"Интегрированный урок — как форма учебного занятия"

Разделы: Общепедагогические технологии


В своей статье, на основе личного опыта работы я хочу дать дидактическое описание подготовки и проведения интегрированного урока как формы учебного занятия. Взаимосвязанное обучение ряда предметов, межпредметные связи, привлекая пристальное внимание учителей, методистов, учёных всё же не могут прочно и навсегда обосноваться в школе. Зачастую учителю не хватает умения выделить в многообразии изучаемого то общее, что можно взять за основу и убить одним выстрелом двух зайцев, а возможно, наоборот- одного зайца, для верности стреляя из двух ружей. Учителю, готовящемуся проводить интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция – не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. И поэтому на одном уроке не могут быть представлены в равной степени литература и история, физика и химия и т.д. Одному из них надо потесниться, вобрав в себя второй, и, осветившись или, по-новому раскрыть себя. Чем же отличается интегрированный урок от обычной формы урока? Сравнительный анализ показывает, что отличие прежде всего состоит в специфике учебного материала, на нём рассматриваемого или изучаемого. Чаще всего предметом анализа на таком уроке выступают разноплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных предметов. Традиционный путь обучения мною определён следующий: содержание учебного материала —> + опора на научную информацию других учебных предметов —> опора на раннее изученное —> межпредметные связи = единством материального мира. Взаимопроникновение.

Вот, например, как выглядел подготовительный план урока по истории и литературе в 9-м классе по рассказу В.Тендрякова “Хлеб для собаки”. Тема урока была определена так “коллективизация – трагедия крестьянина труженника”. На уроках литературы произведение было прочитано. Рассказ не очень объёмно, поэтому на одном уроке он был прочитан, на втором уроке внимание учащихся было обращено к анализу текста. Цель, которую ставила я, это прежде всего научить находить подтверждение историческому процессу через художественное произведение и отработать умение применения ранее полученных знаний. Для дискуссии на урок были определены из числа учащихся архивариусы, которые подобрали очень много фактов по теме. Им в ходе урока предоставлялась возможность ознакомить одноклассников с подборкой материала. Кстати сказать, я всегда привлекаю наиболее заинтересованных учащихся к выступлению по вопросам того или иного изучаемого объекта. Роль их меняется: архивариусы, статисты, ассистенты, дублёры. Считаю, что в этом приёме заложены широкие возможности не только привития интереса к предмету, но и развитие навыков публичного выступления.

Во вступительном слове я отметила, что набиравший силу во второй половине 20-х годов “большой скачок” в индустриализацию, повлёк за собой крутой перелом политики в деревне – коллективизацию. Она стала четвёртой крестьянской реформой. Далее учащимся предложено было вспомнить, какие крупные аграрные преобразования проводились, каковы были их результаты? В ходе дискуссии ребята отмечали, что результаты были неутешительны, т.к. человек, крестьянин, труженник, как объект их реализации отсутствовал, но в полной мере испытывал их “тупиковый” характер. Слово предоставляется одному из архивариусов о приведении данных по разорению русской деревни. На доске записываются следующие факты: 30-е г. – коллективизация; 50-е дальнейшее разорение единоличных подворий; 60-е – ликвидация неперспективных деревень. Так терялся хозяин земли. В 30-е годы коллективизация унесла жизни 13 млн. крестьян. Далее слово беру я, и, продолжая мысль архивариуса, отмечаю, что это в 4 с половиной раза больше потерь, чем в Первой мировой войне. Сегодня на уроке через призму искусства слова попробуем увидеть душу народа, её боль, рассмотрев рассказ В.Тендрякова “Хлеб для собаки”. Далее началось собеседование по вопросам:

События какого года описаны в рассказе? Как помогает понять смысл рассказа пейзаж? Истинная природа и как в неё врывается суровая действительность. Доказать на примерах из рассказа, что коллективизация – это революция “сверху”. Почему ответственность за происходящее возлагается на “куркулей”? Чьи образы, описанные в произведении, можно сравнить с реально существующими людьми? Что мучило совесть Володи Тенкова, какой выход он видел из сложившейся ситуации? Какое место занимает в рассказе образ собаки? Как он помогает понять смысл? Итог урока был завершен поиском ответа на вопрос, кто выиграл – человеческий фактор или государство? Учащиеся в большинстве своём отвечали, что у народа отняли любовь к труду- потому что подневольный труд любить нельзя. Что деревня в России являлась категорией социальной и экономической. В ней культивировалась любовь к земле, природе, к Родине. И это духовное богатство было обрублено топором тоталитарной системы. Изложенное можно представить так:

