Интегрированный урок (литература + география) "Соленое чудо земли Астраханской"

Разделы: География, Литература


Цели:

  • углубление знаний по истории, географии и литературе родного края;
  • формирование чувства гордости за малую родину;
  • совершенствование навыка самостоятельного поиска информации;
  • воспитание потребности бережного отношения к природным богатствам,
  • осознание значимости малой родины в масштабе страны.

Учитель литературы: “С чего начинается Родина?” Этот вопрос задает себе на определенном этапе любой человек. А с чего начинается Родина для вас? (ответы учеников)

Для любого человека осознание большой Родины, страны, начинается с родины малой.

“Широка страна моя родная”, но есть в ней уголок, который дорог и близок нам всем. Астраханская область. Изучая историю, географию, мы знакомимся с красотами стран мира, с их культурой, литературным наследием. И порою так мало знаем о тех местах, где родились, выросли и живем. Сегодняшний урок мы посвящаем Астраханскому краю. Наш земляк, поэт Борис Филиппов написал поэму “Каспийская роза”. Обратимся к фрагментам этого произведения и подумаем: о каких природных богатствах повествует поэт? Какие чувства вызвало у вас произведение поэта-земляка? (чтение отрывков, ответы учеников)

Здесь нет лесов.
Солончаки,
Да камышей густые гривы,
Да Волги-матушки реки
Необозримые разливы.
Восток несет сюда пески
Из раскаленных Каракумов,
И, если встанешь на носки
Увидишь даль песков угрюмых.
В них пирамидами подряд
Лежат тяжелые барханы,
А на границах их висят
Одни песчаные туманы.
Кто видел африканский Нил
В плену сплошной пустыни жесткой,
Тот непременно бы сравнил
Его с величьем дельты волжской!
Когда восток просторный день,
Как стаю светлых лебедей,
Над дельтой тихо поднимает,
Здесь древний лотос расцветает.
Каспийской розой назван он,
Цветок, священный у феллахов.
Шлют рыбаки ему поклон,
За красоту его и запах.
Когда над камышом заря,
А под веслом вишневый сок,
Плеск, стрекот, крыльев свист и кряк
Ильмень выносит на песок.
Там сотни уток-кумушек
Обсудят каждый камушек.
По дну чапуры чапают
Аршинными ногами,
Лягушек гуси цапают
И красными носами,
От зноя очумелые,
Помадят перья серые.
А вот, в теченье мига,
Над гладью вод возник
Египетских фламинго
Летающий цветник.
Лишь кулик болотный
Плачет, причитает:
Почему не лебедем
Уродился он.
А кабан клыками
Камыши ломает
И выходит к морю
Рыжий, как огонь.
В урочный час своей поры
Вверх по течению реки
Упитанных, икряных рыб
Пошли сплошные косяки.
Лещи широки, как ладони Добрыни,
Щуки, что стрелы его богатырские,
Сомы огромные, усатые, скользкие,
Сазаны исполнены древней гордыни.
От Мумры идут
До Вольска.
Севрюги-царевны
Плывут в ожерельях.
Ощетинив, как пики, колючие перья,
Идут судаки
Все вперед и вперед!
Неисчерпаемых богатств
Полны глубины наших вод.

Учитель географии:

Да, о многих богатствах нашего края пишет Борис Филиппов. Мы привыкли, что Астраханская область всегда ассоциируется с рыбой, икрой, лотосом, камышом, спелыми томатами и сочными арбузами. “Всероссийский огород” - название, которое прочно закрепилось за Астраханской областью. Но есть еще одно - “Всероссийская солонка”. Оно связано с гигантской добычей соли на озере Баскунчак. Мы расскажем о “соленом чуде” нашей малой родины.

Покажите на карте месторасположение этого природного объекта.

Учитель литературы:

Географические названия окружают нас с первых дней нашей жизни. Они постепенно входят в наше сознание, повседневную речь. Создаваемые уже на заре человечества, названия всегда носили практическую функцию. Давая имена, человек исходил из необходимости отличать одно место от другого. На протяжении тысячелетий накапливались географические названия.

Изучением географических названий занимается наука топонимика (в тетради словарная работа) “топос” - место, местность, “онима” - имя.

