Итоговый урок-игра по теме "Литосфера", 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели и задачи урока: Определить уровень усвоения учащимися основных понятий и терминов. Проверить умение находить на карте основные географические объекты, связанные с данной темой. Уметь объяснять процессы, связанные с формированием рельефа поверхности Земли и дна Мирового океана.

Оборудование: физическая карта, атласы, карточки с заданиями.

I. Организационный момент

II. Форма проведения урока – групповая игра.

Ход урока

Учащиеся делятся на 4 команды (команды могут быть сформированы по желанию учеников или сформированы учителем, учитывая особенности учеников в усвоении материала, сильные и слабые). Разделение на команды можно провести на предыдущем уроке, а можно предупредить учеников о том, что на следующем уроке будет урок-игра, и необходимо подготовится к работе. Командам предлагается придумать себе название, которое должно быть связано с литосферой.

В качестве жюри могут быть приглашены ученики старших классов, а могут быть выбраны ученики того же класса, в котором проводится этот урок. Лист для жюри (Приложение 1).

1 конкурс

Дать определения понятиям, предложенным на карточках.

КАРТОЧКА № 1
  1. жерло
  2. низменность
  3. кратер
КАРТОЧКА № 2
  1. эпицентр землетрясения
  2. горст
  3. сейсмограф
КАРТОЧКА № 3
  1. горная порода
  2. грабен
  3. гейзер
КАРТОЧКА № 4
  1. лава
  2. цунами
  3. очаг землетрясения

Критерий оценки: 1 балл за каждое данное определение.

2 конкурс

Учащимся предлагается из предложенных географических объектов найти лишнее и обосновать свой ответ.

КАРТОЧКА № 1

Аппалачи
Анды
Алтай
Этна

КАРТОЧКА № 2

Гималаи
Кавказ
Уральские
Кордильеры

КАРТОЧКА № 3

Амазонская
Прикаспийская
Западно-Сибирская
Месопатамская

КАРТОЧКА № 4

Килиманджаро
Фудзияма
Орисаба
Джомолунгма

Критерий оценки: 2 балла за правильно названный лишний объект + 3 балла за правильное обоснование этого выбора

3 конкурс

Указать, что за обозначают цифры указаны на карточке

КАРТОЧКА № 1

от 1000 до 2000 м
40 ю.ш. 380 в.д.
более 5 млн км2

КАРТОЧКА № 2

от 0 до 200 м
400 с.ш. 150 в.д.
более 2 млн км2

КАРТОЧКА № 3

от 200 до 500 м
550 с.ш. 1500 в.д.
более 3 млн км2

КАРТОЧКА № 4

более 2000 м
380 с.ш. 720 в.д.
около 2 млн км2

Критерий оценки: 1 балл за верное определение.

4 конкурс

Ученикам требуется дать ответ на вопросы.

КАРТОЧКА № 1

1 балл

Дайте определение равнина

2 балла

К каким породим относится мел

3 балла

Объясните, что общего и в чем различия между низкими горами и плоскогорьями.

КАРТОЧКА № 2

1 балл

Дайте определение гор

2 балла

Назовите тонкую оболочку Земли, наиболее активно используемую человеком

3 балла

Объясните, что общего и в чем различия между плоскими и холмистыми равнинами

КАРТОЧКА № 3

1 балл

Как выглядит горизонт, если вы находитесь на ровной равнине.

2 балла

Могут ли быть землетрясения на равнине

3 балла

Почему озеро Байкал самое глубокое на Земле?

КАРТОЧКА № 4

1 балл

Как называются горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы.

2 балла

Почему высочайшая вершина Земли имеет второе название Эверест?

3 балла

Объясните, почему происходят землетрясения

Критерий оценки: максимум 6 баллов.

5 конкурс

Найдите соответствия, выявить признак, который положен в основу.

КАРТОЧКА № 1

КАРТОЧКА № 2

1. Кавказ
2. Алтай
3. Урал
А. Белуха
Б. Эльбрус
В. Народная
1. Амазонская низменность
2. Аравийское плоскогорье
3. Великие Равнины
А. Евразия
Б. Северная Америка
В. Южная Америка
КАРТОЧКА № 3 КАРТОЧКА № 4
1. Анды
2. Гималаи
3. Кордильеры
А. Евразия
Б. Южная Америка
В. Северная Америка
1. Эверест
2. Эльбрус
3. Мак-Кинли
А. 5642 м.
Б. 6194 м.
В. 8848 м.

Критерий оценки: 3 балла за правильное соответствие + 2 балла за правильно названный признак.