ВВЕДЕНИЕ
Современная ситуация требует поднятия качественного уровня профессионального и личностного самоопределения.
Современным подросткам приходится самоопределяться и выстраивать перспективы личностного развития в сложный период социально-экономической и духовной сферы, сложившейся в России. Средняя школа № 2 г.Козьмодемьянска Республики Марий Эл идет нелегкими шагами к школе профессионального самоопределения. Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими понятиями, как самоактуализация, самоосуществление.
Педагогический коллектив работает в русле педагогического эксперимента "Профессиональное самоопределение как фактор социализации личности", утвержденного Ученым Советом Марийского института образования учителей Республики Марий Эл и концепцией воспитательной системы школы “школа как центр трудового воспитания”.
Как показали исследования, около 40% учащихся находятся в состоянии неопределенности по поводу будущей профессии: не знают принципов профессионального самоопределения, механизмов поиска работы. Отсутствие мотивации на самоопределение, работу или учебу у трудных подростов, разрыв между представлениями жизни и реальности требует находить неординарные технологии, чтобы обеспечить ориентацию в мире профессий и профессиональное самоопределение.
CШ № 2 - государственное общеобразовательное учреждение с углубленной профессиональной подготовкой, действующее на основании устава, в целях оказания образовательных услуг, с акцентуацией на обучение в предметной области “Технология”, и удовлетворяющее потребности в профессиональной ориентации и начальной профессиональной подготовке.
Основная образовательная задача - профессиональная ориентация и социально-трудовая адаптация обучавшихся и современным экономическим условиям.
"САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА"
Задачи и содержание.
Основная цель нашей работы - наработать технологии, позволявшие включаться в социум несовершеннолетним подросткам через самоопределение и построение карьерных планов.
Программа состоит из трех блоков:
- профориентация и создание условий для самоопределения; построение индивидуального плана обучения;
- производсвенная деятельность в мастерской;
- социальная адаптация/подбор вакансий, знакомство с предприятиями, освоение технологии трудоустройства, юридические аспекты производственных отношений/.
Профориентационные мероприятия и занятия предполагают использование широкого спектра методических средств/диагностические методики, профориентационные и ролевые игры, тренинговые упражнения и др./ и методов / постановка в проблемную ситуацию, групповые и индивидуальные беседы, профессиографические исследования и др./
Методика базируется на организации тесного взаимодействия преподавателей и специалистов по трудоустройству /Центр занятости/ для вовлечения подростков в деятельность по самоопределению.
По окончании школы обучающиеся должны понимать значение правильного выбора профессии для успешной жизнедеятельности индивида в условиях развивающихся личностных отношений; знать требования профессии к человеку; основные источники информации о профессиональной деятельности, путях и возможностях продолжения своего образования.
Обучение профессии проходит в учебных мастерских по следующим направлениям:
- основы швейного дела;
- основы ручной и машинной вышивки;
- слесарь-сантехник;
- столяр-плотник;
- мастер лозоплетения и изготовления изделий из бересты;
- водитель категории А, В, С.
Содержание обучения.
Обучение технологическим приемам и операциям, обучение приемам управления технологическими процессами и информационными технологиями, проектная деятельность и развитие творчества через индивидуальные проекты. Содержание технологического образования учащихся направлено к тому, чтобы формировать целостную систему о мире профессий и технологий.
Мы поставили основную цель работы: создать условия для профессионального самоопределения учащихся, обеспечить мотивацию к трудоустройству и реальное трудоустройство.
Обучающиеся должны уметь: пользоваться различными источниками информации о выборе профессии; ставить цель профессионального выбора; планировать свою деятельность по достижению этой цели; осуществлять самоконтроль и коррекцию; адекватно оценивать свои личностные качества; составлять собственный план профессиональной карьеры.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Мы видим следующую цель уроков технологии - самоопределение, развитие и самореализация учащегося в его практической /профессиональной/ деятельности, которая с помощью специальных методик /работа с мастером, групповая и индивидуальная рефлексия, личный интерес/ тесно связана с индивидуально организуемой учебной деятельностью” и самообразованием.
Что же мы подразумеваем под ключевым для нас понятием профессиональное самоопределение?
Профессиональное самоопределение - это процесс и результат формирования отношения личности к себе, как субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека в будущем к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
Трудовое обучение - учебный предмет предметной области “Технология”, при освоении которого школьники учатся общаться с предметами и средствами труда, осваивают технологии производственных процессов, вступают в трудовые и производственные отношения, осуществляют профессиональное самоопределение, овладевают профессией/специальностью/ или получают углубленную в определенной сфере профессиональной деятельности трудовую подготовку.
Профильное обучение - это вариант трудового обучения учащихся общеобразовательных учебных заведений, в процессе которого пропедевтически изучается одно из направлений профессиональной деятельности, группа профессий.
Начальное профессиональное обучение - вариант трудового обучения школьников, который обеспечивает их подготовку по определенной специальности до уровня профессиональной квалификации и завершает процесс профессионального самоопределения в школе.
Определив для себя эти основные понятия, взятые из методических справочников, мы более ясно для себя представляем путь технологической подготовки учащихся нашей школы.
Технологически образовать ученика - значит, в интересах прежде всего его собственных, а также общества, государства, сформировать у него жизненно важные общетрудовые умения и навыки, привить ему трудолюбие, потребность в овладении общей и технологической культуры.
