Урок-исследование в 8-м классе по теме "Таёжная зона"

Разделы: География


Задачи  урока: 

  • Образовательные: рассмотреть таёжную зону, факторы размещения, формирования, особенности растительного и животного мира.
  • Развивающие: развивать умение систематизировать материал, анализировать карты и схемы, выделять главное, обобщать и делать выводы;
  • Воспитательные: формировать чувство патриотизма, любовь к Родине, экологическую культуру.

Новые педагогические технологии:  информационные технологии (подготовка и передача информации посредством компьютера).

Методы обучения:  частично-поисковый, репродуктивный.

Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

  • ПК Celeron.
  • Мультимедиаучебник «География России: природа и население».
  • карты России: физическая, климатическая, природных зон, атлас, учебники, видеоматериал «лесной пожар», картины растений и животных, картины ПЗ,  план описания ПЗ.

Цели урока:

  • продолжить формирование понятия «ПТК» на примере таёжной зоны, умения составлять характеристику ПЗ по плану с использованием различных источников информации.
  • формирование представления о хозяйственном использовании таёжной зоны;
  • развитие познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;
  • применение навыков работы на компьютере.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– На прошлом уроке мы познакомились с зоной арктической пустыни и с зоной тундры. Давайте вспомним, что мы о них знаем.

II.  Актуализация опорных знаний.

– Покажите на карте, где расположены зона арктической пустыни и зона тундры.

Географический диктант

Расставить цифры к природным зонам: арктические пустыни, тундра.

  1. Природа зоны легко ранима.
  2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.
  3. Значительные площади покрыты ледниками.
  4. Средняя температура января – 26…– 28о, а июля + 1…+ 4 оС.
  5. Сильные ветры.
  6. В этой зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.
  7. Расположена на островах Арктики.
  8. Увлажнение избыточное много озер и болот.
  9. Промысел морского зверя (моржа, тюленя).
  10. На южной границе средняя температура июля +10оС.
  11. На скалах «птичьи базары».
  12. Лето короткое и холодное.
  13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
  14. В реках и озерах много рыбы.
  15. Воды– в твердом виде, только летом образуются талые воды.
  16. Много перелётных птиц летом (утки, гуси, лебеди).
  17. Полярная ночь длится до 5 месяцев.

Ответы: Арктические пустыни: 1, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 15, 17. Тундра: 1, 2, 5, 6, 8, 10, 13, 14, 16.

III. Изучение нового материала

– Сегодня на уроке мы продолжим изучать природные зоны России. Следующая идёт лесная зона.
Леса – это основной тип растительности нашей страны, они занимают 60 % её территории. Наряду с Канадой, Бразилией и странами Западной Европы, Россия – величайшая лесная держава мира. Она обладает самыми большими в мире запасами леса. По данным государственного учета лесного фонда (1993 г.), лесопокрытая площадь страны составляет 763, 5 млн. га, а общий запас древесины – 80, 7 млн. м3.

– На какие части делятся зона лесов?  (Тайга, смешанные и широколиственные леса).

– Тема нашего урока – «Таёжная зона».
Нам предстоит выявить природные особенности таёжной зоны нашей страны,  установить взаимосвязь между компонентами природы в этой зоне, выявить приспособляемость растений и животных к условиям обитания в данной зоне, познакомится с антропогенным воздействием человека на ПЗ, выяснить какое значение имеет лес и составить отчёт.
Изучение будет проходить по плану:

1. ГП
2. Климат
3. Почвы
4. Растительность
5. Животный мир
6.Возможность хозяйственного использования зоны.
7. Значение леса. Проблемы охраны природной зоны.

«Визитная карточка» зоны тайги

– Используя учебник, карты атласа, картины, электронный учебник делаете записи  в тетрадях и готовитесь к отчёту о ПЗ. Для этого мы разделимся на группы исследователей. Все члены группы будут исследователями узкой специальности. Среди вас есть климатологи, ботаники, зоологи, почвоведы, географы, этнографы и т.д.  Специалисты обращают особое внимание на изучение тех разделов, которые относятся к их компетенции, и готовятся к выступлению. Во время выступлений  вы заполняете «Визитную карточку» зоны тайги. Это и будет вашим отчётом.

