятие по содержанию учебного материала в виде игры-путешествия по южным материкам Земли с привлечением тех знаний и умений, которые детям уже знакомы. На уроке применяются групповая и индивидуальная работа, межпредметные связи, игровые ситуации, различные виды деятельности учащихся с различными источниками географической информации (применение картосхем, проектная деятельность, грамзаписи, беседа по угадыванию географических объектов, работа с картосхемами, рисунками, диаграммами и др.).
-
Воздействие промышленных комплексов на окружающую среду, 9-й класс 2008
Для изучения нового материала формируется четыре группы, по желанию. Учащиеся сами выбирают бригадира, который контролирует работу группы, следит за порядком. Каждая группа получает индивидуальное задание, связанное с воздействием какого-либо производства на природу ХМАО. Учащиеся выполняют задания в течение 15–20 минут, используя учебники, дополнительную литературу, карточки-задания. Учитель выступает в роли консультанта. В группе учащиеся могут объединяться в пары, каждый должен принять участие в работе группы, выбрав себе определенное задание. При медленном темпе работы класса первое задание в карточке можно дать заранее, чтобы ученики выполнили его дома.
-
Программа по географическому краеведению с приложением 2008
Вариативная программа предназначена для изучения основ краеведения. Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, проблем родного края. Сильной стороной программы является её прикладная направленность. Ученики самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, развивая собственное творчество.
-
Авторская разработка урока географии "Южная Америка. Географическое положение и исследование материка". 7-й класс 2008
То, что добыто самостоятельным трудом, является самым ценным приобретением. Поэтому в системе своей работы этому виду деятельности отвожу первостепенную роль. Урок разработан в Word и Power Point.
-
Примеры уроков географии России с применением школьной геоинформационной системы 2008
Примеры уроков по курсу географии России 8–9-х классов разработаны для применения учителями, использующими в повседневной урочной практике богатые возможности школьной геоинформационной системы. Краткие конспекты отражают идеи автора в области объяснения нового материала и проведения практических работ с использованием ИКТ.
-
"Таиственные соседи Солнца" — урок природоведения в 5-м классе 2008
Бинарный урок природоведения в 5-м классе по теме "Таинственные соседи Солнца" позволяет создать целостное представление о происхождении небесных тел во Вселенной. Проведение урока в паре учителями астрономии и природоведения позволяет преодолеть дисциплинарную разобщенность, усилить связи материала внутри темы и между темами "Солнечная система" и "Происхождение Солнечной системы".
-
Значение гидросферы в жизни обитателей Земли 2008
Урок продолжает формировать приемы учебной работы в группе, дает элементарные понятия экологии, выделяет взаимосвязи "природа – человек", иллюстрирует последствия воздействия человека на природу.
-
Элективный курс "Мир в тарелке" 2008
Программа элективного курса "Мир в тарелке" предназначена для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ в рамках предпрофильной подготовки и является интегрированной. Курс является ориентационным. Знания, получаемые учащимися на этих занятиях, носят в большей степени прикладной характер. Цель курса – формирование знаний о том, как сохранить и укрепить своё здоровье. Он рассчитан на 12 учебных часов.
-
Урок географии в 7-м классе "Эта удивительная и загадочная страна Австралия" 2008
Представлен урок географии в 7-м классе, посвященный Австралии.
-
Атомная энергетика – что дальше? 2007
Урок в 9-м классе проводится в форме пресс-конференции журналистов различных газет c учеными, географами, химиками, экологами, физиками-атомщиками, психологами. Обсуждаются проблемы атомной энергетики в мире и России, последствия трагедии на Чернобыльской АЭС. Обращается внимание на вопросы влияния радиационного облучения на здоровье человека, утилизации радиоактивных отходов, экологические последствия антропогенного влияния на природу.
-
Урок-конференция "Экологические проблемы города Смоленска и области" 2007
Региональный компонент "География Смоленской области" позволяет более глубоко изучить малую Родину с её уникальной природой и историей. В процессе изучения регионального компонента (1 час в 8-м классе) учащиеся знакомятся с природными компонентами в их взаимосвязи. Это дает возможность глубже понять и обосновать существующие экологические проблемы в городе Смоленске и области, наметить пути их решения. Представленный педагогический сценарий урока по данной теме позволяет наиболее полно понять основные закономерности функционирования природного комплекса региона.
-
Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа" 2007
Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные. На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены.
-
Урок по физической географии России по теме: "Распределение температур и осадков". 8-й класс 2007
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму» (китайская притча): в уроке используется частично поисковый метод при изучении нового материала, что способствует развитию познавательного интереса учащихся, созданию условий для самореализации в учебном процессе.
-
Обобщающий урок по теме: "Южные материки" 2007
Цель урока: проверить знания учащихся по теме (географическое положение, история исследования, рельеф, полезные ископаемые, климат, внутренние воды, природные зоны, население южных материков).