В современном мире система образования должна формировать новые качества – инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. В свете современных требований профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро выходить них.
Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, ко коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
В современном мире необходимым условием выживания является не только коммуникабельность , но и быстрое освоение новейших технологий. В работе предложены разработки уроков с использованием дистанционной формы занятий, варианты эвристических заданий, которые помогут учителю продвинуться в решении использования компьютерных технологий в преподавании своего предмета, совсем не обязательно только географии, но и любого другого предмета. А именно такая технология позволяет в современных условиях , быстрого развития техники, освоить новейшие методы и способы получения знаний.
Для решения всех этих вопросов определяю следующие цели:
- Определить пути к самообразованию через дистанционное обучение и через компетентностный подход ко всем видам уроков..
- Внедрение в учебный процесс дистанционных уроков , как формы компетентностного подхода к обучению.
- Разработать ряд способов и методов дистанционного обучения, определяя это как часть компетентностного подхода к обучению в современном мире.
Компетентностное обучение – деятельностный подход к обучению.
Термин “компетенция” имеет два значения: круг полномочий какого-либо лица; и круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Применительно к образовательной области это - обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности – именно эти качества и даст возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем.(Каверина И.И.,2007)
Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. Как отмечают В.А. Болотов, В.В.Сериков, “компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта”
Главным надо считать то, что на каждом уроке ученик выполняет работу, вернее объем работы такой, какой ему под силу и какой он сам себе намечает на выполнение. В тоже время ученик должен видеть результат своего труда за каждый урок. Для этого используется общеклассный экран успеваемости, интернет- журнал для родителей. Он является своеобразный стимулом, для выполнения задания с более продуктивной отдачей, т.к. экран весит в классе и каждый видит свой результат и своих одноклассников. Классный журнал в Интернете позволяет родителям в любое время отслеживать успехи ребенка. Оценки можно исправить в любой день, но учащиеся предпочитают в таком случае выполнять задания как можно четче сразу, а не оставлять на будущее.Удовлетворенность самим собой на каждом уроке, это и есть та возможность которая позволит ввести учителю компетентностный подход к обучению. Анализ своей деятельности должен проводить сам ученик, при консультативной помощи учителя. Он должен понять, что задание было для всех одинаково, но выполнили его по разному , так как не достаточно приложили усилий. Вот это повод для обучения учащегося целеполаганию, ведению систематических записей и их обработка, планированию самостоятельного изучения учебного материала, организации себя на выполнение поставленных задач, анализу и синтезу своей деятельности.
Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения.
На первом этапе внедрения, можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:
- извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;
- точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;
- исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;
- сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;
- планирование действий и времени;
- оценка результатов своей деятельности и т.д.
Очевидно, что перечисленные умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.
Модульная технология как нельзя лучше позволяет реализовать компетентностный подход . Так как весь материал разбит на блоки - темы, то на различных этапах урока, ученики не пассивные слушатели, а деятельные его участники. В теме “Облака” учитель объясняет строение облака и причины его образования. Учащиеся в это время должны указать стрелками взаимосвязь различных видов облаков с испарением с поверхности земли. Когда заканчивается тема, учитель предлагает указать логическую связь с другими изучаемыми предметами. Или представить тему в схематических рисунках, где четко просматривается уровень подготовленности ученика.
Лучше всего предоставить проблему решить самому ученику исходя из его познания. Часто такие задания выливаются в проектные решения, что повышает практическую направленность усвоенных знаний. Так предложенная тема - “Здоровье человека в Астраханской области –проблемы и перспективы его сохранения”, привели к появлению самых разных сообщений, а так же появились работы выполненные с использованием компьютерной технологии. Каждый ученик выбирает и выполняет, то, что ему наиболее доступно на данном этапе саморазвития. Даже самые слабые ученики нашли в себе силы поучаствовать в данном проекте , составив компьютерную презентацию своей темы.
