Задачи урока:
- Образовательные: рассмотреть таёжную зону, факторы размещения, формирования, особенности растительного и животного мира.
- Развивающие: развивать умение систематизировать материал, анализировать карты и схемы, выделять главное, обобщать и делать выводы;
- Воспитательные: формировать чувство патриотизма, любовь к Родине, экологическую культуру.
Новые педагогические технологии: информационные технологии (подготовка и передача информации посредством компьютера).
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.
Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
- ПК Celeron.
- Мультимедиаучебник «География России: природа и население».
- карты России: физическая, климатическая, природных зон, атлас, учебники, видеоматериал «лесной пожар», картины растений и животных, картины ПЗ, план описания ПЗ.
Цели урока:
- продолжить формирование понятия «ПТК» на примере таёжной зоны, умения составлять характеристику ПЗ по плану с использованием различных источников информации.
- формирование представления о хозяйственном использовании таёжной зоны;
- развитие познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;
- применение навыков работы на компьютере.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– На прошлом уроке мы познакомились с зоной арктической пустыни и с зоной тундры. Давайте вспомним, что мы о них знаем.
II. Актуализация опорных знаний.
– Покажите на карте, где расположены зона арктической пустыни и зона тундры.
Географический диктант
Расставить цифры к природным зонам: арктические пустыни, тундра.
- Природа зоны легко ранима.
- Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.
- Значительные площади покрыты ледниками.
- Средняя температура января – 26…– 28о, а июля + 1…+ 4 оС.
- Сильные ветры.
- В этой зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.
- Расположена на островах Арктики.
- Увлажнение избыточное много озер и болот.
- Промысел морского зверя (моржа, тюленя).
- На южной границе средняя температура июля +10оС.
- На скалах «птичьи базары».
- Лето короткое и холодное.
- Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
- В реках и озерах много рыбы.
- Воды– в твердом виде, только летом образуются талые воды.
- Много перелётных птиц летом (утки, гуси, лебеди).
- Полярная ночь длится до 5 месяцев.
Ответы: Арктические пустыни: 1, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 15, 17. Тундра: 1, 2, 5, 6, 8, 10, 13, 14, 16.
III. Изучение нового материала
– Сегодня на уроке мы продолжим изучать
природные зоны России. Следующая идёт лесная
зона.
Леса – это основной тип растительности нашей
страны, они занимают 60 % её территории. Наряду с
Канадой, Бразилией и странами Западной Европы,
Россия – величайшая лесная держава мира. Она
обладает самыми большими в мире запасами леса. По
данным государственного учета лесного фонда (1993
г.), лесопокрытая площадь страны составляет 763, 5
млн. га, а общий запас древесины – 80, 7 млн. м3.
– На какие части делятся зона лесов? (Тайга, смешанные и широколиственные леса).
– Тема нашего урока – «Таёжная зона».
Нам предстоит выявить природные особенности
таёжной зоны нашей страны, установить
взаимосвязь между компонентами природы в этой
зоне, выявить приспособляемость растений и
животных к условиям обитания в данной зоне,
познакомится с антропогенным воздействием
человека на ПЗ, выяснить какое значение имеет лес
и составить отчёт.
Изучение будет проходить по плану:
1. ГП
2. Климат
3. Почвы
4. Растительность
5. Животный мир
6.Возможность хозяйственного использования зоны.
7. Значение леса. Проблемы охраны природной зоны.
«Визитная карточка» зоны тайги
– Используя учебник, карты атласа, картины, электронный учебник делаете записи в тетрадях и готовитесь к отчёту о ПЗ. Для этого мы разделимся на группы исследователей. Все члены группы будут исследователями узкой специальности. Среди вас есть климатологи, ботаники, зоологи, почвоведы, географы, этнографы и т.д. Специалисты обращают особое внимание на изучение тех разделов, которые относятся к их компетенции, и готовятся к выступлению. Во время выступлений вы заполняете «Визитную карточку» зоны тайги. Это и будет вашим отчётом.
Климатическая характеристика |
Тип почвы |
Растения |
Животные |
|
Суммарная солнечная радиация, ккал/см2 в год | От 70 до 90 ккал/см2 | К западу от Енисея подзолистые и дерново-подзолистые, а к востоку – мерзлотно-таёжные | Лиственница, пихта, сосна, кедр, береза, осина, ольха, брусника, черника | Медведь, лось, белка, лиса, волк, бурундук, рысь, росомаха, куница, соболь, горностай, кедровка, клест, дятлы, глухари |
Ср. tиюля, оС | от + 13о до + 19о | |||
Ср. tянваря, оС | от – 12о до – 40о | |||
Среднегодовое количество осадков, мм | 200–600 мм К увл.= 1,4 |
|||
Климатический пояс | умеренный |
1. Географическое положение
Тайга – самая большая по площади, самая древняя и самая снежная ландшафтная зона России. Она занимает северную часть Русской равнин, большую часть Западно-сибирской равнины, почти всё Среднесибирское плоскогорье; в горах юга и востока Сибири также преобладает тайга. Её ширина в Европейской части достигает 700–800 км, в Западной Сибири – 650 км, а восточнее Енисея около 1500 км. территория, занятая российской тайгой, соизмерима с территорией всей Европы.