Учитель географии: (слайд №2)

Изучая географические названия, можно установить границы распространения тех или иных растений, животных, получить сведения о рельефе местности, о происхождении названий сел, городов, природных объектов, например озер. Толкований названия озера Баскунчак несколько:

От ногайского “баш” - голова, “кунча” - собака. Озеро “Собачья голова”.

От тюркского “бас” - голова, в значении – “главный”. “Конак” - станция, стоянка. “Главная стоянка”, что соответствует значению озера в прошлом, как одного из главных источников добычи соли.

Калмыцкое название озера “Богдын хара нур” - “Черное озеро святого”.

С соленым озером неразрывно связана гора Большое Богдо, у кочевавших здесь калмыков являлась местом поклонения душ умерших. “Богдо Ола”, что означает “Святая гора”.

Учитель литературы:

Поэт Велимир Хлебников в поэме “Хаджи Тархан” писал так о горе Большое Богдо:

(чтение отрывка учеником)

Где Волга прянула стрелою
На хохот моря молодого,
Гора Богдо своей чертою
Темнеет взору рыболова.
Слово песни кочевое
Слуху путника расскажет:
Был уронен холм живой,
Уронил его святой, -
Холм, один пронзивший пажить!
А имя, что носит святой,
Давно уже краем забыто.
Высокий и синий, боками крутой,
Приют соколиного мыта!
Стоит он, синея травой,
Над прадедов славный курган.
И подвиг его и доныне живой
Пропел кочевник-мальчуган.

Вопрос: Докажите, что поэт хорошо знал топонимическое значение названия горы?

Учитель географии: (слайд №3)

Загадка соленого озера давно интересовала ученых. Откуда так много соли?

Климат был жаркий и засушливый. В условиях большой испаряемости и малого количества осадков шло образование каменной соли. Которое со временем было перекрыто вышележащими отложениями. Под большим давлением этих отложений соль, обладающая текучестью, начала выдавливаться вверх и приподнимать перекрывающие ее горные породы, образуя соляные купола. Гора Большое Богдо является таким куполом, а озеро Баскунчак приурочено к пологому тектоническому прогибу поверх которого накапливается соленосная толща.

Слово географу- исследователю (выступление ученика)

С озером Баскунчак связано одно из величайших месторождений высококачественной поваренной соли. Она содержит 98% хлористого натрия и считается одной из лучших в мире.

Протяженность озера составляет около18 км., ширина колеблется в пределах 6 – 9 км. Общая площадь – 106 кв. км. Мощность соляного пласта колеблется

От 5 – 7 м. в северной и до 10 – 12 м. в южной частях озера.

В плане озеро имеет неправильную форму. Озеро питают неглубоко залегающие подземные воды, водоупорным слоем которых является каменная соль, отложившаяся 240 млн. лет назад на дне мелководного нижнепермского бассейна. Подземные воды растворяют соль, превращаются в рассол и в виде родников вытекают на поверхность озера.

Ежегодно источники выносят 800 -900 тыс. тонн соли. В условиях засушливого климата, при высокой испаряемости и минимальном выпадении осадков (250 -270 мм.) на поверхности озера образуется рассол высокой минерализации, который называется рапой. Рапа покрывает поверхность озера мощностью 0,5 – 0,7 м. только в холодное время года, после выпадения осадков, таяния снегов.

Летом вода испаряется, соль в виде кристаллов оседает на поверхности озера.

По данным геологических исследований, соль залегает до глубины 600 м.

Соляная толща чередуется с прослойками глин и песков.

Учитель литературы:

Безусловно, такое богатство, так нужное на каждом столе не могло остаться без внимания.

Слово историкам (выступление ученика) (слайд №4)

Астраханская губерния исстари славилась неисчерпаемыми запасами соли. На ее территории насчитывалось свыше 700 соляных озер и 1300 солончаков. Промысел по своему значению занимал второе место после рыбного и был тесно связан с ним, так как огромная масса соли шла на посол рыбы.

Добыча соли в озерах Нижнего Поволжья началась еще в древнейшие времена. В 17 столетии соль добывалась на Эльтонском, Кордуанском озерах, а так же на Чапчачинском месторождении.

Промыслы охраняли с помощью специально вооруженных отрядов от нападения степняков, не раз разорявших промысловые селения.

Учитель географии:

Мы не можем представить себе наш стол без соли. Это самый дешевый продукт. Но никто и не догадывался, как дорого обходилась соль ее добытчикам. Неслучайно Баскунчак называли “озером слез”. В этом году отмечается 125 лет соляному промыслу.

