Общепедагогические технологии
-
Урок геометрии в 8 классе по теме: "Площади фигур. Теорема Пифагора" 2005
Систематизация, обобщение, структуризация ЗУНов на уроках геометрии в 8-м классе решает как стратегические задачи (отслеживание динамики владения рациональными способами расчётов площадей геометрических фигур), так и тактические (определение степени усвоения учебного материала по разделу). Сочетание разноуровневого контроля с достоинствами технологии личностно ориентированного обучения способствует более качественному решению такой проблемы.
-
Логическая подготовка будущего учителя к информационной педагогической деятельности 2005
Совершенствовать систему подготовки будущих учителей следует, исходя из понимания того, что одна из главных задач образования - подготовить обучающегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. Информационная культура - это уровень развития логичности мышления, способности к системному анализу и синтезу. Для успешного формирования логической составляющей информационной деятельности студента организация учебного процесса должна осуществляться с опорой на личностно-ориентированный подход для формирования самостоятельного логического стиля мышления будущего педагога. Формирование логической составляющей информационной деятельности студента влечет за собой расширение спектра учебной деятельности, совершенствование существующих и возникновение новых организационных форм и методов обучения, расширение и углубление изучения закономерностей предметных областей.
-
"Особые" дети 2005
Нарушение экологического равновесия, рост наркомании и алкоголизма и многое другое влияют, в первую очередь, на состояние детского населения. С каждым годом растет количество детей имеющих нарушения интеллекта. Многие из этих детей способны обучаться в рамках специальной (коррекционной) программы VIII вида, но не все города России могут говорить о наличии специализированных заведений. Школы сталкиваются с необходимостью создания специализированного класса для обучения умственно отсталых детей. А перед учителями, возникла проблема: с чего начать обучение и как вывести детей на единый уровень развития. В статье рассматриваются некоторые приемы и методы работы в данном классе.
-
Наследие Ю. Айхенвальда на уроках литературы в 10–11-х классах (личностно-ориентированное обучение) 2005
Преподавание литературы в 10-11-х классах ведется в соответствии с требованиями личностно-ориентированного обучения: на основе познавательного материала создается проблемная ситуация для развития интеллектуальных способностей учащихся.
-
Познавательный интерес как средство развития личности младшего школьника 2005
В основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Учением нужно заниматься с увлечением, с интересом. Каждый ученик хочет, чтобы его не просто любили, а чтобы он купался в этой любви, чтобы его не просто учили, а чтобы он погружался в мир знаний с большим интересом. Познавательный интерес обеспечивает напряжение мысли, создаёт условия для проявления творчества, побуждает самостоятельно думать. Возникновение познавательного интереса ценно для развития личности младшего школьника.
-
"Физкультминутка" не во вред, а с пользой 2005
Проведение физ.пауз одно из основных требований любого урока. Хотелось найти комплекс упражнений дающих не только переключение сознания и физическую разрядку, но и отдых головному мозгу, глазам (что особенно важно при работе с компьютерами). Выбрав несколько упражнений из методики восстановления зрения П.Бэйтса, мне удалось достигнуть желаемого. И зная, что данная методика не получила широкой известности в России и тем более среди учителей, предлагаю выборку упражнений, позволяющих за 5 минут дать отдых глазам и мозгу и, что более важно, дает возможность с легкостью вернуться к работе на уроке.
-
Урок экономики в 10 классе по теме: "Факторы формирования величины денежной массы" 2005
Урок экономики построен в технологии личностно ориентированного обучения, с опорой на социальный опыт и «прошлые» ЗУНы учащихся, ориентирован на демократичный стиль общения учителя, широкое использование эвристических приёмов с целью максимального приращения новых ЗУНов через теорию и практику предмета, развитие познавательной активности школьников.
-
Занятие по краеведению в 4-м классе по теме: "Красная книга" 2005
В рамках личностно-ориентированного обучения младших школьников природоведению, на основе развития их интереса к природе, в форме "Краеведческого клуба" проводятся занятия, расширяющие кругозор детей по родному краю. Школьники погружаются в систему исследовательской работы с разными источниками, творчество, учатся сравнивать, представлять, предлагать свои знания в форме комбинированных сообщений детского коллектива, "впитывают" любовь к Алтаю, Родине, природе.
-
Экологический турнир в 4 классе по теме: "Я хочу дружить с природой" 2005
Экологическая культура личности как показатель ответственного отношения к природе предполагает наличие у человека глубоких знаний о взаимоотношениях его с природной средой. При этом важно довести до сознания каждого ребёнка не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за маленький пруд в родном селе, берега которого превращены в свалку. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним природу - не будет России!
