Сохранение и укрепление здоровья школьников — приоритетная задача работы школы

Разделы: Общепедагогические технологии


Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поговорить о самом драгоценном, что есть в нашей жизни – здоровье, здоровье наших детей!

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, “здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.

Анализ физического состояния здоровья детей, поступающих в нашу школу, показывает, что здоровыми являются не более 21%.

Год от года увеличивается количество детей с показателями высокого уровня тревожности, агрессивности, низкой самооценкой, не умением выражать свои эмоции, отношение друг к другу.

Многочисленными исследованиями ученых доказана взаимосвязь состояния здоровья ребенка с успешностью его обучения и воспитания.

Исходя из этого, главной задачей нашей школы является создание наиболее благоприятных условий для освоения обучающимися содержания учебных программ, развития творческих способностей, обеспечения достаточно высокого уровня подготовки выпускников для их конкурентоспособности при поступлении в ВУЗ. Важным аспектом этой деятельности мы считаем создание комфортных условий обучения, направленных в первую очередь на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Вся деятельность педагогического коллектива осуществляется на основе разработанных творческими группами учителей программ “Здоровье школьников” и “Школа как здоровьесберегающая среда физического, психического, нравственного потенциала развития личности учащихся” по следующим направлениям :

  • Комфортность пространственной среды;
  • Создание благоприятного психологического климата;
  • Организация здорового питания;
  • Качественное медицинское обслуживание;
  • Применение здоровьесберегающих технологий в УВП;
  • Физкультурно-оздоровительная работа;
  • Нравственное воспитание.

В статье 32 п.3.3 закона “Об образовании” говорится об ответственности образовательного учреждения за жизнь и здоровье воспитанников.

Одной из главных задач школы является – исключить возникновение и существование условий, ведущих к ухудшению здоровья участников УВП. Эту задачу повседневно решают персонал и обучающиеся посредством поддержания чистоты в школе и на прилегающей территории.

Комиссия по охране труда определяет факторы, мешающие сохранению природного здоровья, пути их устранения или частичной компенсации. Разработан план по переоснащению учебных кабинетов мебелью, осветительными приборами, учебным оборудованием, соответствующим требованием СанПина, экологическим требованиям к организации рабочего места. Особое внимание уделяется режиму проветривания школы, а также работы компьютерного класса.

Психологическое здоровье является не только предпосылкой эмоционального и физического благополучия ребенка, но и непременным условием хорошей школьной успеваемости, а также последующей успешной социализации. Именно психологическое здоровье обеспечивает возможность развития в течении всей жизни.

Предметом особой гордости является функционирование в школе психологической службы, основной целью которой является создание условий для сохранения психологического здоровья детей. При помощи систематизированных методик для психологического мониторинга отслеживается развитие учащихся, уровень адаптационных процессов, школьной тревожности, мотивации, самооценки. Диагностика работы позволяет выявить положительную динамику психологического здоровья части учащихся. С целью своевременного обеспечения комплексной специализированной помощи нашим учащимся считаем необходимым и эффективным – функционирование психолого-медико-педагогического консилиума. Психологи повышают психологическую компетентность всех участников образовательного процесса через семинары, “круглые столы, родительские собрания, занятий по психокоррекции, “Психология общения”.

Одним из важных аспектов сохранения и укрепления здоровья школьников является организация горячего питания. Мы прилагаем достаточно много усилий, чтобы убедить значительное количество учащихся и их родителей в необходимости регулярного приема горячей пищи как одного из главных факторов сохранения природного здоровья. В 2003-2004 уч. году процент охвата школьников горячим питанием увеличился до 93% с 68%.

За качество медицинского обслуживания отвечает фельдшер школы. Ежегодно организуется на базе школы углубленный медосмотр учащихся, который показывает, что лидируют такие заболевания, как кариес, понижение остроты зрения, сколиозы, нарушение осанки.

Фельдшер работает в тесном контакте с классными руководителями и родителями, организует им встречи со специалистами для индивидуальных консультаций, контролирует итоги встреч, отслеживает динамику физического здоровья ребенка. Ведет большую профилактическую работу: выступает с беседами перед всеми участниками образовательного процесса, выпускает сан. бюллетени по различным видам заболеваний, приглашает врачей-специалистов для бесед по вопросам гигиены, витаминизации, табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости.

Важным условием сохранения здоровья учащихся является применение педагогами здоровьесберегающих технологий обучения, четкая, единая система требований предъявляемых к учащимися, четкая структура организации УВП.

С целью избежания перегрузки учащихся заранее определяем сроки проведения контрольных работ по всем предметам, объем домашнего задания в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Уменьшение нагрузки идет за счет овладения школьниками информационных технологий.

Укрепление физического здоровья происходит через организацию физкультурно-оздоровитльной работы. В школе созданы все необходимые условия: 2 спортивных зала, хоккейная коробка, спортивный городок, обеспеченность спортинвентарем.

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

  • Мероприятия в режиме учебного дня;
  • Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно– массовая работа.

Нравственное воспитание учащихся реализуется через работу учебно-воспитательных центров. Работа направлена на развитие таких качеств личности как патриотизм и гражданственность, нравственность и духовность, здоровье, саморазвитие, самовоспитание.

 Педагоги делятся опытом на страницах печати, выступая на региональных и городских конференциях.

Много из того, что сделано, взятое в отдельности, может показаться простым и очевидным. Однако, каждый из нас знает, какое трудоемкое дело создание реально действующей системы, направленной на сохранение укрепление природного здоровья. Система созданная в нашей школе действует и позволяет добиться следующих результатов:

 

Нашему педагогическому коллективу очень близки слова академика, хирурга Н. М. Амосова: “Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддержать его высокий уровень здоровья вполне возможно”. И, как сказал доктор медицинских наук В.Н. Касаткин, что именно “учительство – ведущая сила, которая влияет на здоровье нашего будущего, формируя его сегодня”.