2. Климат
Для тайги характерно теплое лето и холодная
зима со снежным покровом, особенно суровая в
Сибири. Средняя температура июля изменяется от +
130 на севере до + 190 на юге. Атмосферные осадки в
среднем от 200 до 600 мм в год, превышающие объём
испарения. Это предопределяет густую и
многоводную речную сеть и наличие болот.
Тайга полностью расположена в умеренном
климатическом поясе.
3. Почвы
Тайга – это однообразные по составу хвойные
леса. Под ними к западу от Енисея формируются
подзолистые и дерново-подзолистые почвы, а к
востоку от Енисея – мерзлотно-таёжные.
Почвы подзолистого типа занимают больше
половины площади России. Они формируются под
хвойными лесами при избыточном увлажнении.
Главная отличительная черта этих почв – наличие
хорошо выраженного подзолистого горизонта
(вымывания) и кислая реакция, которая является
неблагоприятной для выращивания культурных
растений. Поэтому для нейтрализации кислотности
при сельскохозяйственной обработке в эти почвы
вносят известняковую муку. Подзолистые почвы
малоплодородны.
В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в
условиях резкого возрастания континентальности
климата, близкого залегания многолетней
мерзлоты и ослабления промывного режима
развиваются мерзлотно-таёжные почвы. Для них
характерна светлая окраска гумуса и повышенное
содержание соединений железа.
4. Растительность
Тайга – это хвойные леса. Таёжные леса обычно
образованы одним ярусом деревьев, под которым
расстилается моховой ковер с кустарничками
брусники и черники и редкими травами.
Основные древесные породы тайги: лиственница,
легко переносящая сильные морозы, менее
выносливая ель, её частая спутница – пихта,
светолюбивая сосна, могучий кедр.
Лиственница сбрасывает свою нежную, мягкую хвою
и поэтому переносит морозы. У лиственницы очень
прочная древесина, а потому твёрдая, тяжёлая
тонет в воде. Тонет, но не гниет. В Венеции
фундамент домов стоит в воде десятилетия, а
сделан он из лиственницы. 110 лет назад, когда
Дунай очень сильно обмелел, в нём показались
лиственничные сваи. Оказалось, что это останки
Троянова моста, построенного 1700 лет назад. Сваи
вытащили на берег и не могли распилить: дерево
стало как железо. Его обтачивали на токарных
станках и делали различные украшения. Сухая
лиственница хороша в качестве дров: легко
колется топором, даёт много тепла.
Пихта похожа на ель, только хвоя у неё немного
длиннее, толстая и неколючая. Кедр, или сибирская
сосна, напоминает нашу обычную сосну; разница в
том что у нашей сосны иглы растут и опадают
парами, а у кедра – пучками по 5 штук, они раза в
два длиннее, мягкие и неколючие; шишки у кедра
большие, под каждой чешуйкой обычно два орешка,
орешки вкусные.
Но таёжный лес – не исключительно хвойный. В большом количестве могут встречаться мелколиственные деревья – пионеры леса: берёзы, осины. Может встречаться рябина и даже тополь.
IV. Оформляется выставка рисунков «Растения тайги».
5. Животный мир
Презентация на компьютере с использованием программы Power Point (Приложение 1) или Windows Movie Maker (Приложение 2).
6. Возможность хозяйственного использования зоны
Большая часть таёжных ландшафтов относится
пока ещё к слабонарушенным хозяйственной
деятельностью человека. Освоение тайги до сих
пор носит очаговый характер. Большим
изменениям подверглись ландшафты в районах
сельскохозяйственного освоения. Они имеют уже
лесопольный облик. Леса чередуются с участками
пашен (полей), луговых и пастбищных угодий. В
северной тайге это лишь отдельные очаги, и лишь в
южной тайге площадь освоенных ландшафтов
достигает 10 %.
Для зоны тайги было характерно лесопромысловое
хозяйство. Почти всё взрослое мужское население
посезонно занималось заготовкой леса, речным и
озерным рыболовством, охотой на боровую дичь
(глухарей), крупных животных (медведя, лося,
дикого оленя) и пушных зверей.
В тайге, как и в целом в лесной зоне, основным
строительным материалом является древесина –
лес всегда «под рукой». Бревенчатые избы
долговечны, хорошо держат тепло в суровые зимы.