Климатическая характеристика

Тип почвы

Растения

Животные

Суммарная солнечная радиация, ккал/см2  в год От 70 до 90 ккал/см2 К западу от Енисея подзолистые и дерново-подзолистые, а к востоку – мерзлотно-таёжные Лиственница, пихта, сосна, кедр, береза, осина, ольха, брусника, черника Медведь, лось, белка, лиса, волк, бурундук, рысь, росомаха, куница, соболь, горностай, кедровка, клест, дятлы, глухари
 Ср. tиюля, оС от + 13о до + 19о
Ср. tянваря, оС от – 12о  до – 40о
Среднегодовое количество осадков, мм 200–600 мм
К увл.= 1,4
Климатический пояс умеренный

1. Географическое положение

Тайга – самая большая по площади, самая древняя и самая снежная ландшафтная зона России. Она занимает северную часть Русской равнин, большую часть Западно-сибирской равнины, почти всё Среднесибирское плоскогорье; в горах юга и востока Сибири также преобладает тайга. Её ширина в Европейской части достигает 700–800 км, в Западной Сибири – 650 км, а восточнее Енисея около 1500 км. территория, занятая российской тайгой, соизмерима с территорией всей Европы.

2. Климат

Для тайги характерно теплое лето и холодная зима со снежным покровом, особенно суровая в Сибири. Средняя температура июля изменяется от + 130  на севере до + 190 на юге. Атмосферные осадки в среднем от 200 до 600 мм в год, превышающие объём испарения. Это предопределяет густую и многоводную речную сеть и наличие болот.
Тайга полностью расположена в умеренном климатическом поясе.

3. Почвы

Тайга – это однообразные по составу хвойные леса. Под ними к западу от Енисея формируются  подзолистые и дерново-подзолистые почвы, а к востоку от Енисея – мерзлотно-таёжные.
Почвы подзолистого типа занимают больше половины площади России. Они формируются под хвойными лесами при избыточном увлажнении. Главная отличительная черта этих почв – наличие хорошо выраженного подзолистого горизонта (вымывания) и кислая реакция, которая является неблагоприятной для выращивания культурных растений. Поэтому для нейтрализации кислотности при сельскохозяйственной обработке в эти почвы вносят известняковую муку. Подзолистые почвы малоплодородны.
В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в условиях резкого возрастания континентальности климата, близкого залегания многолетней мерзлоты и ослабления промывного режима развиваются мерзлотно-таёжные почвы. Для них характерна светлая окраска гумуса и повышенное содержание соединений железа.

4. Растительность

Тайга – это хвойные леса. Таёжные леса обычно образованы одним ярусом деревьев, под которым расстилается моховой ковер с кустарничками брусники и черники и редкими травами.
Основные древесные породы тайги: лиственница, легко переносящая сильные морозы, менее выносливая ель, её частая спутница – пихта, светолюбивая сосна, могучий кедр.
Лиственница сбрасывает свою нежную, мягкую хвою и поэтому переносит морозы. У лиственницы очень прочная древесина,  а потому твёрдая, тяжёлая тонет в воде. Тонет, но не гниет. В Венеции фундамент домов стоит в воде десятилетия, а сделан он из лиственницы. 110 лет назад, когда Дунай очень сильно обмелел, в нём показались лиственничные сваи. Оказалось, что это останки Троянова моста, построенного 1700 лет назад. Сваи вытащили на берег и не могли распилить: дерево стало как железо. Его обтачивали на токарных станках и делали различные украшения. Сухая лиственница хороша в качестве дров: легко колется топором, даёт много тепла.
Пихта похожа на ель, только хвоя у неё немного длиннее, толстая и неколючая. Кедр, или сибирская сосна, напоминает нашу обычную сосну; разница в том  что у нашей сосны иглы растут и опадают парами, а у кедра – пучками по 5 штук, они раза в два длиннее, мягкие и неколючие; шишки у кедра большие, под каждой чешуйкой обычно два орешка, орешки вкусные.

Но таёжный лес – не исключительно хвойный. В большом количестве могут встречаться мелколиственные деревья – пионеры леса: берёзы, осины. Может встречаться рябина и даже тополь.

IV. Оформляется выставка рисунков «Растения тайги».

5. Животный мир

Презентация на компьютере с использованием программы Power Point (Приложение 1) или Windows Movie Maker (Приложение 2).