Предлагаю рассмотреть урок, который способствовал увеличению деятельностного подхода к изучаемому материалу, а так же вызвал желание вывести материал в виде проекта.Урок помещен в Приложение 1.
Формированию элементарных общеучебных компетенций способствует способность точно сформулировать мысль, или построить оригинальное высказывание. Так предлагается сформулировать мысль о причинах изменчивости климата России. Кажется это не сложно, но для ученика перед которым 5-6 параграфов задача практически мало разрешимая. Лихорадочные поиски не приводят к успеху, в таком большом объеме увидеть то, что нужно , просто не реально. Для этого в данном блоке отрабатывается навык выражения своей мысли наиболее точным способом, используя параграфы и абзацы. Предложенная система обработки материала учителем, возрождает надежду, что все будет найдено и очень быстро. Однако, для этого все равно надо читать все параграфы, а за время урока этого сделать не возможно. Опять тупик! Вот так и идет поиск оптимального решения. Вдруг осеняет ,найти сначала термины и их пояснение, а затем все остальное. Работа сделана!
В моей практике нашли применение такие методы, как самостоятельное добывание знаний при работе в группе из 4 человек.
В начале урока называю тему. Спрашиваю: “сколько времени понадобиться на изучение темы?” Сама предлагаю расчет – у меня по плану 4 урока, вас 24 человека, а минут 240 , значит по 10 минут на каждого, я могу уделить. Давайте вместе выясним, на что вы годитесь, что вы знаете? Ведь вы учитесь в школе 8 лет и видимо за этот срок чему-то научились. Обращаясь к классу, спрашиваю, есть желающие померяться силой знаний? Таковые находятся, и они поведут всех за собой. Они не только сами постараются изобрести свой способ познания, но непременно вовлекут и других. Постараются выполнить в срок, а тем кто сопротивляется , постараются показать что с ними работать не интересно, а это кровная обида для подростка. По окончании обязательно предлагаю защитить свою работу перед классом. Это в основном для учащихся, которые хорошо освоили тему, ведь им всегда хочется показать свои знания. Но в совокупности с отличниками , как правило выступает и ученик имеющий средний уровень знаний, но при поддержке товарища он отлично отчитывается о своей работе. Выясняется, что по отдельным темам, те кто не проявлял рвения к учебе создает интересную работу .У человека открываются другие возможности , о которых он даже не догадывался. Становится понятно, что “компетентность” включает не только когнитивную и операционную – технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Но все эти составляющие очень трудно оценить и отследить одновременно, нужны специфические измерители.
Хотя научно-исследовательская работа школьника во многом может дать объективную оценку его знаний. Занимаясь в Центре дополнительного образования туризмом, мне пришлось увидеть этот процесс в действии. Туристы-экологи , которых я вела по трудному туристическому пути однажды проявили желание определить на сколько чиста вода в ерике , в котором они купаются. Так возникла тема “Экологические проблемы ерика Солянка”. Взяли пробы просто в стаканчики, посмотрели. Но оказалось, что-то, что они знают не достаточно. Решено, идем в библиотеку, в Интернет. Тут наступил шок, всего так много, а что же выбрать, что же мне конкретно надо? Так мы пришли к планированию своей работы. Договорились о консультации с местными учеными, провели практикум. Этот практикум был не забываем, все было впервые, все было открытием. Хотя на уроках биологии вроде бы это уже изучали. Тогда каждый для себя выбрал одно направление. Вы не представляете , как трудно молодому человеку остановиться на чем либо конкретно. Полевые пробы взять одному не возможно, значит начали формироваться тематические группы, данные от сбора материала оказались нужны всем участникам экспедиции.. Получалось, что мы каждый делаем определенную тему, но в ее разработке участвует весь коллектив.
