Цели урока.
- Обучающая: учащиеся должны найти рациональные способы подбора информации по данной теме, разработать и защитить информационный мини проект.
- Развивающая: развивать и совершенствовать навыки работы с информационными и компьютерными технологиями.
- Воспитательная: содействовать развитию коммуникативной компетентности, воспитанию чувства патриотизма и гордости через формирование осознания необходимости знаний объектов Всемирного наследия России
Задачи урока
1. Поиск источников информации по данному вопросу
- Интернет ресурсы
- Видеоинформация из внешних источников
- Книги, фотографии, открытки, карты и т. д.
2. Разработка собственного мини проекта
3. Презентация проекта.
Тип урока: Урок целевого применения и совершенствования знаний, умений и навыков .
Вид учебной деятельности: Презентация мини-проекта
Методы обучения: самостоятельно-поисковый
Формы организации деятельности учащихся: групповая, командная
Оборудование: компьютер, Интернет ресурсы, проектор, сканер, принтер, учебник географии 9 класс автор А. И. Алексеев, книги, фотографии, карты атласа.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка учащихся к работе. - деление учащихся на 6 групп по 3 человека (это нужно сделать до начала урока, основой для дифференциации является самооценка учащихся по владению ИКТ) и создание экспертной группы из 4-5 учащихся. - сообщение темы урока. (тема на экране через проектор - это первый слайд, второй- данные ЮНЕСКО за 2007 год)
В 183 странах мира 830 достояний “Всемирного наследия”
Из них:
- 644- культурных (в России – 28)
- 162 - природных
- 24 – природно-культурны
Третий слайд - перечень
памятников всемирного культурного наследия России
- Великий Новгород. Кремль. Софийский собор (XI в.) Памятник Тысячелетию России
- Владимир. Золотые ворота. Успенский собор с фресками А. Рублева и Д. Черного Дмитриевский собор (?ІІ в.). Памятник Александру Невскому (ок. 1220 -1263)
- Казань. Ансамбль Казанского Кремля (XVІ-XІX вв.)
- Кидекша. Церковь Бориса и Глеба (XІІ в.)
- Кижи, о. Погост Кижи. Музей-заповедник деревянного зодчества (XVІІІ-XIX вв.)
- Куршская коса – памятник природы
- Москва. Московский Кремль (XV-XІX вв.) и Красная площадь (XІV-XІX вв.) Церковь Вознесения в селе Коломенском (?VІ в.)
- Санкт-Петербург. Исторический центр и связанные с ним группы памятников, дворцово-парковые комплексы (музеи, заповедники) пригородов: Петергоф, Ораниенбаум, Царское село, Павловск, Гатчина, Стрельна, Ропша, Кронштадт.
- Сергеев Посад. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры (сер. XІV в.)
- Соловецкие о-ва. Историко-культурный комплекс Соловецкого монастыря (XV-XX вв.)
- Суздаль. Ансамбль Кремля (?ІІ-?І? вв.) и монастырей (XVІ-XІX вв.) Музей деревянного зодчества
- Ферапонтово, Вологодская обл. Ансамбль Ферапонтова монастыря (XІV в.).
- мотивация (сообщение темы и обсуждение с учащимися актуальности и интереса темы, целесообразности выбора типа и формы урока, заинтересованность в освоении приемов работы с современными информационными системами, актуализация опорных знаний по теме)
- целевая установка (задачи урока на экране).
1. Найти рациональные способы подбора информации
(Интернет ресурсы, видеоинформация из внешних источников - папки, файлы, сканирование, распечатка слайдов и т. д.)
2. Разработать собственный мини проект .
3. Представить презентацию проекта.
- мониторинг самооценки учащихся: на листочках учащиеся отвечают на два вопроса 1)оцените ваше настроение в начале и в конце урока (восторженное, радостное, приятное, спокойное, грустное, тревожное?) 2) оцените ваше владение ИКТ по пятибалльной системе.
предлагаемые формы презентации: (на экране)
- туристический маршрут (картосхема)
- слайд-фильм
- рекламная листовка
- визитная карточка
- составление списка компьютерной базы данных по теме
- создание слайда (экранная демонстрация)
3. Организация учебной деятельности учащихся (главный этап урока)
1) самостоятельная работа в группах: каждая группа получает задание по разработке мини проекта (учитель проводит инструктаж выполнения задания, является помощником и консультантом)
1-ая группа: составление туристического маршрута по названным объектам культуры (предлагается сканирование карты в атласе на стр. 44 и показ объектов на экране или другой вариант- импортировать карту из Интернета)
2-ая группа: создание слайд-фильма с изображением всех названных объектов и их краткой характеристикой. (материал имеется в папке с файлами под названием “Памятники культуры”, сюда он импортирован из Интернета и компакт-дисков), демонстрация может быть при ручном управлении или автоматически, как рекламный ролик.
3-я группа: создание и раздача рекламной листовки (в помощь учащимся предложены образцы рекламных проспектов туристических фирм).
4-я группа: оформление визитной карточки какого-либо памятника культуры (слайд презентации с гиперссылками)
5-ая группа: составляет список компьютерной базы данных по теме (импортирование данных из Интернета) и демонстрация его на экране.
6-ая группа: создание слайда и его экранная демонстрация - Никольская церковь в г. Омске – памятник архитектуры Федерального значения (фото памятника в файле имеется или другой вариант - импортировать из Интернета).
7-ая группа: независимая экспертная группа оценивает и высказывает свое мнение о демонстрируемых слайдах и представленных рекламных материалах. (эта группа может знакомиться с материалами по теме, работая с компьютером, а также с книгами, буклетами, открытками, картами, фотографиями и другой литературой, находящейся на столах интересоваться работой групп).
2) отчет групп по составленному проекту, придерживаясь списка отчета, т. е. с 1-ой по 6-ю группу.
3)оценивание результатов работы экспертной группой: перед уроком им были выданы ведомости оценок, в которых предлагалось оценить:
- качество выполнения задания
- представление материала
- умение работать в команде
- речевая культура
- ответы на вопросы
Результаты оценивания экспертная группа демонстрирует на экране
Ведомость оценки экспертами работы групп
Критерии оценок (0-5 баллов) | І группа | ІІ | ІІІ | ІV | V | VІ |
Качество выполнения | ||||||
Представление презентации | ||||||
Умение работать в команде | ||||||
Речевая культура | ||||||
Ответы на вопросы | ||||||
Количество баллов |
4. Подведение итогов занятия. Корректировка результатов. Награждение учащихся (книги, открытки, календари и т. д.)
5. Рефлексия.
1. Ответить на вопрос анкеты (как изменилось настроение в конце урока? Письменно)
2. Что нового узнали на уроке и чему научились?
3. Подтвердилась ли ваша оценка владения ИКТ?
4. Что способствовало вашему успеху при выполнении задания?
5 . Какие ресурсы были использованы для работы?
6. Домашнее задание.
1. Отметить на контурной карте памятники Всемирного культурного наследия России.
2. Разработать мини проект по достопримечательностям г. Омска.