Постоянные экономические кризисы, нарушение экологического равновесия, рост наркомании и алкоголизма, увеличение количества чрезвычайных ситуаций – лишь малая толика того, что происходит в нашем государстве. Все эти процессы влияют в первую очередь на состояние детского населения. С каждым годом растет количество детей имеющих нарушения интеллекта. Многие из этих детей способны обучаться в рамках специальной (коррекционной) программы VIII вида, но не все города России могут говорить о наличии специализированных заведений.
Наша школа столкнулась с необходимостью создания специализированного класса для обучения умственно отсталых детей, многие из которых раннее обучались по индивидуальной программе на дому или посещали коррекционно-развивающие классы. А перед нами, учителями, возникла проблема: с чего начать обучение и как вывести детей на единый уровень развития. Ученики “особые” (помимо интеллектуальных ограничений присутствуют эмоционально-волевые нарушения, у многих педагогическая запущенность), значит, и условия обучения и воспитания должны быть “особые”.
Учитывая возраст детей (14-15 лет), мы начали с проведения психолого-педагогического мониторинга, в основу которого легли мои наблюдения за поведением учеников в первые дни нашего общения, их умения и навыки, которые они смогли проявить на первых же уроках, а также психологическое тестирование, позволившее оценить уровень объема восприятия, уровень концентрации внимания, уровень смысловой памяти, способность к анализу и синтезу, скорость протекания мыслительных процессов. На каждого ученика была заведена карта индивидуального развития, которая заполняется в течение всего учебного года и позволяет отслеживать:
- поведение и эмоциональное состояние ребенка в зависимости от вживаемости в коллектив и установления контакта с педагогом;
- учебную деятельность: врабатываемость, способность самостоятельного выполнения заданий (уровень, тема).
Исследование позволило разделить учащихся на три основные группы:
- знают цифры, но путают их при счете; знают буквы, но при чтении некоторые забывают; слабо развита устная речь.
- считают, но слабо развиты навыки устного сложения и вычитания, особенно при переходе через десяток; читают, но не улавливают содержания прочитанного; устная речь развита нормально.
- уровень развития соответствуют требованиям программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Карта индивидуального развития может выглядеть так:
Карта индивидуального развития
учащегося __________________________________________________________________
___________________________________________________________________________г.
место проживания: ___________________________________________________________
тел.: _______________________________________________________________________
Поведение |
Учебная деятельность |
Эмоциональное состояние |
Общая карта класса
Список класса |
Смыс- ловое чтение |
Устная речь | Письмо | Работа в группе | Объем вос- приятия |
Внимание | Способ- ность к анализу и синтезу |
Скорость протекания мысли- тельных процессов |
Смыс- ловая память |
Примечание |
При проведении занятий была выбрана следующая схема.
- Совместная устная работа на повторение теоретического материала.
- Устный счет (третья группа работает отдельно по карточкам или проверяет работу 1 и 2 группы).
- 1 и 2 группа работают с учителем, третья самостоятельно по учебнику или карточкам, консультативная помощь ученикам 1 и 2 группы.
- Тренинг.
- Закрепление и еще раз коррекция знаний и навыков.
На каждом уроке проводятся упражнения-тренинги на развитие памяти, внимания, объема восприятия. Для развития устной речи дети под руководством учителя учат наизусть стихотворения, используя при этом опорные жесты, что способствует развитию смысловой памяти, внимания и повышению скорости протекания мыслительных процессов. Дополнительные занятия с учащимися 3 группы позволяют учить их самостоятельно работать с учебником, т. е. находить задания указанные в плане урока на доске или индивидуальных карточках, выполнять их, используя примеры приведенные в тексте и консультативную помощь учителя.
Примером совместной с детьми работы является изготовление дидактического материала по математике: каждому ученику учитель изготовил таблицы, разбитые на 100 квадратов (10 X 10) и ученики, проговаривая числа, самостоятельно заполняли ее, получив ряд натуральных чисел от 0 до 100. Данная работа позволила первой группе выучить числа, второй – закрепить и откорректировать свои навыки, третьей группе - осуществить повторение базового материала. Далее с помощью этих таблиц учащиеся первой группы овладевали навыками сложения и вычитания натуральных чисел, второй группы – выполняли действия устно и проверяли себя по таблице, третья группа работала по индивидуальным карточкам, повторяя таблицу классов и разрядов, счет в пределах тысячи.
Когда учащиеся первой и второй группы овладевали навыками решения примеров из нескольких действий, третья группа обрабатывала эту же тему, но с большим количеством действий и более сложными числами.
Так как не все дети из первых двух групп способны выучить наизусть таблицу умножения, то был использован выше приведенный способ изучения. Снова была создана таблица, только уже умножения, по которой учащиеся (водя пальцем) могут не только умножать и делить числа в пределах 100, но и использовать таблицу при изучении тем “Умножение и деление на однозначное число”, “Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей”, “Нахождение числа по одной его доле”.
Такое построение процесса обучения дало свои результаты: многие дети частично запомнили таблицу умножения и овладели навыками устного счета, остальные закрепили и откорректировали свои навыки.
Важную роль, на наш взгляд, играет не просто многократное закрепление изученного, а постоянное многократное повторение, присутствующее каждый урок, например: при изучении раздела “Геометрический материал” устный счет проводится по темам: “Сложение, вычитание, умножение и деление чисел”, а при изучении темы: “Обыкновенные дроби” за основу для проведения тренингов коррекции внимания и памяти берется геометрический материал.
Повысить интерес детей к процессу познания и мотивацию к учению позволяют занятия связанные с их личным опытом.
По предмету “Социально-бытовое ориентирование” проводятся экскурсии самой различной тематики, что позволяет обогатить уроки математики прикладными задачами. Например, экскурсия “Почта” позволили составить для детей первой и второй группы задачи разного уровня сложности сразу по нескольким темам: “Измерение величин”, “Сложение, вычитание, умножение и деление целых чисел и десятичных дробей”, “Нахождение числа по одной его доле”, “Проценты”, а учащимся третьей группы было предложено составить задачи самостоятельно.
Примеры задач, которые составили дети третьей группы.
- Жене необходимо отправить посылку бабушке. От дома до почты необходимо преодолеть расстояние 3200 м. Три километра Женя проехал на автобусе, остальное расстояние пешком. Какое расстояние мальчик прошел пешком?
- По карте города ученики определили, что от школы до почты необходимо проехать на автобусе 17 остановок. Погода была хорошая и они проехали только 14 остановок, а остальные прошли пешком. Сколько остановок дети прошли пешком?
- По карте города ученики определили, что от школы до почты необходимо проехать 17 остановок, среднее расстояние между ними 300 м. Какое расстояние пришлось преодолеть детям, чтобы отослать письма?
- В среду на почте получили 700 писем из разных городов России, что составляет 1/7 писем, получаемых почтой за неделю. Сколько людей получают письма в течение 7 дней?
- На почте принимают для пересылки бандероли, посылки и письма, причем посылок – 20%, бандеролей – 15%, а остальное письма. Сколько посылок, бандеролей и писем приняла почта на 3 дня, если общее количество корреспонденции за эти дни составило 4000?
Экскурсия “Наш город” дает возможность не только осмотреть достопримечательности родного города, но ввести учащихся в тему “Симметрия. Ось и центр симметрии”.
Изучение темы “Периметр. Площадь и единицы площади” проводится с помощью практических работ по измерению помещений, учебников, изготовленного учителем и учащимися третьей группы раздаточного материала. Учащиеся третьей группы выполняют задания более высокого уровня сложности, например, построить фигуру с заданным периметром и площадью.
Все методы и приемы работы позволили вывести класс на новую ступень обучения, теперь общими для всех являются первый или два первых урока по каждой теме, на которых вводится базовый материал, на последующих уроках всех детей объединяют только минуты устного счета и тренинга, остальное время урока учащиеся третьей группы самостоятельно работают с дополнительным материалом учебника, решают задания базового уровня и после проверки их учителем, переходят к более сложным заданиям, консультируя друг друга. Учащиеся первой и второй группы работают вместе с учителем, сначала решая и разбирая подробно задания у доски, а затем самостоятельно в тетрадях, при этом учитель может уделить каждому достаточное количество времени и дать задания необходимые для усвоения материала именно этому ученику.
Во время работы с умственно отсталыми детьми, убеждаюсь, что любому ребенку, особенно такому, необходимо для лучшего усвоения материала одновременно видеть, слышать, проговаривать самому и пытаться осмыслить, поэтому в любой теме используются опорные схемы.
Больные дети очень быстро устают и, как следствие, эмоциональный стресс. Задача учителя не допустить ухудшения в состоянии детей. Школа предлагает нам обычный режим обучения, но необходимо часто использовать дополнительные перерывы (физкультминутки, зарядка для глаз), постоянную смену деятельности на уроке, а главное, корректность и дипломатичность учителя, это является залогом успеха работы с детьми.
Примеры опорных схем
Тема “Сложение, вычитание, умножение и деление чисел”
Проговариваем название действия, компонентов, результат.
Тема “Решение уравнений”
Тема “Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000”