Цели. Создать условия для
- интеграции знаний музыки и ИЗО по восприятию морской стихии в цветовом и музыкальном выражении;
- развития духовно-гармонического потенциала детей;
- творческой атмосферы, при которой ребенок самотворит, самореализуется, самовыражается;
- формирования мыслительных операций: обобщать, доказывать, научиться вслушиваться.
Задачи:
- развивать образное музыкально– художественное воображение;
- развивать мир “морских фантазий”;
- учить видеть разные настроения моря, морских обитателей;
- учить детей бережному обращению к живому миру.
Оборудование урока.
а) Для учителя:
- репродукции картин;
- фонограмма для музыкального ряда;
- фортепиано, ноты.
б) Для учащихся:
- альбом;
- краски;
- цветные мелки;
- карандаши.
в) Музыкальный ряд:
- М. Прокопьева “Дельфинята”;
- Ю. Ким “Рыба-кит”;
- Н. Римский– Корсаков “Шехеразада”;
- К.Дебюсси “Море”.
г) Изобразительный ряд:
- К. Моне “Восход солнца”;
- И. Айвазовский “Радуга”;
- С. Щедрин. “Набережная Санта Лючия в Неаполе;
- У. Тернер. “Последний рейс корабля “Отважный”.
Тип урока: изучение нового материала.
Оргформа: урок – путешествие.
Ход урока
І. Оргмомент
Музыкальный дивертисмент.
ІІ. Сценарий-программа путешествия
1. Погружение в тему. Актуализация темы урока.
Учитель. Сегодня мы с вами отправляемся в морское путешествие на корабле. Для этого нам нужно выбрать капитана, который поведет наш корабль в плавание, а мы поплаваем вместе с ним.
Дети. Выбирают капитана. Капитан сигналит отправление, и дети отправляются в путешествие.
2. Морской мир.
Учитель. Приглашаю вас в морское путешествие: вслушайтесь в мелодию, характер, текст песни и попытайтесь узнать место прибытия нашего корабля! (С движениями поёт песню Ю. Кима “Рыба- кит”).
Учитель. Куда же мы приплыли?
Дети. На остров.
Учитель. Что же мы увидели с этого острова, давайте посмотрим далеко-далеко в море.
Дети. Рыб, дельфинов, чаек, медуз, китов.
Учитель. А сейчас давайте поиграем в игру. “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри”. После сказанных последних слов дети изображают морские “Фигуры”, а ведущий отгадывает, называя их (рыба, кит, медуза и т.д.).
3. Морская стихия.
Сколько же вы знаете морских животных?! Молодцы! А знакомы ли вы с морской стихией волн?
Учитель. Читает стихотворение:
И. Бунин. "Золотой невод".
Волна ушла – блестят, как золотые,
На солнце валуны.
Волна идет – как из стекла литые.
Идут бугры волны.
По ним скользит, колышется медуза,
Живой морской цветок…
Но вот волна изнемогла от груза
И пала на песок
Зеркальной зыбью блещет и дробится,
А солнце под водой
По валунам скользит и шевелится,
Как невод золотой.
Учитель. Вновь приглашаю вас в плавание! Окунёмся же в стихию морских волн! Попробуйте услышать “живое море”!
Дети садятся на стульчики и слушают отрывок из симфонической картины Н. Римского-Корсакого “Шехеразада”.
Учитель. Какой характер, настроение этой музыкальной картины?
Дети. Неспокойный, настороженный, взволнованный, сердитый.
Учитель. Русский композитор Николай Римский-Корсаков рисует картину моря. Сам он очень много путешествовал по свету и в своем произведении хотел изобразить красоту морской стихии. У него море то неспокойное, волнующее, одна за другой набегает волна на берег, то спокойное. Убаюкивающее море. Море – живой организм. Оно имеет множество оттенков настроений, характеров, чувств.
А какое вы любите море?
Дети. Грозное, синее, бурлящее, ровное и т.д. (дети могут называть как характеры моря, так и его цвета).
4. Морские характеры.
Учитель. Как вы догадались – у моря не всегда одинаковое настроение. Также и у морских обитателей есть свои характеры, настроения, увлечения. Угадайте, кто плывёт к нам навстречу?
Учитель вместе с детьми исполняет песню М. Прокопьевой “ Дельфинята” с использованием мелкой моторики.
Учитель. С кем же мы повстречались в море? Какие к нам приплыли дельфины? Какое у них настроение? Как бы вы отобразили его в красках, движении?
Дети. Веселые, шустрые, жизнерадостные, игривые, озорные, бойкие и т.д.
Учитель. Мы с вами изобразим именно таких дельфинов.
Учитель. А теперь я вас попрошу в своих работах изобразить то море, которое всем нравится. Изобразите тех животных, рыб, с которыми вы “встретились”, плавая на корабле.
Дети работают в альбомах под слушание музыки К. Дебюсси “Море”.
Просмотр детских работ:
- Что изобразили? Мир каких животных предстал в вашем воображении?
- Какой характер у них? Как он проявляется в музыкальном произведении? Какими красками вы передали его в рисунке?
- Какие цвета господствуют в вашем рисунке? Почему?
Учитель. А теперь мы посмотрим, как изображали море, воду знаменитые художники, обратимся к опыту классиков.
Просмотр художественных работ
(на фоне приглушенного звучания мелодии К.
Дебюсси “Море”).
- К. Моне. “ Восход солнца”;
- И. Айвазовский. “ Радуга”;
- С. Щедрин. “ Набережная Санта Лючия в Неаполе”;
- У. Тернер. “ Последний рейс корабля “ Отважный”.
Учитель. Какими красками пользовались художники, чтобы изобразить различные настроения воды? Что особенного в картинах художников-маринистов? Что общего в характере художественных произведений?
ІІІ. Рефлексия
- Что вы узнали в нашем заочном морском путешествии?
- Какие голоса моря вы услышали?
- Какие краски морской стихии вы увидели? Как они созвучны с музыкальными произведениями
- Какие элементы путешествия вам оказались наиболее интересными?
- Что бы хотелось повторить?