Цели: создать условия для
- знакомства учащихся с факторами, влияющими на формирование величины денежной массы;
- развития умений анализировать экономическую ситуацию (в том числе в стране);
- определения взаимосвязи между количеством денег в обращении и общим уровнем цен, используя уравнение количественной теории денег;
- воспитания сознательного отношения к решению экономических задач
Понятия:
- количественная теория денег;
- уравнение обмена;
- денежная масса;
- скорость обращения денег.
Оборудование:
- Липсиц И.В. кн.1 «Экономика» М.,1998г., с.100-103 (рис.6-11);
- образцы валют разных стран, монеты и денежные знаки России и СССР разных эпох
Тип урока: урок новых знаний.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Приветствие учащихся:
- проверка готовности учащихся к уроку;
- проверка посещаемости.
2. Постановка темы и целей урока.
- Тема урока: «Факторы формирования величины денежной массы».
- Какие, по-вашему, факторы влияют на формирование денежной массы страны;
- из предложенных вами попробуем выделить доминирующие; аргументируйте, пожалуйста, свои выводы.
Таким образом, нам предстоит рассмотреть следующие вопросы:
- Денежная масса и факторы ее формирования.
- Скорость денежного обращения.
- Уравнение количественной теории денег (УКТД).
II. Изучение нового материала.
1. Вводная беседа по вопросам:
1. Как вы думаете, что такое денежная масса? (ответы учащихся опираются на их социальный и учебный опыт).
2. Каждая денежная единица несёт на себе обозначение своего номинала (учитель демонстрирует образцы валют разных стран, монеты и денежные знаки России и СССР разных эпох).
Например, 10 рублей или 5000 рублей и так далее.
Таким образом, сумма номиналов всех наличных денег и существующие деньги в безналичной форме называются денежной массой страны.
2. Денежная масса (сумма денег, которой граждане, фирмы и организации страны владеют, используют для расчетов и в качестве сбережений).
(данное определение учащиеся записывают в тетради после обсуждений вариантов определения, выбора наиболее полно раскрывающего понятие)
- Какой должна быть денежная масса? Сколько денег надо выпустить в обращение? (учащиеся высказывают свои предположения).
- Многие считают, что чем больше денег в стране, тем лучше. Что увеличение общей суммы обращающихся денег в стране ведет к росту ее богатства.
- Какие, по-вашему, существуют объективные факторы формирования денежной массы:
a) объем товаров, продающихся на рынке страны;
b) цены на эти товары;
c) скорость обращения денег.
3. Скорость обращения денег (число раз, которое каждая денежная единица участвовала в течение года в любых сделках).
Условно данное определение можно записать в виде схемы
(после обсуждений вариантов определения, выбора наиболее полно раскрывающего понятие учащиеся записывают определение и схему в тетрадь).
- Приведите примеры перехода денег от одного владельца к другому, согласно данной схемы.
(учащиеся приводят примеры на основе своего социального опыта).
- Рассмотрите рисунок 6-1 стр.102 учебника «Изменение скорости обращения денег в России в 1991-1995годы». Какой можно сделать вывод о состоянии экономики страны в зависимости от скорости обращения денег?
(Учащиеся, проанализировав информацию, высказывают свои предположения. Совместно с учителем делается вывод)
Вывод: увеличение скорости обращения денег напрямую связан с хозяйственным и экономическим развитием.
- Зная три основных фактора, определяющих денежную массу страны, запишем уравнение количественной теории денег (УКТД) или знаменитое уравнение Ирвинга Фишера:
М*V=P*T, где
М- количество денег в обращении;
V - скорость обращения денег;
Т - общее число сделок за определенный период времени;
Р - цена, по которой совершается сделка.
Р*Т- количество рублей, обернувшихся в течение года, или денежное выражение всех совершенных сделок за год.
УКТД - тождество, т.к. левая часть уравнения - М*V и правая - Р*Т являются уравнением, поэтому при изменении одной из переменных любые другие тоже должны измениться для сохранения равенства.
- В данном уравнении Фишера есть сложность расчета количества совершенных сделок. Поэтому Т заменяют на Y- величина совокупного объема производства.
Число совершенных сделок (Т) и объем производства (Y) связаны друг с другом, т.е. чем больше товаров в экономике производится, тем больше их и продается.
Отсюда, формула М*V=P*Y,где Р- уровень цен (дефлятор ВНП);
Y-реальный ВНП (валовой национальный продукт);
Р*Y-номинальный национальный продукт, т.е. реальный объем национального производства, представленный в денежном выражении, или, иначе говоря, исчисленный в текущих (ныне действующих) ценах.
Отсюда, можно сделать выводы:
1) если Центральный банк удерживает предложение денег на стабильном уровне, уровень цен будет неизменным.
2) если Центральный банк увеличивает предложение денег, то уровень цен растет.
- Таким образом, изменение количества денег в обращении определяет уровень цен в экономике.
III. Закрепление нового материала.
1.Ответьте на контрольные вопросы к параграфу 18 учебника:
(Фронтальный опрос).
1) Какие факторы определяют нужную стране массу денег?
2) Как рассчитывается скорость обращения денег?
3) Что произойдет в стране с ценами, если в обращение будет выпущено слишком много денег?
2.Бинарный тест (письменная работа по вариантам)
1) Дайте однозначный ответ «да» или «нет» на вопросы:
Справедливо ли следующее утверждение?
Вариант-1.
а) скорость денежного обращения - это число оборотов, совершаемое деньгами за год в процессе купли-продажи.
в) Английский экономист Дж. Кейнс является автором уравнения количественной теории денег.
Вариант-2.
а) Изменение количества денег в обращении определяет уровень цен в экономике.
в) Реальный ВНП - это стоимость товаров и услуг в неизменных ценах.
2). Тесты. Выберите единственно правильный ответ:
Вариант-1.
- Что случится в экономике, если количество денег в обращении увеличится, в то время как скорость обращения денег и реальный объем национального производства не изменится?
А) уровень цен в экономике повысится;
Б) уровень цен в экономике не изменится;
В) уровень цен в экономике снизится;
Г) изменение количества денег не повлияет на уровень цен в экономике.
- Валовой внутренний продукт – это сумма цен всех:
а) реализованных;
б) потребленных;
в)произведенных;
г)оплаченных;
в стране за год товаров и услуг.
Вариант-2.
Если номинальный национальный продукт (Р*Y) составляет 400 млрд. рублей, а количество денег в обращении составляет 800 млрд. рублей, то:
А) необходимо увеличить количество денег в обращении, чтобы обеспечить обмен произведенных товаров и услуг;
Б) необходимо понизить цены товаров и услуг;
В) в среднем каждый рубль обращается 5 раз в год.
- Увеличение потребления дешевых продуктов питания, скорее всего свидетельствует о:
а) снижении уровня жизни;
б) росте уровня жизни;
в) росте заработной платы;
г) снижении цен.
Решите задачи.
Вариант-1.
Предположим, что номинальный национальный продукт страны А. составил 1 млн. долларов. Обращение каждого доллара составляет 4 раза в год.Сколько долларов должно выпустить в обращение правительство страны А, чтобы не допустить повышения цен в стране?
Вариант-2.
За год было выпущено товаров и оказано услуг на сумму 1 млн. рублей, количество оборотов, совершаемое деньгами равно 5. Какое количество денег необходимо для обращения?
(После выполнения тестов и решения задач, назвать правильные ответы в ходе взаимопроверки)
- Поменяйтесь выполненными работами для взаимопроверки.
Правильные ответы:
Вариант-1.
1) да, нет; 2) а, в; 3) 250000 рублей.
Вариант-2.
1) да, да; 2) в, а; 3) 200000 рублей.
- Если все ответы верны, оцените работу - «5»;
- Если все задания выполнены, но допущена ошибка - «4»;
- Если допущены две ошибки, оцените работу - «3»;
В остальных случаях необходима дополнителная подготовка.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- что нового вы узнали на уроке;
- какие возникли проблемы или затруднения;
- что показалось вам сложным при выполнении тестов и решении задач;
- какие виды работы вам позволили лучше усвоить материал урока;
- что бы вы хотели повторить для закрепления новых знаний?
Если вы допустили пробелы в усвоении нового материала, то можно ликвидировать их, выполнив домашнее задание и пополнить знания дополнительными занятиями.
V. Домашнее задание.
- Для всех групп учащихся: § 19, с.100-104; далее – по выбору:
- задания группы «А»: контрольные вопросы № 1-3, с. 103;
- задания группы «В»: вопросы для обсуждения 1-3, с. 113;
- задания группы «С»: сделать анализ факторов формирования денежной массы семьи, в которой вы живёте.