Урок истории по теме: "Как Россия управляется"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цель: Рассмотреть роль президента и органов власти в управлении государством.

Задачи:

  • Учить детей самостоятельно добывать знания.
  • Развивать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение.
  • Формировать умение работать в группах, воспитать сотрудничество, ответственность.

Для этого на уроке были использованы следующие формы работы:

  • коллективная (обобщение знаний об империи и республике);
  • фронтальная (при прохождении нового материала);
  • групповая (при прохождении нового материала и рефлексии);

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Закрепление пройденного материала.

На доске портреты Николая 2, В.В. Путина.

Деятельность учителя. Предполагаемые ответы детей.
Кто изображен на этих портретах? Кто эти люди? Это Николай 2, император;  это В.В. Путин, президент.
Как называлось государство при Николае 2? Российская империя.
Как называется сегодня наше государство? Россия, республика.
Чем знамениты в истории нашей страны эти люди (император, президент)?

Чем отличается Российская империя от республики?

Империя – это когда власть передается по наследству.

Республика – это когда органы власти, руководство страны избирается на определенный срок народом.

Для чего избирается президент? Собственные ответы учеников.

III. Работа над новым материалом.

? Проблема (на доске вывешивается вопросительный знак).

Кто может быть избран президентом, и что входит в его обязанности, мы узнаем, поработав в группах (класс делится на 4 группы).

У вас на партах в каждой группе есть карточки с вопросами.

Поработайте с ними (самостоятельная работа 5 минут).

Сейчас, каждая группа попробует ответить на вопросы. Выходят учащиеся 1-ой группы, читают вопрос, текст, из текста выберают ответ.

1 группа.

Назовите должности президента Российской Федерации?

Дети читают вопрос, текст. Отвечают своими словами.

На доске появляется карточка с № 1 (Глава государства) (см. приложение).

2 группа.

На какой срок избирается президент?

После ответа детей на доску вывешивается карточка № 2 с правильным ответом (на 4 года) (см. приложение).

3 группа.

Что делает президент?

После ответа детей и просмотра журналов на доску вывешивается карточка № 3 (см. приложение).

4 группа.

Кто может быть избран президентом? ( см. приложение).

После чтения статьи и ответа на доске вывешивается карточка № 4.

Вывод: Так кто же может быть избран президентом и что входит в его обязанности (фронтальный опрос детей, убирается вопросительный знак)?

Физкультпауза.

Может ли президент один управлять большим государством?

Ответы детей: да, нет, не знаем.

Наверное, ему нужны помощники?

? Проблема: А кто же помогает президенту управлять большим государством (ставится вопросительный знак около президента, передвинуть таблицу со словом президент)?

Карточка № 2.

Чтобы ответить на этот вопрос, работаем с карточками № 2, которые лежат у вас на столе (дети зачитывают ответ с карточки).

Вывешиваются на доске плакаты "парламент", "Федеральное собрание", "Совет Федерации, Государственная Дума".

Вывод: Все эти органы (Парламент, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная дума) являются выборными, то есть их выбирают. Их выбирает народ, для того чтобы они издавали законы, по которым будет жить, и работать страна (переворачивается таблица), поэтому их называют законодательная власть. А Правительство страны исполняет законы, назначенные президентом (переворачивается таблица) – исполнительная власть.

Итог урока: Так кто же помогает президенту управлять государством? (законодательная власть, в которую входит Президент, законодательное собрание; исполнительная власть – Правительство).

? Проблема: Сформулируйте, пожалуйста, ребята тему нашего урока.

Как Россия управляется?

IV. Рефлексия.

  • Что вам показалось трудным, непонятным в этой теме?
  • Что узнали нового?

Разные ответы детей.

Ребята, вот это очень серьезная книга. Эта книга называется Конституция РФ, в ней все наши законы. (Показ книги).

В воскресение 14 марта будут выборы Президента РФ.

V. Домашнее задание.

Сходить вместе с родителями на избирательные участки и в классе рассказать свои впечатления о том, как происходят выборы.

У вас на столах лежат листы бумаги, придумайте и сформулируйте вопрос новому Президенту.

Дети от группы выходят и зачитывают вопросы.

Урок закончен. Большое спасибо.

Приложение.

Карточка № 1 для группы № 1.

Задание № 1.

1. Назовите должности президента РФ.

Чтобы ответить на этот вопрос прочитайте текст:

По российской Конституции главой государства является президент, избираемый гражданами страны на определенный срок. Президент - высшее должностное лицо государства. В республиках президентского типа он является также и главой исполнительной власти.

Итак, президент – глава государства. А еще президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ.

Задание № 2.

Почему летом 2003 года Владимир Владимирович Путин приезжал в Нижний Тагил смотреть российскую военную технику?

Карточка № 1 для группы № 2.

Задание № 1.

На какой срок избирается президент?

Чтобы ответить на вопрос прочитайте текст:

Президент Российской Федерации избирается на 4 года. После этого он может быть избран Президентом только один раз.

Разумеется, если президент плохо защищал права и свободы граждан и плохо следил за соблюдением Конституции, на второй срок его не изберут. Если же президент делал все возможное для развития страны, то он может быть избран повторно.

Одно и то же лицо не может занимать должность президента РФ более двух сроков подряд.

Задание № 2.

Может ли Президент, избран на второй срок? А на третий?

Карточка № 1 для группы № 3.

Задание № 1.

Что делает президент?

Чтобы ответить на вопрос прочитайте текст:

Он обеспечивает соблюдение Конституции страны, прав человека и гражданина, определяет основные направления ее внутренней и внешней политике, представляет Россию внутри страны и за рубежом.

Задание № 2.

Проиллюстрируйте свой ответ фотографиями из журналов “Эхо планеты”.

Карточка № 1 для группы № 4.

Задание № 1.

Кто может быть избран Президентом?

Чтобы ответить на этот вопрос, откройте Конституцию РФ на стр. 284, найдите статью 81. Прочитайте. Сформулируйте ответ.

Карточка № 2.

Кто помогает Президенту управлять государством?

Президенту помогает в управлении государством Парламент ( это слово переводится как “говорить”).

Как называется Российский Парламент?

    В современной России парламент называется Федеральным Собранием.

Из каких палат он состоит?

    Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы.

    В Совет Федерации входят по два руководителя республик, краев, областей и автономных округов, входящих в состав России.

    Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России, которому исполнится 21 год.

Кто еще помогает Президенту?

Законы, которые приняты Федеральным Собранием и подписаны президентом, исполняет (приводит в жизнь) Правительство страны. Возглавляет правительство страны Председатель.

Статья 81.

  1. Президент РФ избирается на 4 года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  2. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.
  3. Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента РФ более 2 сроков подряд.
  4. Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом.