Урок экономики в 10 классе по теме: "Факторы формирования величины денежной массы"

Разделы: Общепедагогические технологии, Экономика


Цели: создать условия для

  • знакомства учащихся с факторами, влияющими на формирование величины денежной массы;
  • развития умений анализировать экономическую ситуацию (в том числе в стране);
  • определения взаимосвязи между количеством денег в обращении и общим уровнем цен, используя уравнение количественной теории денег;
  • воспитания сознательного отношения к решению экономических задач

Понятия:

  • количественная теория денег;
  • уравнение обмена;
  • денежная масса;
  • скорость обращения денег.

Оборудование:

- Липсиц И.В. кн.1 «Экономика» М.,1998г., с.100-103 (рис.6-11);

- образцы валют разных стран, монеты и денежные знаки России и СССР разных эпох

Тип урока: урок новых знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Приветствие учащихся:

- проверка готовности учащихся к уроку;

- проверка посещаемости.

2. Постановка темы и целей урока.

- Тема урока: «Факторы формирования величины денежной массы».

- Какие, по-вашему, факторы влияют на формирование денежной массы страны;

- из предложенных вами попробуем выделить доминирующие; аргументируйте, пожалуйста, свои выводы.

Таким образом, нам предстоит рассмотреть следующие вопросы:

  1. Денежная масса и факторы ее формирования.
  2. Скорость денежного обращения.
  3. Уравнение количественной теории денег (УКТД).

II. Изучение нового материала.

1. Вводная беседа по вопросам:

1. Как вы думаете, что такое денежная масса? (ответы учащихся опираются на их социальный и учебный опыт).

2. Каждая денежная единица несёт на себе обозначение своего номинала (учитель демонстрирует образцы валют разных стран, монеты и денежные знаки России и СССР разных эпох).

Например, 10 рублей или 5000 рублей и так далее.

Таким образом, сумма номиналов всех наличных денег и существующие деньги в безналичной форме называются денежной массой страны.

2. Денежная масса (сумма денег, которой граждане, фирмы и организации страны владеют, используют для расчетов и в качестве сбережений).

(данное определение учащиеся записывают в тетради после обсуждений вариантов определения, выбора наиболее полно раскрывающего понятие)

  1. Какой должна быть денежная масса? Сколько денег надо выпустить в обращение? (учащиеся высказывают свои предположения).
  2. Многие считают, что чем больше денег в стране, тем лучше. Что увеличение общей суммы обращающихся денег в стране ведет к росту ее богатства.
  3. Какие, по-вашему, существуют объективные факторы формирования денежной массы:

a) объем товаров, продающихся на рынке страны;

b) цены на эти товары;

c) скорость обращения денег.

3. Скорость обращения денег (число раз, которое каждая денежная единица участвовала в течение года в любых сделках).

Условно данное определение можно записать в виде схемы

img1.gif (393 bytes)

(после обсуждений вариантов определения, выбора наиболее полно раскрывающего понятие учащиеся записывают определение и схему в тетрадь).

- Приведите примеры перехода денег от одного владельца к другому, согласно данной схемы.

(учащиеся приводят примеры на основе своего социального опыта).

- Рассмотрите рисунок 6-1 стр.102 учебника «Изменение скорости обращения денег в России в 1991-1995годы». Какой можно сделать вывод о состоянии экономики страны в зависимости от скорости обращения денег?

(Учащиеся, проанализировав информацию, высказывают свои предположения. Совместно с учителем делается вывод)

Вывод: увеличение скорости обращения денег напрямую связан с хозяйственным и экономическим развитием.

- Зная три основных фактора, определяющих денежную массу страны, запишем уравнение количественной теории денег (УКТД) или знаменитое уравнение Ирвинга Фишера:

М*V=P*T, где

М- количество денег в обращении;

V - скорость обращения денег;

Т - общее число сделок за определенный период времени;

Р - цена, по которой совершается сделка.

Р*Т- количество рублей, обернувшихся в течение года, или денежное выражение всех совершенных сделок за год.

УКТД - тождество, т.к. левая часть уравнения - М*V и правая - Р*Т являются уравнением, поэтому при изменении одной из переменных любые другие тоже должны измениться для сохранения равенства.

- В данном уравнении Фишера есть сложность расчета количества совершенных сделок. Поэтому Т заменяют на Y- величина совокупного объема производства.

Число совершенных сделок (Т) и объем производства (Y) связаны друг с другом, т.е. чем больше товаров в экономике производится, тем больше их и продается.

Отсюда, формула М*V=P*Y,где Р- уровень цен (дефлятор ВНП);

Y-реальный ВНП (валовой национальный продукт);

Р*Y-номинальный национальный продукт, т.е. реальный объем национального производства, представленный в денежном выражении, или, иначе говоря, исчисленный в текущих (ныне действующих) ценах.

Отсюда, можно сделать выводы:

1) если Центральный банк удерживает предложение денег на стабильном уровне, уровень цен будет неизменным.

2) если Центральный банк увеличивает предложение денег, то уровень цен растет.

- Таким образом, изменение количества денег в обращении определяет уровень цен в экономике.

III. Закрепление нового материала.

1.Ответьте на контрольные вопросы к параграфу 18 учебника:

(Фронтальный опрос).

1) Какие факторы определяют нужную стране массу денег?

2) Как рассчитывается скорость обращения денег?

3) Что произойдет в стране с ценами, если в обращение будет выпущено слишком много денег?

2.Бинарный тест (письменная работа по вариантам)

1) Дайте однозначный ответ «да» или «нет» на вопросы:

Справедливо ли следующее утверждение?

Вариант-1.

а) скорость денежного обращения - это число оборотов, совершаемое деньгами за год в процессе купли-продажи.

в) Английский экономист Дж. Кейнс является автором уравнения количественной теории денег.

Вариант-2.

а) Изменение количества денег в обращении определяет уровень цен в экономике.

в) Реальный ВНП - это стоимость товаров и услуг в неизменных ценах.

2). Тесты. Выберите единственно правильный ответ:

Вариант-1.

- Что случится в экономике, если количество денег в обращении увеличится, в то время как скорость обращения денег и реальный объем национального производства не изменится?

А) уровень цен в экономике повысится;
Б) уровень цен в экономике не изменится;
В) уровень цен в экономике снизится;
Г) изменение количества денег не повлияет на уровень цен в экономике.

- Валовой внутренний продукт – это сумма цен всех:

а) реализованных;
б) потребленных;
в)произведенных;
г)оплаченных;

в стране за год товаров и услуг.

Вариант-2.

Если номинальный национальный продукт (Р*Y) составляет 400 млрд. рублей, а количество денег в обращении составляет 800 млрд. рублей, то:

А) необходимо увеличить количество денег в обращении, чтобы обеспечить обмен произведенных товаров и услуг;
Б) необходимо понизить цены товаров и услуг;
В) в среднем каждый рубль обращается 5 раз в год.

- Увеличение потребления дешевых продуктов питания, скорее всего свидетельствует о:

а) снижении уровня жизни;
б) росте уровня жизни;
в) росте заработной платы;
г) снижении цен.

Решите задачи.

Вариант-1.

Предположим, что номинальный национальный продукт страны А. составил 1 млн. долларов. Обращение каждого доллара составляет 4 раза в год.Сколько долларов должно выпустить в обращение правительство страны А, чтобы не допустить повышения цен в стране?

Вариант-2.

За год было выпущено товаров и оказано услуг на сумму 1 млн. рублей, количество оборотов, совершаемое деньгами равно 5. Какое количество денег необходимо для обращения?

(После выполнения тестов и решения задач, назвать правильные ответы в ходе взаимопроверки)

- Поменяйтесь выполненными работами для взаимопроверки.

Правильные ответы:

Вариант-1.

1) да, нет; 2) а, в; 3) 250000 рублей.

Вариант-2.

1) да, да; 2) в, а; 3) 200000 рублей.

- Если все ответы верны, оцените работу - «5»;

- Если все задания выполнены, но допущена ошибка - «4»;

- Если допущены две ошибки, оцените работу - «3»;

В остальных случаях необходима дополнителная подготовка.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • что нового вы узнали на уроке;
  • какие возникли проблемы или затруднения;
  • что показалось вам сложным при выполнении тестов и решении задач;
  • какие виды работы вам позволили лучше усвоить материал урока;
  • что бы вы хотели повторить для закрепления новых знаний?

Если вы допустили пробелы в усвоении нового материала, то можно ликвидировать их, выполнив домашнее задание и пополнить знания дополнительными занятиями.

V. Домашнее задание.

  • Для всех групп учащихся: § 19, с.100-104; далее – по выбору:
  • задания группы «А»: контрольные вопросы № 1-3, с. 103;
  • задания группы «В»: вопросы для обсуждения 1-3, с. 113;
  • задания группы «С»: сделать анализ факторов формирования денежной массы семьи, в которой вы живёте.

img1.jpg (84027 bytes)