На всех этапах этого урока шла активизация мыслительной и познавательной деятельности, а разнообразие форм учебной деятельности обеспечивало преемственность между ними. На данном уроке у учащихся формировалось ещё и умение переноса знаний. А вот другой интегрированный урок, проведённый мною по теме “литература и искусство в начале XX века”, не только расширял возможности синтезировать знания, но и развивал потребность в системном подходе к объекту познания. Известный психолог Л.С. Выгодский о том, что эффективным обучение будет только в том случае, если оно опережает развитие. А этому способствует то обучение и воспитание, те педагогические методы, которые развивают ребёнка, учат его мыслить. Данный интегрированный урок “Литература и искусство в начале XX века” носил в себе ещё и опережающий характер. В чём это было выражено? О творчестве модернистов непосредственно на уроке литературы будет говориться только в 11 классе, а этот материал был взят для изучения в 9 классе. С учителем литературы был определён объект научного познания; остановились на том, что решили показать модернистские течения, разобраться в чём их смысл, представить эти течения наиболее яркими представителями. Форма проведения урока была определена как урок-салон (превнесение традиционных форм внеклассной работы: инсценировка, интервью). Работа по подготовке урока была распределена таким образом: учитель хореографии готовит два танца, символизирующие борьбу течений (“Вальс, чарльстон”). Учитель литературы отрабатывает чтение стихотворений В. Хлебникова, К. Бальмонта, М. Цветаевой, А. Ахматовой. Из числа учащихся были созданы 3 группы:

  • 1-я группа – занималась изучением биографий и составлением краткого рассказа.
  • 2-я группа – создающие портретный образ Хлебникова, Бальмонта, Цветаевой, Ахматовой. Они же вместе с учителем литературы отрабатывали выразительность чтения.
  • 3-я группа – оформители. Они занимались подбором картин модернистов, подбором музыки.

Классная комната оформлена в виде салона, кругом цветы и свечи. Зажигается яркий луч проектора, высвечивающий на доске эпиграф к уроку, слова Дронова из романа М.Горького “Жизнь Клима Самгина”: "объявим войну реалистам “Знания” – к чёрту реализм! И политику в месте с ним. Сто лет политиканили, устали, надоёло. Все хотят романтики, лирики, метафизики, углубление в недра тайн, в кишки дьявола.” После разбора эпиграфа учащимся предлагается ответить на такие вопросы (работа ведётся методом фронтальной беседы):

  1. Что способствовало образованию к началу xx в. мировой культуры?
  2. Каковы были важнейшие черты этого процесса?
  3. Каков был вклад российской культуры конца XIX начала XX века в мировую культуру?

Затем учащимся предлагается рассмотреть картины, которыми украшен салон. Отталкиваясь от определения (в одном целом 2 противоположности) подробно рассматриваем 2 картины: Серова “Девочка с персиками” и Врубеля “Демон”. К картине “Демон” звучит стихотворение Б. Пастернака “Памяти демона”. Затем предлагается посмотреть 2 танца и определить, в каком из них –   модернистское начинание. С ответом определяются правильно – в “Чарльзтоне”. Следует ещё один вопрос,а приходилось ли “Вальсу” тоже утверждаться? Учащиеся применяют метод “мозговой атаки”, находят верный ответ, что ДА! В то время, когда он шёл на смену “Мазурке”.

Затем вновь было предложено найти ответ на вопросы: “Какие направления в русской литературе XIX века вам известны? Какие из них усиливаются к концу XIX началу XX века? Затем слово снова беру я. Обращаю внимание на то, что в конце XIX начале XX века происходит усиление критического реализма и возникает модернизм. Два примера о возникновении модернизма вы сейчас имели возможность видеть. Я не тороплю вас с выводами о том, что такое модернизм. Выводы Вы сделаете позже, соприсутствовав в салоне. Присутствие позволит вам ответить на вопросы (вопросы записаны на доске) – Что такое модернизм? Какими течениями он характеризовался в литературе? Почему имена многих модернистов были “забыты”, а в 90-х годах XX века произошло их возрождение? Почему политика “вещь проходящая”, а искусство вечное? Проблемная задача поставлена. Гаснет свет, горят свечи за маленькими столиками, в креслах размещаются “представители модернистских течений” : К. Бальмонт в неизменной чёрной шляпе и плаще, А. Ахматова, М. Цветаева, В. Хлебников. Их образы учащиеся сумели передать в результате тщательного изучения фотографий, подбора одежды. Учащиеся, которые занимались изучением биографий, начинают рассказ-диалог с характеристики направлений, с уточнения некоторых фактов биографии у самого поэта. Стихи читает сам персонаж. Схематично это можно представить так:

Символизм Акмеизм Кубофутуризм
Что это? Что это? Что это?
Его представитель

К.Бальмонт

его представители

А.Ахматова М.Цветаева

Его представитель

В.Хлебников

Биография-диалог Биография-диалог Биография-диалог
Чтение стихов Чтение стихов Чтение стихов

Заканчивается урок работой над поставленными вопросами. Из описанного материала следует ещё один вывод:

Создание проблемной ситуации обязательно.

Вот как это можно представить схематично:

Таким образом – интегрированный урок – это специфическая форма занятия и главное на нём – это изучение междисциплинарных объектов. Опыт показывает, что интегрировать можно не только гуманитарные и естественно – математические предметы а можно проводить и комплексные уроки. Главное, что их объединяет, это дидактическая цель. Проводимые уроки дают возможность выделить их общую структуру:

I. Вступление
Цель. Постановка задачи. Актуализация.

II.  Основная часть
Предусматривает различные варианты  (семинар, дискуссия, и т.д.).

III. Заключение
Ответы на проблемные вопросы. Подведение итогов работы. Оценка работы учащихся. Домашнее задание.

Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна, т.к. включает в себя разнообразное содержание изучаемых объектов, которые требуют разных методов обучения и организации познавательной деятельности учащихся. Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов совершенно по новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую. Это в свою очередь стимулирует аналитико-синтезническую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности. Благодаря всему этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимая предпосылка естественнонаучного мировозрения. Интегрированным урокам присущ значительный потенциал, который реализуется при следующих дидактических условиях:

А) Правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения. Он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь.

Б) Тесное сотрудничество учителей при подготовке урока.

В) Руководство работой учащихся готовящихся выступать на интегрированном уроке( архивариусы, библиографы, дублёры).

Г) На всех этапах урока активизация мыслительной деятелбности и обязательное использование приёмов обратной связи.

Д) Обеспечение преемственности между каждой частью урока.


Приложение

РОССИЯ В XX ВЕКЕ

Обобщающий урок по теме: “Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика”. 9-й класс.

Цели урока:

  1. Научить учащихся находить подтверждение историческим процессам в художественном произведении.
  2. Выявить качество полученных знаний по теме: “Коллективизация сельского хозяйства”.

Форма урока: интегрированный урок история + литература (внеклассное чтение В. Тендряков “Хлеб для собаки”)

Ход урока

Вступительное слово учителя

Набиравший силу во второй половине 20-х годов “большой скачок” в индустриализацию повлёк за собой крутой перелом политике в деревне – коллективизацию. Коллективизация стала четвёртой крестьянской реформой в нашей стране.

Вопрос к учащимся: Какие крупные аграрные преобразования проводились? Каковы их результаты?

Все реформы, которые проводились, проваливались, т.к. человек, крестьянин, труженик как объект их реализации отсутствовал.

Вопрос: Чем была вызвана необходимость коллективизации: естественным ходом развитием страны или насильственным насаждением?

ДИСКУССИЯ

Человек отсутствовал. Зато этот человек в полной мере испытывал их тупиковый результат. Обратите внимание на эту таблицу:

  • 30-е – коллективизация.
  • 50-е – дальнейшее разорение единоличных подворий.
  • 60-е – ликвидация неперспективных деревень.

Эта таблица ярко свидетельствует о том, с какой последовательностью шло разорение деревни, потеря хозяина земли. В 30-е годы коллективизация унесла жизни 13 млн. крестьян. Это в 4,5 раза больше потерь, чем в Первой мировой войне, всех стран принимавших в ней участие. Тема аграрного переустройства интересовала писателей, но каждый к ней подходил со своей мерой лакировки действительности. А с какой болью описывают этот процесс Платонов, Абрамов, Белов. Но эти произведения стали доступны читателям лишь последние 10 лет. Сегодня на уроке через призму искусства слова попробуем увидеть душу народа, ее боль, рассмотрев небольшое произведение, рассказ В.Тендрякова “Хлеб для собаки”. (Работа по содержанию рассказа.)

Вопросы для собеседования.

  1. Передать сюжет рассказа.
  2. События какого года описаны в рассказе.
  3. Как пейзаж в рассказе помогает понять смысл.
  4. Истинная природа, и как в неё врывается суровая действительность.
  5. Доказать на примерах рассказа, что коллективизация это революция “сверху”.
  6. “Куркули” – враги народа? Почему на них возлагают ответственность за происходящее?
  7. Чьи образы, показанные в произведении, можно сравнить с реально существующими людьми?
  8. Что мучило совесть Володи Тенкова? Какой выход он видел из сложившейся ситуации?
  9. Какое место занимает в рассказе образ собаки? Как он помогает понять смысл? В чём главная мысль рассказа?

(Выступление “статистов” и “архивариусов”.)

Итоговый вопрос урока: Итоги коллективизации. Кто выиграл?

Человеческий фактор

А) подорваны производительные силы.

Б) Падение сельскохозяйственного производства.