6. Возможность хозяйственного использования зоны

Большая часть таёжных ландшафтов относится пока ещё к слабонарушенным хозяйственной деятельностью человека. Освоение тайги до сих пор носит  очаговый характер. Большим изменениям подверглись ландшафты в районах сельскохозяйственного освоения. Они имеют уже лесопольный облик. Леса чередуются с участками пашен (полей), луговых и пастбищных угодий. В северной тайге это лишь отдельные очаги, и лишь в южной тайге площадь освоенных ландшафтов достигает 10 %.
Для зоны тайги было характерно лесопромысловое хозяйство. Почти всё взрослое мужское население посезонно занималось заготовкой леса, речным и озерным рыболовством, охотой на боровую дичь (глухарей), крупных животных (медведя, лося, дикого оленя) и пушных зверей.
В тайге, как и в целом в лесной зоне, основным строительным материалом является древесина – лес всегда «под рукой». Бревенчатые избы долговечны, хорошо держат тепло в суровые зимы. На Европейском Севере и в ряде районов Сибири получили распространения жилища, представляющие собой одну вытянутую постройку: под одной крышей двухэтажный жилой дом, сени  и вплотную пристроенный к ним, тоже срубный, бревенчатый двухэтажный двор, в котором наверху располагается сарай, а под ним хлев.
Основное направление в сельском хозяйстве – разведение молочного и мясомолочного крупного рогатого скота, так как для него есть все подходящие условия, в первую очередь наличие прекрасных кормовых угодий на заливных пойменных лугах. Знаменитое вологодское масло производится из молока коров, пасущихся на таких лугах.
Определенные возможности в таёжной зоне есть и для земледелия. Обладает ими в первую очередь южная часть зоны с относительно плодородными дерново-подзолистыми почвами и более продолжительным вегетационным периодом. Применяя правильные агротехнические приёмы (известкование почв, внесение удобрений, правильные мелиоративные мероприятия), здесь можно получать неплохие урожаи ржи, ячменя, льна, картофеля, овощей и кормовых трав.
Недра таёжной зоны необычайно богаты нефтью и газом, углем, торфом, золотом и алмазами, редкими минералами и ценными рудами, поэтому из года в год она подвергается  интенсивному освоению. Это – строительство городов и городских посёлков, трасс нефте- и газопроводов, высоковольтных линий электропередач, гидроузлов, водохранилищ. Хотя на данный момент это зона остаётся ещё слабо освоенной и недостаточно изученной. Её освоение имеет очень хорошие перспективы, но и связано с большими трудностями.

7. Значение леса

Издавна тайга давала дом человеку, кормила и одевала его.
А теперь давайте попробуем вместе составить список полезных свойств леса.

Значение леса место отдыха
источник кислорода на Земле
защита почвы от эрозии
улучшает климат приземного слоя воздуха
водоохранная роль
кладовая
аптека
источник древесины
источник топлива
источник физического и психического            
здоровья людей

Источник кислорода на Земле

Лес – гигантский  естественный фильтр, очищающий атмосферу от углекислоты и вредных газов. Есть данные, что один гектар елового леса ежегодно задерживает более 30 т пыли, соснового – 36 т.

Защита почвы

Самым эффективным средством борьбы с эрозией почвы считается полезащитное лесоразведение.

Улучшает климат приземного слоя воздуха

Смягчает резкие колебания температуры, накапливает и хранит влагу, увеличивает её оборот в природе.

Водоохранная роль

Водоохранная роль леса лучше всего отражена в девизе одного из Всемирных  лесных конгрессов: « Лес – это вода; вода–это урожай; урожай–это жизнь».

Кладовая

Русская народная пословица очень метко подмечает: « В лесу жить – голода не видать». Лес – это удивительная кладовая. В ней собраны грибы, ягоды, орехи. Много ценных промысловых зверей.

Аптека

В лесу очень много лекарственных растений, лесной воздух тоже лечит. В лесном воздухе бактерий содержится в 300 раз меньше, чем в городском и это благодаря  фитонцидам – активным летучим веществам, выделяемым листьями и цветами и убивающим болезнетворные микробы и бактерии.

Источник древесины

Трудно назвать наиболее универсальный материал, чем древесина. Несмотря на то, что в последнее время для строительства все шире используют бетон, металлы, стекло, пластмассы, потребность в древесине не уменьшается. Без древесины не может обойтись ни одна отрасль хозяйства. Однако не только древесина, но и кора, и ветви, и хвоя, и даже пни и корни из деревьев служат сырьём для многих отраслей химической промышленности.

Источник топлива

Место отдыха
Микроклимат леса очень благоприятен для отдыха человека. Здоровый воздух, лесные пейзажи с их красотами, неповторимыми запахами лесных трав и лесными звуками вызывают в человеке чувства комфорта и удовлетворения.  Поэтому лес – Источник физического и психического здоровья людей, ( эликсир от душевных недугов).
Во многих странах за рубежом, где давно все умеют подсчитывать и где все имеет цену, стоимость охоты и отдыха в лесу, зачастую превышает стоимость выращиваемой в лесу древесины.

– А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу ? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса ? Послушайте отрывок из произведения «Лес» по С. Аксакову:

« Полная красота всякой местности состоит в соединении воды с лесом. Природа так и поступает: реки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом или кустами.
И этот лес, эту красу земли, прохладу в зной, жилище зверей и птиц, лес, из которого мы строим дома и которым греемся в долгие жестокие зимы, – не бережем мы в высочайшей степени. Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним не далеко и до бедности: срубить дерево без всякой причины у нас ничего не значит.
Из всего растительного царства дерево более других возбуждает участие. Его огромный объем, его медленное возрастание, его долголетие, крепость и прочность древесного ствола, питательная сила корней, всегда готовых к возрождению погибающих сучьев и к молодым побегам от погибшего уже пня, и, наконец, многосторонняя польза и красота его должны бы, кажется, внушать уважение и пощаду,…но топор и пила промышленника не знают их. Я никогда не мог равнодушно видеть  не только вырубленной рощи, но даже падения одного большого подрубленного дерева, в этом падении есть что-то невыразимо грустное: сначала звонкие удары топора производят только легкое сотрясение в древесном стволе; оно становится сильнее с каждым ударом и переходит в общее содрогание каждой ветки и каждого листа; по мере того, как топор прохватывает до сердцевины, звуки становятся глуше, больнее… ещё удар, последний: дерево осядет, надломится, затрещит, зашумит вершиною, на несколько мгновений как будто задумается, куда упасть, и, наконец, начнет склоняться на одну сторону, сначала медленно, тихо, и потом, с возрастающей быстротою и шумом, подобно шуму сильного ветра, рухнет на землю. Многие десятки лет достигало оно полной силы и красоты и в несколько минут гибнет нередко от пустой прихоти человека».

– О какой экологической проблеме идет речь в этом отрывке? (Речь идет о вырубке леса).

Открывается карточка вырубка леса. Посмотрите, как идет заготовка леса.  Показ отрывка из кинофильма «Девчата» о заготовке леса.

– К сожалению, лесные ресурсы в Росси пока используются весьма нерационально. Половина срубленного леса идёт в отходы, теряется при заготовке и переработке. За счёт же более полного использования древесины можно почти вдвое уменьшить площади вырубаемого леса.

– Ребята, какая ещё экологическая проблема приводит к полному уничтожению леса? (Пожар)

– Давайте посмотрим видеосюжет «Пожар в лесу». (Приложение 3)
Исследования ученых показали, что таёжные леса, в частности на европейском севере, горят повторно на сухих местах через каждые 50–100 лет, а на влажных – через 150–300 лет. Из всех деревьев наиболее от огня страдают ель и пихта, так как у них очень тонкая кора и поверхностная корневая система. Очень подвержен пожарам и кедр, так как выделяет много эфирных масел, способствующих горению. В большинстве случаев коренные леса восстанавливаются. Хуже обстоит дело в районах с льдистыми мерзлыми грунтами, например в Якутии. Там подобные нарушения принимают необратимый характер.

– А сейчас я вам прочитаю припев из песни «Просьба», а вы подумайте и скажите, о какой экологической проблеме идёт речь.

«Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят
Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!
Ведь небо без птицы – не небо!
А море без рыб – не море!
И земля без зверей – не земля!»

– Какую экологическую проблему раскрывает эта песня? (Проблему незаконной охоты, браконьерства).

– Кто создаёт эту проблему? (Человек).

– Но человек издавна убивал животных, добывая себе пищу. (Он убивал не больше, чем мог съесть). .

– А сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных.

– О какой проблеме пойдет речь в рассказе Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»:

«Оля и Лида, маленькие девочки пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб масло, яйца. Когда девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловушка. Очарованные  прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
– Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
– Стыдно перед соловушкой, – тихо ответила Лида».

– Ребята, в чем же заключается данная экологическая проблема? (Загрязнение мусором).

– Раз мы уж заговорили о загрязнении, то нельзя не сказать, что сильно пострадали ландшафты тайги  в результате загрязнения нефтью в районах её добычи. Из 5,5 млрд. т нефти, добытой в Западной Сибири  к 1991 году , свыше 100 млн. т нефти нефтяники разлили на поверхности, погубив все живое на многие километры вокруг месторождений.

– Итак, мы рассмотрели проблемы леса. Кто же создаёт эти проблемы?

– О чем мы,  люди,  должны помнить приходя в лес? (Лес – это наше богатство. Каждый человек должен думать, о том, что он оставит своим детям).

– Конечно же, каждый из нас должен задуматься, каким увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.

V. Подведение итогов

Выставление оценок.

 VI. Домашнее задание: § 34, составить кроссворд «Тайга России».

Чемпионы леса

1. Самое долговечное дерево, живущее до 900 лет – лиственница.
2. Самое высокое дерево – кедр.
3. Самое распространённое дерево – сосна.
4. Самое красивое, новогоднее дерево – ёлочка.
5. Самое распространённое лиственное «дерево – пионер» – береза.