Слово историкам – исследователям (выступление ученика). (слайды №5,6)

Работать приходилось под открытым небом при сильной жаре, стоя по пояс в крутосоляном растворе. Орудиями труда служили лопата, пешня и лом. Отсутствие на промыслах врачей приводило к “многочисленным болезням, усугублявшим тяжелую участь этих людей”. Первая больница появилась лишь в конце Х1Х века.

Работа по добыче соли не требовала большой квалификации. Стоя по колено в рапе, соль сгребали в кучи деревянными лопатками, кололи и грузили на баржи. Здесь работали люди различных национальностей: русские, калмыки, татары, казахи. Рабочий день доходил до 14 часов.

“От долгого пребывания в рапе ноги покрываются ранами. Страшно смотреть на эти отупелые, изнуренные лица рабочих, почти бессознательно, в смертельной истоме действующих пудовыми пешнями, и эти ужасные ноги, покрытые десятками гноящихся язв”, - читаем мы в отчете промыслового врача В.Гаркема (1890)

В настоящее время соль добывается с помощью солекомбайнов до глубины 8м.

Учитель литературы:

“Без соли нет застолья”, - гласит народная мудрость. Но всегда ли соль полезна, и в каких количествах. Обратимся за советом к врачу (выступление ученика).

Жидкая часть крови – лимфа, пищеварительные и клеточные соки, тканевая жидкость, все они содержат большое количество разнообразных солей. Наиглавнейшее среди них принадлежит обыкновенной поваренной соли.

Растительная пища содержит мало поваренной соли, в продуктах животного происхождения ее достаточно. А так как мы едим и мясо, и растительную пищу, то создается небольшая нехватка соли. Всего 4 – 8 г. поваренной соли нужно человеку в сутки. Если вы съели в течение дня кусок рыбы, мяса или курицы, частично вы уже получили поваренную соль. Остается дополучить каких-нибудь 3 – 5 г. Совершенно без соли жить нельзя. Но и увлекаясь ею, мы можем нанести большой вред себе.

При некоторых заболеваниях поваренная соль – просто яд!

В первую очередь это касается заболевания почек. Следует ограничить прием соли при высоком артериальном давлении, при болезни суставов и некоторых кожных заболеваниях.

В качестве лекарства соль использовалась в народной медицине. Чтобы облегчить зубную боль, нужно развести столовую ложку соли в стакане теплой воды и прополоскать рот.

Разогретая и сложенная в полотняный мешочек крупная соль может служить в качестве сухого компресса, т.к. кристаллы соли долго держат тепло.

Учитель литературы:

Народная мудрость гласит: “Чтобы узнать человека, нужно с ним пуд соли съесть”.

Множество пословиц, поговорок, загадок связано у русского народа с солью.

Вопрос к аудитории, какие из них вы помните?

А вот еще несколько упоминаний соли в устном народном творчестве. (слайд №7)

Учитель географии:

Раньше озеро было местом рабского труда ломщиков соли.

Сегодня это не только место соляного промысла, но и центр пересечения туристических маршрутов. В июле 2007 года в Астраханской области прошло Интернет-голосование с целью определения “Семи Астраханских чудес”.

Вопрос к классу: как вы думаете, какие природные и культурно-исторические объекты вошли в эту семерку? (слайд №8)

Озеро Баскунчак и гора Большое Богдо привлекают своей красотой туристов. Руководитель туристического кружка “Пилигрим” В.Н.Касаткин, члены кружка расскажут нам о необыкновенной красоте озера и горы, а так же продемонстрируют нам фоторгафии из своего архива. (слайды №9,10)

Учитель литературы:

Вот и подошел к концу наш урок. Предлагаем вам блиц – опрос:

  • Что называется “чугункой”, “гранаткой”, “новосадкой”?
  • Кто организовал промышленную добычу соли на озере Баскунчак?
  • Что означает название Баскунчак?
  • Кто из поэтов рассказал о горе Большое Богдо?
  • Как называется это произведение?
  • Где находится озеро Баскунчак?
  • Какая наука занимается изучением географических названий?

Домашнее задание: создать рекламу – приглашение для гостей Астраханской области (вид выполнения: бумажный носитель, электронный носитель).

Презентация