Значит, знание данного материала есть у каждого. Теперь наступил момент обработки данных. Здесь нужно было думать и как думать. Необходимо было критически посмотреть на весь материал, что-то оставить, а от чего-то отказаться. Но как, когда кажется , что все это нужно, а материала очень много. Многие вспоминают, как мы обрабатывали большой учебный материал на уроках и начнут применять это уже на практике. Значит надо пообщаться с коллегами и попытаться объяснить свой найденный результат, довести до слушателя доходчиво и обстоятельно. Все получилось потому ,что каждый отнесся с пониманием и по возможности критически ко всему предложенному, а тот кто защищал свой проект, вдруг наглядно увидел свои недочеты и даже открыл много неясного и неисследованного в исследуемом материале. Надо было научиться отстаивать свои идеи, спокойно, уверенно ,отстаивая свое мнение за 3-4 минуты доказать необходимость твоих исследований и предоставить результат работы.
Работа продолжается уже более двух лет. Никто из секции не ушел, а кто и уходит ,то вернулся, и продолжает начатое дело. Мне кажется ,что вот такого рода работа и позволит формировать компетентностный подход в образовании, но он не реализуется в полной мере только в рамках одного предмета. Видимо, нужно создавать программы, где ученик самостоятельно мог бы приобретать знания, которые ему ближе, а так же интегрировать ключевые компетенции в программу предмета, что позволит ученику овладеть и предметными и ключевыми компетенциями за один период.
Главным надо считать то, что на каждом уроке ученик выполняет работу, вернее объем работы такой, какой ему под силу и какой он сам себе намечает на выполнение. В тоже время ученик должен видеть результат своего труда за каждый урок.
Способы формирования знаний , умений у учащихся при компетентностном подходе к обучению
Проблемное обучение как раз и способствует выработки самостоятельности при добывании знаний, действуя в нестандартной обстановке. Структура проблемного урока всем известна: целеполагание, планирование, анализ, рефлексия. Формы урока могут быть самыми разнообразными: от общения до сотрудничества.
Во многом помогает в настоящее время внедрение метода проектов с включением в исследовательскую деятельность . Понятно, что в понятиях школьника должно укладываться следующее: что человек сам должен является устроителем мира, а не адаптироваться к окружающему миру. Скорее всего, в настоящее время требуется не обучать знаниям, а обучать творческим умениям их приобретения. Во многом эффективнее проходят практические и лабораторные работы, если их проводить до объяснения учителем учебного материала. Разумеется у учащихся возникнет масса вопросов , как это сделать и учителю остается грамотно направить ученика на источники информации . Теперь дело за малым, провести рефлексию по пройденной работе, а это уже самооценка и самосознание своего труда и себе в мире. Необходимо учить школьника размышлять, сравнивать, анализировать. Для этого как раз и подойдут такие практические работы. Немаловажно и введение эвристического обучения, где образовательная деятельность ученика выстраивается по конструированию им собственного смысла, выдвижения собственных идей, наполнять собственным содержанием изучаемую тему.(Хуторской АВ.2007 г.) Экстенсивные вопросы: связывающие тему предмета с другими темами и предметами. Такие вопросы позволяют оценить объем знаний, но и творческую составляющую учащегося. Важна последовательность вопросов в его доказательстве и опровержении. Утверждения дают возможность оценить способность учащегося дифференцировать и интегрировать предметные знания, находя аналогии и ассоциации. Перенос ситуации в нестандартную ситуацию, предложение выбрать вопросы из предложенного перечня – это все аналитическая, оценочная деятельность ученика.
В ходе урока должен быть продукт деятельности: гипотеза, карта, знак, образ, план, опорный конспект. Любопытно занятие, на котором переоткрываются законы, закономерности, понятия, принципы построения, гипотезы, теории. Полезным оказывается использование триады вопросов6 “Что? Как? Почему”. Так при изучении климата учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме. Вопросы нужно задавать в последовательности, которая отражает главные проблемы темы. Если ученик нарушает такую последовательность, то вопрос задаст или учитель или ученики. Количество встречных вопросов учителя служит критерием оценивания умений учащихся задавать вопросы, а это совсем не просто для ученика. Далее приводятся ключевые слова, значение которых ученик должен узнать с помощью своих вопросов. Первая группа вопросов по выяснению смысла основных понятий и терминов (Что?). Другая связана с нахождением соотношений и взаимосвязи между ключевыми словами (Как?) И наконец, последнее это группа вопросов предусматривает постановку учениками любых вопросов учителю с целью выяснения дальнейшего изучения темы (Почему?).(Король А.Д.”Эйдос” 2007г) В общем, система “вопрошания” имеет возможность быть и развиваться, благоприятно действуя на формирование мировоззрения учащихся.
