Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости. Суммарная, комплексная итоговая неподготовленность учащегося, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения, и есть неуспеваемость. Она охватывает многие элементы образованности, воспитанности и развитости, образуя сложное целое. Отдельный же элемент неподготовленности, возникающий по ходу обучения, можно назвать отставанием. Существо предупреждения неуспеваемости в том и состоит, чтобы вовремя устранить отдельное отставание, не дать ему развиться.
Непосредственная помощь – это задача отдельного учителя. Ограничиться ею можно только тогда, когда отставания носят эпизодический характер и относительно легко устраняются. Но если одни и те же отставания появляются вновь и вновь, то требуется серьезный анализ причин, их порождающих, и применение мер, направленных на ликвидацию (или хотя бы нейтрализацию) этих самых причин. Для этого, то есть для оказания опосредованной помощи, требуются меры общешкольного характера.
Первым предупреждением неуспеваемости является диагностика. Ею занимаются психолог (диагностическая карта класса), медицинский работник (состояние здоровья детей), педагоги, классные руководители, социальный педагог (изучение социума семьи).
Второе звено – планирование методической работы в школе с учетом результатов диагностики.
Третье звено – продуманная система воспитательной работы, ориентированной на формирование дружного, любознательного, трудолюбивого классного и школьного коллектива.
Следующая задача – мастерство педагога в том, чтобы знакомое показать в новом аспекте, повернуть новой стороной к учащимся. Особенно это важно в тех предметах, где требуется тренировка умений и навыков. Одним из средств здесь является установление межпредметных связей, показ того, как данное умение, данное действие связано с ранее усвоенным и чем отличается. Интерес возникает и тогда, когда устанавливаются межпредметные связи.
Влияет на создание положительного отношения к учению и степень самостоятельности на уроках. Все школьники – от мала до велика - стремятся к самостоятельности, загораются, когда им предстоит что-то сделать самим. Вот почему так повышает интерес к учению самостоятельный выбор учащихся средств, способов действия.
На эмоциональный настрой учащихся влияет понимание ими хода учебного процесса. Интересно, когда понятно – что, как и для чего. Когда последовательность и задачи действий не мотивированы для учащихся, не может быть и единства деятельности учителя и учащегося.
Мотивация деятельности и поведения в школьном возрасте имеет свои особенности. На вопрос: “Что любят дети, чего они хотят?” - С. Шацкий ответил так:
1. У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом – игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта.
2. Дети – настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающееся любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, пробовать,
3. Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего “я” и огромное развитие фантазии и воображения – это инстинкт детского творчества.
4. Дети любят созидать, устраивать что-то, дополняя недостающее воображением.
5. Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.
Нужно понять: важно не только то, чего желаем мы сами, но и то, чего хочет ученик. Не пытайтесь его ломать и переделывать: он не виноват в своих желаниях. Задача педагога – сменить направленность устремлений, если они не совпадают с педагогическими целями. Необходимо учить детей страстно чего-то желать, пусть это будут даже те желания, которые не совсем согласуются с педагогическими намерениями. Главное,чтобы они возникали и вы могли бы опираться на них. Подталкивайте ваших питомцев к нормальным человеческим желаниям, тогда можно будет подобрать конкретные и определенные стимулы для мобилизации усилий.
Учитывайте интересы и склонности. Понять - значит простить, гласит библейская мудрость. Кому же понять школьника как не учителю? Нет школьников ничем не интересующихся. Но мы так и не научились учитывать интересы школьника. В трудных случаях необходимо идти от формы к содержанию, от эмоций к логике – тогда появится больше шансов заинтересовать учеников целями. Драматизируйте свои идеи, советует Д.Карнеги [7], подавайте их ярко, эффектно.
Говорите о том, что интересует ваших учеников, точнее, с этого начинайте. Проявляйте интерес, уважение к их увлечениям. Помните: ваша цель – переориентировать интересы школьников на воспитательные и дидактические цели. Среднего человека интересует его собственное имя гораздо больше, чем все остальные, вместе взятые, обобщает Д.Карнеги [7]. Используйте эту страсть в своих целях: пишите крупными буквами на доске, стендах имена чем-то отличившихся ребят.
Находите возможность помочь школьникам в осуществлении их намерений.
Не упрекайте за невыполненное обещание. Лучше ободрите и помогите принять реальное, выполнимое решение. А если намерение сложное, научите как приблизиться к его осуществлению.
Поощряйте желание добиться признания. Не следует пренебрегать этим стимулом, если он оказывает на учебный процесс благоприятное воздействие. Как заразить этим желанием учащихся, потерявших надежду “ выйти в люди”, страдающих заниженной самооценкой? Тут приходится аппелировать к самым различным эмоционально-волевым сферам и находить нестандартные решения. (смотри приложение №1). Знайте, что у 75% школьников повышенная тревожность. Они ждут вашего одобрения, сочувствия, а не новых замечаний и порицаний. Признавайте достоинства. Вызывайте у учащегося энтузиазм и развивайте все лучшее, что есть в человеке, авансируйте положительные сдвиги. Одобряйте успехи. “Образно выражаясь, похлапывание по спине за хорошо выполненную работу неизменно стимулирует учащегося усердно трудиться” - пишет американский педагог А. Дреер.
Значение интереса, потребности в знаниях очень велико для достижения доступности в обучении. Причем важно вызвать интерес к самому объекту изучения, к самой деятельности учения. Важнейшее условие создания благоприятной атмосферы на уроке – заинтересованность учащихся в предмете изучения, в деятельности учения. Разрыв между значимостью учебного материала и потребностью учащихся в ознакомлении с ним создает психологические барьеры.
Рассмотрим методы и формы работы с неуспевающими детьми.
Американский автор Холингсворс дал образное сравнение всей массы детей со стаей птиц, летящих на юг осенью: в середине сплошная туча птиц, впереди и сзади сплошная масса редеет. То же и школьники. Больше среди них, как принято говорить, “нормальных”. Граница между нормой и исключительностью условна. Не секрет, что среди разных заболеваний у современных детей наблюдаются психические расстройства – 15-20%. При этом в 2 из 5 случаев наблюдается у детей тревога и депрессии. В подростковом возрасте важнейшим становится процесс становления самооценки – процесс когнитивный. Только благодаря повторяющейся самооценке у ребенка складывается отношение к собственной личности. (Кулаков С.А. “На приеме у психолога –подросток”) [6]. В книге “Личность школьника” Кулагина И.Ю [1] предлагает разделить неуспеваемость на раннюю и позднюю. Ранняя неуспеваемость отмечается с 1 класса. Причины могут быть разные – педагогическая запущенность, недостаточная подготовка к школе, ЗПР, личностные особенности. Поздняя неуспеваемость – в средних классах. Причины – изменение мотивации, перелом в отношении к учению, переход в среднее звено совпадает с подростковым возрастом, заболевание и т.д. Доктор мед. наук Колбанов В.С. [3] назвал этот период - “эффект горного ущелья”, который указывает на резкое падение результатов обучения в 5-6-7 классах, а затем повышающейся успеваемостью. В западной терминологии есть термин “выученная беспомощность”, когда ребенок не может справиться самостоятельно с проблемой в силу штампа “плохого, не справляющимся ученика”. Зимняя И.А. [2] разделила педагогическую деятельность на 5 видов - от непродуктивной до высшей. Приведем пример высшей педагогической деятельности: педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самообразовании, самооценки, развитии. Там же приводятся примеры педагогических умений. Приведем некоторые из них.
-“кого учить” - изучать состояние отдельных функций учащихся, их РУВ, выделять зону ближайшего развития, строить индивидуальные программы.
- “как учить” - использовать индивидуальный и дифференцированный подход, сравнивать педагогические ситуации, комбинировать их, определять причины неуспеваемости учащегося. Народная мудрость гласит: “Кто не горит, а тлеет, зажечь никого не может”. Кроме того, не обладая эмпатией (умение ставить себя на место другого), педагог не может иметь устойчивые профессиональные позиции системы отношений: к ученику, к себе, к коллегам. Педагогические затруднения связаны с недостаточной рефлексией и низкой критичностью по отношению к себе, когда учитель не видит причины в самом себе, мешающие ему понять ученика и влиять на него, не умеет связать проблемы у ученика с собственной работой. Еще в 1928 году Блонский П.П. на реплику “Как ужасно пишет ребенок!”, ответил: “Как ужасно, что вы дали ему такую работу…”. (рекомедации по работе с неуспевающими детьми в приложении № 2, 3, 4). Вот некоторые фразы, помогающие создать ситуацию успеха у ребенка:
1. Высокая оценка детали – “У тебя эта часть замечательно получилась.”
2. Авансирование – “У тебя получится.”
3. Скрытая инструкция - “Ты же помнишь, что…”.
4. Усиление мотивации - “Нам это так нужно для…”.
5. Персональная исключительность – “Только у тебя и может получиться”. [4]
Журнал “Народное образование” № 8 2003 года пишет: “Личностно-ориентированный тип образования предполагает то, что содержание образования меняется. В зоне первичного внимания находится деятельность самого ученика, его внутреннее развитие. Образование в данном случае – не столько передача ученику знаний, сколько формирование себя”. Основная направленность для работы с отстающими детьми – диагностика, индивидуализация, коррекционная направленность в работе. (приложение № 5, 6, 7).
Список используемой литературы.
1. Кулагина И.Ю. “Личность школьника”.
2. Зимняя И.А., Кузьмина Н.Ф. “Педагогическая психология”.
3. Колбанов В.С. “Валеология”.
4. Басова Н.В. “Педагогика и практическая психология”.
5. Журнал “Народное образование” 2003\8.
6. Кулаков С.А. “На приеме у психолога – подросток”.
7. Дейл Карнеги. “Шесть способов располагать к себе людей”.