-
Урок химии в 9 классе по теме: "Алюминий: химический элемент и простое вещество" 2005
Личностно-ориентированная технология обучения химии, на основе программы и учебно-методического комплекса, учебника "Химия, 9 класс" О.С. Габриеляна, обеспечивает чёткую практическую и исследовательскую направленность, разнообразные активные формы, методы, приёмы работы, средства обучения. Опирается на "прошлые" знания, социальный опыт учащихся, создаёт условия для формирования химического" языка общения с использованием химических реакций, давая возможность на разрешение противоречий, поиск характеристик нового элемента.
-
Педагогические принципы формирования личности при обучении спортсменов-школьников борьбе "Панкратион" 2005
Успех в совершенствовании техники и тактики спортсмена – панкратионовца школьника целиком зависит от уровня развития его психических качеств и специализированных восприятий: чувства дистанции, ориентировки на ковре, чувства положения тела и свободы движений, чувства удара, чувства времени, внимания, мышления, быстроты реакции перехода от ударной техники к бою и дальше к выполнению болевого или иного приема для достижения чистой победы.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Закрепление лексики. Словари" 2005
Практическое погружение в работу с разными видами словарей в 5-м классе помогает решить следующие задачи: учить литературно грамотно говорить.
-
Урок чтения во 2-м классе по теме: «"Е.И. Чарушин "Страшный рассказ"» 2005
Главной задачей уроков литературного чтения при обучении младших школьников считаю: формирование осознанных потребностей и навыков самостоятельного чтения художественных произведений; развитие способностей предметного анализа художественного текста, книги в целом; "взращивание" художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, ряда способностей сенсорного плана.
-
Изучение темы "Лента времени"в курсе "Введение в историю". 3-й класс 2005
Преподавание пропедевтического курса "Введение в историю" по программе и УМК Е.В. Саплиной, А.И. Саплина на основе педагогической технологии личностно ориентированного обучения И.С. Якиманской позволяет создать для учащихся продуктивную образовательную среду, комфортную для учебных коммуникаций, способствующую личностному росту каждого младшего школьника в социализации и освоении предмета на максимально научном, а также доступном уровне.
-
Математика в 1-м классе по теме: "Равенство и неравенство" с презентацией опыта 2005
Мои пять принципов организации обучения младших школьников на уроке математики: опора на социальный и опыт "прошлых" знаний, организация педагогической поддержки личностного продвижения учащихся на пределе возможностей каждого, создание комфортной обстановки учебных и внеучебных коммуникаций, формирование мотивированных учебных действий и оценки при разрешении учебных проблем предмета.
-
Адаптивная система и личностно-ориентированное преподавание физики 2005
Адаптивная система обучения физике в сочетании с педагогической технологией личностно ориентированной системой обучения И.С. Якиманской, использованием укрупнённых дидактических единиц учебного материала позволяет более продуктивно усвоить материал детям всех уровней обученности, создаёт более творческую, целенаправленную систему учебных коммуникаций.
-
Интегрированный урок музыки и ИЗО в 1-м классе по теме: "Синий цвет" 2005
Урок спланирован по программе интегрированного курса музыки и ИЗО "Цветоведение" (авторы: Кривошеева Е.А., Сафонова М.А.). Программа синтезирует цели и задачи музыкального и художественного восприятия картины мира, использует богатую палитру звуковых и художественных красок, развивая художественно-эмоциональное восприятие. Урок "Синий цвет - цвет морской стихии" органически вписывается в порядок погружения цветовой и звуковой гаммы красок, реализуя восприятие "бури холодного цвета" в музыке и изобразительном творчестве.
-
Внеклассное занятие в 11-м классе – Литературно-музыкальная гостиная "Великая сила любви" 2005
Литературно-музыкальные гостиные салонного типа в системе преподавания литературы на основе технологии личностно ориентированного обучения позволяют решить целый комплекс образовательных, развивающих и воспитательных задач. Включение каждого учащегося в процесс сотворчества по подготовке и проведению мероприятия, уважение к личности через эмоционально-художественные образы и действия способствует приращению новых знаний на уровне каждого субъекта учения.
-
Роль самостоятельной работы в развитии познавательной и творческой активности ученика 2005
В статье представлены несколько аспектов по вопросу развития творческой активности учащихся и повышения результативности учебного процесса. Опыт работы в старших классах показывает необходимость максимального использования самостоятельной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочное время.