В) Неурожаи 1932–1933 гг. —> голод.

А) зерно – источник приобретения техники.

Б) Ликвидирование корней капитализмама в с/х.

У крестьянина была своя земля, своя лошадь, но у него не было воли. У народа отняли любовь к труду, потому что подневольный труд любить нельзя. А если нет любви к своему собственному дому, то, значит, нет жизни. Ведь деревня в России всегда являлась категорией социальной и экономической. В ней культивировалась любовь к земле, природе, преемственность поколений, любовь к Родине. И вот это духовное богатство было обрублено топором тоталитарной системы.

II часть урока

Выявление качества полученных знаний по теме “Коллективизация сельского хозяйства” через тестирование, (вопросы прилагаются)

Итоги тестирования:

Всего: 19 человек

  • “5” – 6
  • “4” – 11
  • “3” – 2

ТЕМА. “СССР В КОНЦЕ 20–ЗО гг.”

Раздел “КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА”

1. Программные положения какой партии легли в основу “Декрета о земле”?

А) партии большевиков

Б) партии эсеров

В) партии кадетов

Г) аграрной партии

2. Чьей собственностью объявлялась земля?

А) государства

Б) крестьян

В) профсоюзов

Г) большевиков

3. Право распоряжаться землей предоставлялось:

А) государственным органам

Б) крестьянским организациям

В) муниципалитетам

Г ) ТОЗам

4. Земля среди крестьян делилась:

А) по едокам

Б) по количеству скота

В) по усмотрению властей

Г) по решению профсоюзов

5. “Декретом о земле” отменялась:

А) помещичья собственность на землю

Б) крестьянское землевладение

В) крестьянские кооперативы

Г) крестьянские общины

6. Коллективизация это?

А) преобразование мелких единоличных хозяйств в крупные общественные хозяйства путем кооперирования

Б) сверхцентрализация и огосударствление экономики, жесткое планирование

В) государственная власть, осуществляющая полный контроль над всеми сторонами общества

Г) слабое материальное стимулирование труда

7. Перестройка деревни ускорилась:

А) в период Гражданской войны и интервенции 1918–1922 гг.

Б) в период кризиса хлебозаготовок 1927–1928 гг.

В) в период НЭПа 1921–1924 гг.

Г) все ответы верны

8. “Производственное кооперирование… – на принципах добровольности и постепенности является основной задачей коммунистической партии в деревне”... так определил:

А) ХП съезд РКПб

Б) XV съезд РКПб

В) XIУ съезд РКПб

Г) ХШ съезд РКПб

9. Карточная система распределения продуктов в СССР была отменена в:

А) 1930 г.

Б) 1935 г.

В) 1940 г.

Г) 1939 г.

10. Преобразование сельского хозяйства в конце 20–30-х годов проводилось:

А) постепенно

Б) форсированными темпами

В) на принципах добровольности

Г) все ответы верны

11. “25 тысячники” – это:

А) зажиточные крестьяне-середняки

Б) рабочие, призванные ускорить объединение крестьян

В) кулаки, высланные из районов сплошной коллективизации

Г) все ответы верны

12. На достижение каких показателей была ориентирована коллективизация в 30-е годы: 

А) количественные показатели

Б) качественные показатели

В) решались обе задачи: количественные и качественные

Г) на человеческий фактор

13. Каков был главный стимул к труду в 30-е годы:

А) материальная заинтересованность

Б) социалистическое соревнование

В) энтузиазм и страх наказания

Г) заинтересованность в результате труда

14. Коллективизация в основных хлебных районах была завершена

А) 1927 г.

Б) 1928 г.

В) 1930 г.

Г) 1931 г.

15. В оплате труда колхозников в 1933–1935 г.г. действовал:

А) остаточный принцип по трудодням

Б) хозрасчет и самофинансирование

В) коэффициент трудового участия

Г) сдельно-премиальная оплата

16. Какой фактор отсутствовал при проведении коллективизации:

А) материальный

Б) человеческий

В) количественный

Г) качественный

17. крупные средства производства сосредотачивались в руках государства:

А) через профсоюзы

Б) через артели

В) через МТС

Г) все ответы верны

18. Запрет выдачи какого документа препятствовал выходу из колхоза:

А) удостоверения личности

Б) паспорта

В) свидетельства о рождении

Г) справки

19. Какие меры экономического давления применялись против части единоличников:

А) увеличение ставки сельхозналога и обязательной поставки продукции

Б) уменьшение земельных наделов

В) отказ в использовании сельхозтехники

Г) отказ в денежной ссуде

20. Самое тяжелое, что досталось от коллективизации:

А) потеря хозяина на землю

Б) деформация и разрушение связей человека труженика и земли

В) потеря связей общества и природы

Г) все ответы верны