На Европейском Севере и в ряде районов Сибири
получили распространения жилища, представляющие
собой одну вытянутую постройку: под одной крышей
двухэтажный жилой дом, сени и вплотную
пристроенный к ним, тоже срубный, бревенчатый
двухэтажный двор, в котором наверху
располагается сарай, а под ним хлев.
Основное направление в сельском хозяйстве –
разведение молочного и мясомолочного крупного
рогатого скота, так как для него есть все
подходящие условия, в первую очередь наличие
прекрасных кормовых угодий на заливных
пойменных лугах. Знаменитое вологодское масло
производится из молока коров, пасущихся на таких
лугах.
Определенные возможности в таёжной зоне есть и
для земледелия. Обладает ими в первую очередь
южная часть зоны с относительно плодородными
дерново-подзолистыми почвами и более
продолжительным вегетационным периодом.
Применяя правильные агротехнические приёмы
(известкование почв, внесение удобрений,
правильные мелиоративные мероприятия), здесь
можно получать неплохие урожаи ржи, ячменя, льна,
картофеля, овощей и кормовых трав.
Недра таёжной зоны необычайно богаты нефтью и
газом, углем, торфом, золотом и алмазами, редкими
минералами и ценными рудами, поэтому из года в
год она подвергается интенсивному освоению.
Это – строительство городов и городских
посёлков, трасс нефте- и газопроводов,
высоковольтных линий электропередач,
гидроузлов, водохранилищ. Хотя на данный момент
это зона остаётся ещё слабо освоенной и
недостаточно изученной. Её освоение имеет очень
хорошие перспективы, но и связано с большими
трудностями.
7. Значение леса
Издавна тайга давала дом человеку, кормила и
одевала его.
А теперь давайте попробуем вместе составить
список полезных свойств леса.
Значение леса | место отдыха источник кислорода на Земле защита почвы от эрозии улучшает климат приземного слоя воздуха водоохранная роль кладовая аптека источник древесины источник топлива источник физического и психического здоровья людей |
Источник кислорода на Земле
Лес – гигантский естественный фильтр, очищающий атмосферу от углекислоты и вредных газов. Есть данные, что один гектар елового леса ежегодно задерживает более 30 т пыли, соснового – 36 т.
Защита почвы
Самым эффективным средством борьбы с эрозией почвы считается полезащитное лесоразведение.
Улучшает климат приземного слоя воздуха
Смягчает резкие колебания температуры, накапливает и хранит влагу, увеличивает её оборот в природе.
Водоохранная роль
Водоохранная роль леса лучше всего отражена в девизе одного из Всемирных лесных конгрессов: « Лес – это вода; вода–это урожай; урожай–это жизнь».
Кладовая
Русская народная пословица очень метко подмечает: « В лесу жить – голода не видать». Лес – это удивительная кладовая. В ней собраны грибы, ягоды, орехи. Много ценных промысловых зверей.
Аптека
В лесу очень много лекарственных растений, лесной воздух тоже лечит. В лесном воздухе бактерий содержится в 300 раз меньше, чем в городском и это благодаря фитонцидам – активным летучим веществам, выделяемым листьями и цветами и убивающим болезнетворные микробы и бактерии.
Источник древесины
Трудно назвать наиболее универсальный материал, чем древесина. Несмотря на то, что в последнее время для строительства все шире используют бетон, металлы, стекло, пластмассы, потребность в древесине не уменьшается. Без древесины не может обойтись ни одна отрасль хозяйства. Однако не только древесина, но и кора, и ветви, и хвоя, и даже пни и корни из деревьев служат сырьём для многих отраслей химической промышленности.
Источник топлива
Место отдыха
Микроклимат леса очень благоприятен для отдыха
человека. Здоровый воздух, лесные пейзажи с их
красотами, неповторимыми запахами лесных трав и
лесными звуками вызывают в человеке чувства
комфорта и удовлетворения. Поэтому лес –
Источник физического и психического здоровья
людей, ( эликсир от душевных недугов).
Во многих странах за рубежом, где давно все умеют
подсчитывать и где все имеет цену, стоимость
охоты и отдыха в лесу, зачастую превышает
стоимость выращиваемой в лесу древесины.
– А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу ? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса ? Послушайте отрывок из произведения «Лес» по С. Аксакову:
« Полная красота всякой местности состоит в
соединении воды с лесом. Природа так и поступает:
реки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом
или кустами.
И этот лес, эту красу земли, прохладу в зной,
жилище зверей и птиц, лес, из которого мы строим
дома и которым греемся в долгие жестокие зимы, –
не бережем мы в высочайшей степени. Мы богаты
лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с
ним не далеко и до бедности: срубить дерево без
всякой причины у нас ничего не значит.
