Решение задач, стоящих перед современным обществом в сфере образования, может быть найдено только при наличии квалифицированных специалистов, подготовку которых в профессиональных педагогических учебных заведениях необходимо постоянно совершенствовать, ведь от профессиональной подготовки преподавателя зависит эффективность всего учебного процесса.
Сегодня содержание курса информатики бурно развивается в направлении выделения фундаментальных основ науки, группируемых вокруг ее главной категории “информация” на основе идей и методов формализации и информационного моделирования, а многие педагогические вузы в процессе обучения студентов информатике по-прежнему делают ставку на практическое освоение алгоритмического языка, навыков алгоритмизации, развитие алгоритмического мышления, а также формирование умения решения конкретных практических задач с использованием готовых программных средств. Это значит, что педагогический вуз не готовит студентов к восприятию окружающей действительности с точки зрения единого информационного подхода.
Не имея современного научного мировоззрения, не обладая методологией анализа окружающей действительности с позиций единого информационного подхода, студенты педагогических вузов имеют узконаправленную подготовку в области информационных технологий, что не позволяет им самостоятельно, творчески использовать полученные знания. Развитие логического мышления на имеющемся содержании вузовской информатики в полной мере осуществить нельзя, так как содержание базируется на репродуктивных методах обучения, следовательно, не содержит предпосылок для логического развития личности.
Каждый современный человек постоянно имеет дело с информатикой и информацией: наблюдает и анализирует происходящее вокруг, общается с окружающими людьми, участвует в обсуждении актуальных и каждодневных тем, изучает исследованное, проводит различные эксперименты.
Те, кто связывает информатику только со средствами вычислительной техники, глубоко ошибаются. Принять правильное решение, умело воспользоваться имеющейся информацией, быть полезным окружающим, определить для себя круг действительно актуальных вопросов помогает умение анализировать и способность самосовершенствоваться. Причем огромное развитие на человека оказывает окружающая среда. Учитывая, что большую часть жизни учащийся проводит в стенах учебного заведения, можно отметить значимость уровня организации образовательной системы в процессе подготовки ученика к будущей профессиональной деятельности в современном компьютеризированном обществе.
Каждая дисциплина должно вестись с учетом развития логического мышления учащихся. Наиболее ярко это проявляется в курсе изучения информатики. Информатика должна быть ориентирована на овладение знаниями информационной культуры и навыками информационной деятельности, на формирование умения решать любые задачи, относящиеся к различным научным областям, на выработку способности адекватно оценивать информацию, на умение сопоставлять свои намерения и результаты выполняемых действий.
Исследования психологов доказывают, что эффективность использования компьютерных технологий резко увеличивается, если знания и умения обучаемого в области информатики опираются на современное мировоззрение, обладают свойством фундаментальности и системности, а применение компьютера связано с осмыслением решаемой проблемы на основе этого мировоззрения.
Однако в настоящее время по-прежнему во многих педагогических вузах преобладает крен в сторону технологической и прикладной направленности. Для исправления сложившейся ситуации, на наш взгляд, необходимо совершенствовать методическую систему подготовки студентов педагогических вузов, сделав приоритетным фундаментальную логическую подготовку, которая позволит, прежде всего, решить основные задачи современного образования:
- формирование научного мировоззрения, основанного на едином подходе к изучению различных областей окружающей действительности;
- развитие логического мышления;
- подготовку обучаемых к профессиональной деятельности и непрерывному образованию. Такая подготовка необходима для жизнедеятельности личности в информационном обществе.
Методическая система подготовки студентов педагогических вузов должна быть направлена на формирование современного научного мировоззрения, основанного на едином информационном подходе к анализу окружающего мира.
Совершенствовать систему подготовки будущих учителей следует, исходя из понимания того, что одна из главных задач образования – подготовить обучающегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.
