УВЗ:
- дать знания о географических аспектах религиозного состава населения мира;
- познакомить учащихся с местом и ролью религий в современном мире;
- рассмотреть понятия “религия”, “мировые” “традиционные”, “национальные” религии;
- изучить зоны конфликтов, в возникновении и протекании которых большое значение имеет религиозное самосознание конфликтующих сторон;
- продолжить формирование умения использовать текстовые и картографические источники при выявлении состава и особенностей размещения населения разного вероисповедания.
Оборудование:
- карта “Религии мира”, контурная карта мира, раздаточный материал по
- определениям темы, таблица “Религии мира по странам” на каждую парту,
- таблица для самооценки урока для каждого ученика, газета “География в школе” №3,4,5- 2003 г. , журналы ГЕО №8 – 2001; №1 – 2000, видеофильм “Религии мира”.
Ход урока
1. ВСТУПЛЕНИЕ.
- Вопрос: вопрос “Что мешает решению национального вопроса в странах разного типа?”
- Составление таблицы, из которой определяются цели урока.
- На доске и в тетрадях рисуется таблица
ЗНАЕМ ХОТИМ УЗНАТЬ УЗНАЛИ
- Вопрос: Если вы захотите узнать ответы на интересующие вас вопросы по данной теме, где вы можете взять информацию?
Показать книги и журналы.
2. ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ.
А) РЕЛИГИЯ.
- выберите наиболее подходящее определение на ваш взгляд из различных источников. Для этого используйте раздаточные материалы на парте. Можно дать свое определение.
Б) Найдите соответствия определения с термином и примерами. Используйте раздаточный материал на парте.
“Мировые религии”
“Национальные религии”
“Традиционные религии”.
3. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ РЕЛИГИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ и лично для вас.
- Беседа с учащимися.
Мне религия помогла в горе.
А) Знание религиозной принадлежности населения помогает глубже понять особенности экономической и социальной географии разных стран мира.
Б) Сегодня значительная часть людей религиозна, необходимость веры.
В) Эти вопросы в последние годы становятся все более популярными и обсуждаемыми.
Г) Исламское направление сильно волнует население мира.
Непрекращающиеся конфликты.
Д) Есть немало стран, для которых религиозная структура – едва ли не главный фактор, определяющий особенности их внутриполитической жизни и внешней политики. (Саудовская Аравия – 100% ислам).
Урок географии не может изолироваться от того, что на земной поверхности происходит.
4. ИЗУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ РЕЛИГИЙ.
- Назовите мировые религии. Дайте их краткую характеристику. Используя собственные знания, полученные на уроках истории и обществознания, а также личные.
- Какие критерии для классификации населения по религиозной принадлежности можете предложить? (по кол-ву верующих, по времени возникновения, по районам распространения).
- Мы возьмем за основу классификацию по числу верующих. Также используйте карту в атласе, материалы учебника с. 63, раздаточные материалы.
Дать характеристику распространению религий на земле по схеме
Религия – Число приверженцев – Районы распространения – Примеры стран (3).
- На контурной карте мира закрашивают учащиеся территории распространения разных религий.
1. Христианство – 1,9 млрд. чел – Европа, Америка, Австралия.
А) Католики – 800 млн. чел. – Южная Европа: Франция, Испания, Португалия, Австралия. Латинская Америка, США.
Б) Протестанты – 350 млн. чел. – Северная Европа (Швеция, Норвегия, Финляндия, Великобритания, Германия), часть Австралии, Новая Зеландия, ЮАР, США.
В) Православные – 100 млн. чел. – Восточная Европа (Россия, Украина, Белоруссия, Молдова, Грузия, Югославия, Румыния, Греция).
2. Мусульманство (ислам) – 1 млрд. чел. – Азия (Ю-З), Африка.
Казахстан, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Малайзия, Индонезия, Нигерия. Египет.
3. Буддизм. – 350 млн. чел. – Центральная, Ю-В, Восточная Азия: Китай, Монголия, Мьянма, Таиланд, Вьетнам.
4. Индуизм – 750 млн. чел. – Индия, Шри-Ланка, Непал.
5. Конфуцианство – 370 млн. чел. – Китай.
6. Синтоизм – 92 млн. чел. – Япония.
7. Иудаизм -18 млн. чел. – Израиль.
8. ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ.
- Работа с таблицей “Религии мира по странам” из газеты “География в школе” №3,4- 2003 г.
Задание: Выберите страны, где число приверженцев традиционных религий более 30%. Один учащийся (знаток карты) рисует на контурной карте мира.
Ангола (47%), Бенин (50%), Ботсвана (85%), Гвинея-Бисау (50%), Зимбабве (50%), Камерун (40%), Конго (48%), Кот-д,-Ивуар (40%), Либерия (40%),
Мадагаскар (52%), Судан (25%), Сьерра-Леоне (30%), Танзания (35%), Того (51%), ЦАР (35%).
- Вывод делает учащийся у доски: Большая часть приверженцев традиционных религий проживает в Центральной и Восточной Африке.
Почему? На этот вопрос вам поможет найти ответ небольшой видеосюжет “Традиционные религии мира”.
- Сравнить контурную карту мира, созданную учащимися с картой “Религии мира”.
5. ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЛИКТОВ В МИРЕ.
- На карте “Религии мира” наклеены зоны конфликтов.
Вопрос: Назовите эти зоны конфликтов, в возникновении и протекании которых большое значение имеет религиозное самосознание конфликтующих сторон.
А) Босния и Герцеговина (католики хорваты и мусульмане боснийцы против православных сербов)
Б) Северная Ирландия (протестанты ольстерцы против католиков ирландцев).
В) Палестина (иудаисты евреи против мусульман палестинцев)
Г) Кашмир (народы сев. Индии – индуисты против мусульман Кашмира).
Д) Северная Шри-Ланка (индуисты тамилы против буддистов сингалов).
Е) Квебек (Канада) протестанты англоканадцы против католиков франкоканадцев.
-Вопрос учащимся: Является ли религиозная неоднородность непременной причиной конфликтов или вполне реально мирное сосуществование граждан разного вероисповедания?
Поэтому, скорее следует говорить о религиозной терпимости (толерантности), нежели о взаимодействии и взаимообогащении, как в случае отношений между народами. Религия, несомненно объединяет человечество.
6. Мониторинг урока.
А) Вернуться к таблице в начале урока. Заполнить графу, что узнали.
Б) Оцените себя по таблице (на каждой парте).
Узнал ли я чего хотел? | Мне понравилось …. | Затруднения…. . | Оценка за урок |
7. Дополнительные задания.
По данной характеристике определите страну:
7. 1. Большая численность населения, причем большая часть населения проживает в ее западных регионах. Для населения характерен отрицательный прирост, многонациональный и многорелигиозный состав. Столица ее – многофункциональный город. (Россия).
7. 2. Какой из указанных народов исповедует одну из нескольких мировых религий?
а) евреи
б) французы
в) хиндустанцы
г) китайцы
д) арабы.
(б,д)
7. 3. Приведите в соответствие страны и господствующие в них религии:
1. Греция
2. Египет
3. Мексика
4. Таиланд
а) буддизм
б) ислам
в) католицизм
г) православие. (1г 2б 3в 4а)