Из всего растительного царства дерево более
других возбуждает участие. Его огромный объем,
его медленное возрастание, его долголетие,
крепость и прочность древесного ствола,
питательная сила корней, всегда готовых к
возрождению погибающих сучьев и к молодым
побегам от погибшего уже пня, и, наконец,
многосторонняя польза и красота его должны бы,
кажется, внушать уважение и пощаду,…но топор и
пила промышленника не знают их. Я никогда не мог
равнодушно видеть не только вырубленной рощи,
но даже падения одного большого подрубленного
дерева, в этом падении есть что-то невыразимо
грустное: сначала звонкие удары топора
производят только легкое сотрясение в древесном
стволе; оно становится сильнее с каждым ударом и
переходит в общее содрогание каждой ветки и
каждого листа; по мере того, как топор
прохватывает до сердцевины, звуки становятся
глуше, больнее… ещё удар, последний: дерево
осядет, надломится, затрещит, зашумит вершиною,
на несколько мгновений как будто задумается,
куда упасть, и, наконец, начнет склоняться на одну
сторону, сначала медленно, тихо, и потом, с
возрастающей быстротою и шумом, подобно шуму
сильного ветра, рухнет на землю. Многие десятки
лет достигало оно полной силы и красоты и в
несколько минут гибнет нередко от пустой прихоти
человека».
– О какой экологической проблеме идет речь в этом отрывке? (Речь идет о вырубке леса).
Открывается карточка вырубка леса. Посмотрите, как идет заготовка леса. Показ отрывка из кинофильма «Девчата» о заготовке леса.
– К сожалению, лесные ресурсы в Росси пока используются весьма нерационально. Половина срубленного леса идёт в отходы, теряется при заготовке и переработке. За счёт же более полного использования древесины можно почти вдвое уменьшить площади вырубаемого леса.
– Ребята, какая ещё экологическая проблема приводит к полному уничтожению леса? (Пожар)
– Давайте посмотрим видеосюжет «Пожар в лесу».
(Приложение 3)
Исследования ученых показали, что таёжные леса, в
частности на европейском севере, горят повторно
на сухих местах через каждые 50–100 лет, а на
влажных – через 150–300 лет. Из всех деревьев
наиболее от огня страдают ель и пихта, так как у
них очень тонкая кора и поверхностная корневая
система. Очень подвержен пожарам и кедр, так как
выделяет много эфирных масел, способствующих
горению. В большинстве случаев коренные леса
восстанавливаются. Хуже обстоит дело в районах с
льдистыми мерзлыми грунтами, например в Якутии.
Там подобные нарушения принимают необратимый
характер.
– А сейчас я вам прочитаю припев из песни «Просьба», а вы подумайте и скажите, о какой экологической проблеме идёт речь.
«Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят
Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!
Ведь небо без птицы – не небо!
А море без рыб – не море!
И земля без зверей – не земля!»
– Какую экологическую проблему раскрывает эта песня? (Проблему незаконной охоты, браконьерства).
– Кто создаёт эту проблему? (Человек).
– Но человек издавна убивал животных, добывая себе пищу. (Он убивал не больше, чем мог съесть). .
– А сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных.
– О какой проблеме пойдет речь в рассказе Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»:
«Оля и Лида, маленькие девочки пошли в лес.
Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб масло, яйца. Когда девочки
заканчивали обедать, недалеко от них запел
соловушка. Очарованные прекрасным пением, Оля
и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей
перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и
обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же
завернула в газету яичную скорлупу и хлебные
крошки и положила кулек в сумку.
– Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля.
– Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не
увидит!
– Стыдно перед соловушкой, – тихо ответила
Лида».
– Ребята, в чем же заключается данная экологическая проблема? (Загрязнение мусором).
– Раз мы уж заговорили о загрязнении, то нельзя не сказать, что сильно пострадали ландшафты тайги в результате загрязнения нефтью в районах её добычи. Из 5,5 млрд. т нефти, добытой в Западной Сибири к 1991 году , свыше 100 млн. т нефти нефтяники разлили на поверхности, погубив все живое на многие километры вокруг месторождений.
– Итак, мы рассмотрели проблемы леса. Кто же создаёт эти проблемы?
– О чем мы, люди, должны помнить приходя в лес? (Лес – это наше богатство. Каждый человек должен думать, о том, что он оставит своим детям).
– Конечно же, каждый из нас должен задуматься, каким увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.
V. Подведение итогов
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание: § 34, составить кроссворд «Тайга России».
Чемпионы леса
1. Самое долговечное дерево, живущее до 900 лет – лиственница.
2. Самое высокое дерево – кедр.
3. Самое распространённое дерево – сосна.
4. Самое красивое, новогоднее дерево – ёлочка.
5. Самое распространённое лиственное «дерево –
пионер» – береза.