В Академическом словаре русского языка приведено 7 значений слова “культура”. Выберем следующее: культура – это уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности человека. И, значит, информационная культура – это уровень развития логичности мышления, способности к системному анализу и синтезу. Добавим к этому некоторые каноны, которые позволяют обеспечить высокий уровень информационной культуры: подвергай все сомнению; помни, что событие, следующее за другим событием, не всегда есть следствие первого; ошибаясь, ошибайся логично, т.е. проверяй свои действия логикой; обсуждая что-либо, дай определения основных понятий; не вводи новые термины, без особого на то основания. Эти правила общеизвестны, но они не исчерпывают полный список того, что должен делать человек для достижения приемлемого уровня информационной культуры. Необходимо освоить систему научных знаний и морально-этических норм.
Актуальность развития системы подготовки будущих учителей в области информационной культуры в педагогической деятельности не стала меньше, чем 10–15 лет назад. Это связано со многими причинами, в том числе и с порождением новой триады, характеризующей методологическую основу образования в области информатики и информационных технологий: информация – информационные модели – информационные технологии.
Каждый преподаватель должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности обучающегося, личности информационной цивилизации. Выпускник педагогического учебного заведения должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.
Информационная культура педагогической деятельности – это умение целенаправленно работать с педагогической информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи средства информатизации и информационные технологии.
Проводя анализ информационной готовности специалиста, можно выделить различные уровни рассмотрения: на социальном уровне рассматривается требование общества к результатам педагогического процесса; на дидактическом уровне рассматриваются устойчивые закономерные связи между деятельностью преподавателя, студента и содержанием образования; на психологическом уровне проводится анализ любого педагогического процесса с учетом особенностей личности преподавателя и студента, которые отражают уникальность личности.
Для успешного формирования логической составляющей информационной деятельности студента организация учебного процесса должна осуществляться с опорой на личностно-ориентированный подход для формирования самостоятельного логического стиля мышления будущего педагога. Это условие связано с интеллектуальным воспитанием личности. Самостоятельная информационная деятельность студентов при освоении новых информационных технологии должна организовываться с учетом особенностей каждого студента на основе индивидуальных заданий, причем основное внимание уделяется их профессиональной направленности. Процесс освоения информационных технологий должен базироваться на принципах комплексности, системности, преемственности и быть связан с рассмотрением информационной технологии в качестве учебного материала.
Формирование логической составляющей информационной деятельности студента влечет за собой расширение спектра учебной деятельности, совершенствование существующих и возникновение новых организационных форм и методов обучения, расширение и углубление изучения закономерностей предметных областей. Это обусловливает изменение критериев отбора содержания учебного материала: они основываются на необходимости интенсификации процессов информационного развития личности, на необходимости формирования логических умений.
В системе профессионального педагогического образования эффективность формирования информационной основы деятельности специалиста обеспечивается организацией профессиональной подготовки как целостного педагогического процесса с целью оптимизации профессионально ориентированной деятельности посредством определения социальных, дидактических основ и психологических основ использования информационной технологии в учебном процессе.
Процесс овладения профессионально значимым логическим аспектом информационной деятельности включает восприятие профессионально значимой информации, осмысление новой информации, выявление устойчивых связей, определение личностно значимых приоритетов, восприятие новой информации.
Для формирования логической составляющей информационной деятельности необходимы анализ информационного обеспечения, актуализация готовности к информационной деятельности, формирование мотивационной основы деятельности, формирование профессионально значимого тезауруса, определение профессионально значимых приоритетов.
К уровням сформированности логической составляющей информационной деятельности относятся уровень распознавания и узнавания процессов и явлений, уровень готовности к решению профессиональных задач, логичная направленность информационной деятельности.
Таким образом, технологию организации процесса формирования логической составляющей информационной деятельности будущего педагога можно представить следующим образом:
- актуализация логических составляющих информационной деятельности в профессиональной среде;
- формирование логических умений в информационной деятельности;
- активное использование логической составляющей информационной деятельности в профессиональной среде.
Принципы формирования логичности в процессе профессионально-педагогической подготовки основаны на необходимости адаптации студентов к условиям профессиональной среды, “переноса” теоретических знаний на объекты профессиональной деятельности, что обеспечивает системно-целостное видение процессов решения профессиональных педагогических задач и понимание студентами информационно-профессиональной сущности решаемых ими задач.