-
План открытого занятия с использованием кейс-метода обучения по дисциплине "Инженерная графика" 2005
Методическая разработка открытого занятия показывает возможность использования современной технологии кейс-метода при обучении студентов дисциплине "Инженерная графика". В качестве примера приведены план занятия, кейс "Сложные разрезы", рисунки, приложение на основе использования в процессе обучения кейс-метода, сущность, которого состоит в том, что учебный материал подается студентам в виде кейсов, а знания приобретаются в результате творческой работы.
-
Развитие досугового пространства личности подростка с отклоняющимся поведением в образовательных учреждениях 2005
В данной статье предложены рекомендации педагогу образовательного учреждения для проведения организованного досуга с подростками.
-
Работа с неуспевающими детьми 2005
Статья раскрывает вопросы реализации методических приемов, рекомендаций по работе с неуспевающими детьми. К статье прилагаются приложения с рекомендациями по формированию адекватной самооценки, рекомендации и необходимые условия по работе с неуспевающими детьми, методические аспекты компенсирующего обучения, советы - как помочь ребенку в кризисных ситуациях, как оказать помощь неуспевающему ученику на уроке и профилактика неуспеваемости, система мер, направленная на предупреждение неуспеваемости школьников. Какие приемы и методы можно использовать при работе с трудными детьми.
-
Программа "Интеграция элементов профилактики зависимостей в предметы БУПа" как средство формирования единого профилактического пространства в образовательной среде 2005
Профилактика зависимого поведения должна наполнить весь образовательный процесс в ОУ. Это достигается за счет интеграции элементов профилактической работы в процесс преподавания любого предмета. Выделяются следующие направления интеграции: - Осуществление "информационного посредничества". - Воспитание критического отношения к информации. - Воспитание человека ответственного за свое поведение. - Формирование ценности ЗОЖ.
-
Педагогический совет как форма анализа качества школьного образования 2005
Современное требование к управлению качеством образования - целенаправленное взаимодействие сторон, каждая их которых выступает и в роли субъекта, и в роли объекта в управлении. Участие педагогического коллектива в изучении качества школьного образования, анализе факторов его определяющих, не только развивает аналитические навыки каждого педагога, но и способствует более ответственному отношению к результатам своей деятельности. Статья знакомит читателей с примерами заданий группам
-
Урок истории по теме: "Как Россия управляется" 2005
На данном уроке дети учатся самостоятельно добывать знания, развивают мыслительные операции, анализ, сравнение, формируют умение работать в группах при прохождении нового материала и рефлексии, воспитываются чувство сотрудничества и личная ответственность.
-
Авторский спецкурс "Наш мир и я" 2005
В каждом человеке сверкает искра прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования. Важным в содержании спецкурса "Наш мир и я" является совместное сотрудничество учителя и ученика в процессе творческого, практического и филофоски-направленного познания себя, как личности, окружающего мира и жизни. Важной целью спецкурса является развитие потребности собственного творчества и постижение мира через эмоциональные переживания, интеллектуальные размышления. Содержание спецкурса - это переплетение истоков общих знаний о Мире, законов бытия. Оно построено по спирали, рассчитано на 3 ступени образования. Содержание учитывает принципы системности, доступности и преемственности. Большинство занятий проводятся в тренинговой форме.
-
"Интегрированный урок — как форма учебного занятия" 2005
В статье дается дидактическое описание подготовки и проведения интегрированного урока как формы учебного занятия.
-
Сохранение и укрепление здоровья школьников — приоритетная задача работы школы 2005
Анализ физического состояния здоровья детей, поступающих в нашу школу, показывает, что здоровыми являются не более 21% . Год от года увеличивается количество детей с показателями высокого уровня тревожности, агрессивности, низкой самооценкой. Многочисленными исследованиями ученых доказана взаимосвязь состояния здоровья ребенка с успешностью его обучения и воспитания. Исходя из этого, главной задачей нашей школы является создание наиболее благоприятных условий для освоения обучающимися содержания учебных программ, развития творческих способностей, обеспечения достаточно высокого уровня подготовки выпускников. Важным аспектом этой деятельности мы считаем создание комфортных условий обучения, направленных, в первую очередь, на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
-
Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки 2005
В статье рассматривается: проблема самоопределения и технологии формирования профильных классов; - организация курсов по выбору.
-
Проект о влиянии курения на организм человека 2005
Представлен материал творческой работы учителя и учеников о воздействии курения на все системы организма человека, в том числе и на потомство курильщика. Для реализации проекта используются разные методы и формы: групповая и индивидуальная работа, развитие познавательной деятельности учащихся, здоровьесберегающие аспекты, применение учащимися современных технологий.