Смысловые ориентации знаний, умений и опыта деятельности учащегося.
По мнению А.В. Хуторского понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает овладение учащимися комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов (Хуторской А.В.2002).
Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. Как отмечают В.А. Болотов, В.В.Сериков, “компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта”
Основные ключевые компетенции, которые были выделены на симпозиуме “Ключевые компетенции для Европы” в 1996 году в Берне, ознаменовали общемировую тенденцию обновления результирующих единиц образовательного процесса.
Мне очень интересна эта тема, каждый раз нахожу ,что то такое, что до сих пор мне было не понятно. Для решения всех этих проблем я выбрала “Эйдос”, где нахожу ответы и получаю новые идеи по обучению и воспитанию моих учеников.
Дистанционное образование –это тот путь, который дает возможность развиваться каждому в том направлении, которое он считает для себя необходимым. Оно стимулирует активную деятельность ученика не по приказу, а по собственному желанию, а это много стоит. Вовлеченный в образовательную деятельность , как в игру, возникает непреодолимое желание сделать работу и увидеть оценку своего труда. Хорошо бы , если бы эта работа велась в нескольких направлениях:
- получение элементарной компьютерной грамотности малыми дозами, так как не во всех школах страны есть информатика на должном уровне;
- выполнение мелких заданий, из которых сложится в итоге настоящая работа;
- предложение включиться в какую-либо научную деятельность , разработав самостоятельно план ;
- выполнить работу, а после рецензии и доработки – выслать предложение поучаствовать в научной конференции;
- хорошо бы, что б плата была не высока, а использовать бонусную структуру.
Во многом , на уроке помогают активизировать урок и эвристические задания .Они по –настоящему увлекают учащегося и волей- неволей он стремиться ответить или найти ответ во всех имеющихся источниках. Так происходит стыковка со справочной литературой, энциклопедиями, образовательными сайтами Интернета, с овладением поиска в Интернете.
Такое задание может быть предложено в виде выдвижения идеи, версии, наблюдения, опыта, в нахождении закономерностей в предложенных фактах, которые непременно опираются на темы, знания, умения, компетентности, которые имеются в действующих стандартах по предмету. Конструирование структуры такого задания состоит в определении названия, захватывающего начала, формулировки проблемы, четкого представления того, что надо сделать.
Предлагаю пример дистанционного занятия (Приложение 2)
Заключение.
Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся позволит решить проблемы наполнения личностным творческим компанентом образовательную деятельность учащегося, позволит преодолеть отчужденность теоретических знаний учащегося от возможности их эффективной практической реализации (КорольА.Д.”Эйдос”2007)Введение компетенции в общепредметное содержание образовательных стандартов (наряду с реальными фундаментальными образовательными объектами, культурно-историческими аналогами, общеучебными умениями, навыками, обобщенными способами деятельности) делает саму систему образования гибкой и подвижной в современном меняющемся мире.По мере возрастания степени информатизации и дифференциации общества, вероятно будет увеличиваться дистанция между репродуктивной и творческой составляющей стандарта. Уже сейчас образовательный стандарт находится в состоянии перегрузки, что определяет рост психических, и, как следствие , соматических заболеваний школьников. Задача современного образования и состоит в разработке новых методов, способов обучения используя новейшие достижения науки и техники.
Литература.
1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-2004.-№5 с.3-12
2 . Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
3. Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость.//Мир образования-Образование в мире. 2001, № 4.