В основе технологии лежит проектная деятельность, которая позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели изделия /продукте труда/.
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ
Повсеместное распространение профилизации старших классов определяет суть дальнейшего развития системы образования.
Можно привести примерную технологию формирования профильных классов:
1/ проведение родительских конференций для разъяснения образовательной политики администрации школы;
-предложение сделать выбор в пользу того или иного направления обучения в старшей школе;
-определение конкретных направлений обучения в соответствии с имевшимися кадровыми и материально-техническими ресурсами школы.
2/ Проведение классных родительских собраний с целью разъяснения различных вопросов, возникших у родителей и учащихся.
3/ Анкетирование по вопросам определения предпочтений учащихся - практика показала, что трижды проведенный опрос приводит к более осознанному выбору направления.
4/ Приведение учебного плана каждого класса в соответствие с выбором учащихся; определение педагогического состава, отвечающего требованиям заявленных направлений обучения.
Работа по формированию профильных классов может быть успешной при условии эффективной работы педагогов, работающих в профильных классах.
КУРСЫ ПО ВЫБОРУ: ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершить ответственный выбор - предварительно самоопределиться в отношении профилирующего направления собственной деятельности, в связи с этим заявлена предпрофильная подготовиа 9-классов. Предпрофильная подготовка - гибкая система, зависящая от профессионально-образовательных потребностей семьи и личности учащегося.она может проходить в различных вариантах, однако важно иметь представление о ее базовой модели, где были бы отражены возможные ее объемы и основные составлдявщие Базовый объем предпрофильной подготовки определяется в 100 часов. Примерно 2/3 в неделю отводится специально организованным краткосрочным курсам по выбору, их можно условно разделить на две группы: пробные и ориентирующие. Пробные курсы по выбору разрабатываются учителем, чтобы они были “профилированы” на конкретный профиль образования. Именно в этом и состоит главная цель. Ориентирущие курсы надпредметные и решают задачи профильной и профессиональной ориентации.
Важную роль в организации курсов по выбору можно оказывать родительский актив, взаимосвязи с социальными, экономическими структурами и предприятиями.
Курсы по выбору играют большую роль в системе предпрофильной подготовки, непосредственно для нашей школы они могут быть такими:
- мастерство вождения;
- устройство и эксплуатация автомобиля;
- художник-модельер-основа модной индустрии;
- кудрявые узоры по дереву;
- декоративная отделка изделий из бересты;
- домашняя экономика и основы предпринимательства;
- культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов;
- производство и окружающая среда;
- техническое и декоративно-прикладное творчество;
- художественное оформление быта/вышивка/., и т.д.
Большое число курсов отличаются содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения. Это есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки. Курсы по выбору должны быть разными по содержанию, технологиям проведения и формам организации. Только тогда они могут эффективно решать сложные задачи предпрофильной подготовки, т.к. могут удовлетворить профильно-образовательные потребности каждого школьника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В общеобразовательной средней школе № 2 с углубленной профессиональной подготовкой проводится многоплановая научно - практическая работа по совершенствованию содержания профессионального образования, организации непрерывного многоуровневого профессионального образования, по обеспечению социальной защиты и адаптации подростков и молодежи.
Данное направление деятельности вызвано сложивщейся экономической ситуацией в стране, когда на рынок труда выбрасывается большое количество молодых людей, не имеющих специального профессионального образования, а происходящие социальные изменения в обществе приводят к быстрому росту числа подростков с девиантныи поведением /незанятых несовершеннолетних/, не желающих ни учиться, ни работать, фактически образующих категорию молодежи, выпадавшую из социума. Все это подтверждает важность и актуальность созданной нами концепции воспитательной системы “Школа как центр трудового воспитания”, экспериментальной программы “Профессиональное самоопределение как фактор социализации личности”, являющейся основной частью концепции и вытекающего из нее курса "Самоопределение и трудоустройство".
Одно из направлений деятельности нашей школы - продуктивное обучение, основанное на полном доверии и интересах подростков, их стремлении к самореализации; оно дает им реальную возможность поиска и саморазвития, обретения разнообразного социального опыта и более интенсивного взросления. Наша школа - школа поиска и саморазвития, школа профессионального самоопределения.
ЛИТЕРАТУРА:
- Азариашвили С.Г. К школе профессионального самоопределения.2002г. г.Козьмодемьянск.
- Азариашвили С.Г. Концепция И программа “Школа как центр трудового воспитания” 2004г. г. Козьмодемьянск.
- Денисова Е.Ю. Профессии моды /Школа и производство.М.2004.№ 6.
- Ермаков О. Петрова Г. Элективные учебные курсы для профильного обучения /народное образование.М.2004.№ 2
- Зайцева Е.А. Технология формирования профильных классов /Завуч. М.2004.№ 8.
- Лернер П.С. Модель самоопределения выпускника профильных классов средней общеобразовательной школы /Школьные технологии. М.2003.№ 4.
- Рягин С.Н. Проектирование содержание профильного обучения в старшей школе /Школьные технологии. М. 2003.№ 2.
- Сасова И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки. М.1996.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Академия образования.М.2002.
- Организация и содержание трудовой и профессиональной подготовки старшеклассников на современном этапе. Рос.Академия образования.м.1996.