Общепедагогические технологии
-
Интегрированный урок во 2-м классе по теме: "Наш дом. Образ здания и его назначение. Коллективное панно "Башня Кощея"(ознакомление с окружающим миром, краеведение; ИЗО) 2005
Уровень интеграции - стадия прихода от параллельного соединения материала к новой структуре. Идея - во взаимодействии учебных дисциплин, подходов к целостному восприятию мира, развитие потребности общаться с искусством посредством материальных связей. Девиз - через самосознание к художественному образу. Результат деятельности - создание единого представления о проблеме, использование знаний в новой ситуации. Итог - новые философские знания, актуализация личностного смысла в познании мира.
-
Критериально-ориентированная диагностика на уроках русского языка (по ИОСО) 2005
Наряду с традиционными оценками динамики продвижения учащихся в учебном процессе мы применяем и критериально-ориентированную диагностику (КОД), что дает нам возмозность продуктивно работать не только над качеством образовательного процесса, но и отслеживать сформированность ключевых компетентностей гимназистов, уровень познавательного интереса, определить правильность избранных приоритетов.
-
Развитие интеллектуальных способностей старшеклассников в системе внеклассной деятельности 2005
Интеллектуальный клуб "ВУНДЭР" создан шесть лет назад. Основной формой игры является интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?", кроме того создана богатая методическая копилка с разработками других форм (сюжетных викторин, ролевых игр, литературных балов, брейн-рингов). Деятельность клуба позволяет расширить возможности контрольно-диагностической работы через результаты участия детей в играх клуба по различным проблемам и повысить интерес детей к поиску информации различного направления и использования ее в познавательных целях.
-
Информационная культура как обязательная составляющая развития школьников 2005
Организация особой информационной среды и включение специального обучения основам информационной культуры в учебную деятельность должна помочь школьникам стать информационно культурными (компетентными), обеспечить их необходимыми навыками работы с информацией и умениями использовать эту информацию в собственных интересах. Для этого была построена Модель формирования информационной культуры и разработана программа “Основы информационной культуры”, рассчитанная на обучение учеников 5-9-х классов.
-
Развитие исследовательских умений при обучении химии 2005
Среди наиболее значимых стратегий обучения на современном этапе рядом авторов выделяется "исследовательское обучение", которое придает познавательной деятельности творческий характер и является одновременно одним из вариантов индивидуализации обучения. Обучение навыкам исследовательской работы начинается с урока, который строится по законам проведения научного исследования. Учебное исследование является способом творческого обучения, которое спроектированное в соответствии с моделью научного исследования, позволяет построить образовательный процесс на деятельностной основе, и возможно при конструировании уроков химии.
-
Летний лагерь — как технология организации работы с одаренными детьми 2005
Воспитательная ценность системы летнего интеллектуально-оздоровительного лагеря состоит в логическом продолжении урочной деятельности и создание условий для реализации идеи непрерывного образовательного процесса в работе со всеми участниками, выявление и выращивание интеллектуального потенциала одаренных детей, укрепления здоровья, формирования способностей и интересов, удовлетворение потребностей в разных проявлениях и системах отношений, разных социальных ролях, творческой самореализации, в совместной деятельности.
-
Интегрированный урок обществознание + психология по теме: "Деятельность и общение" 2005
Одним из направлений работы педагога-психолога в школе является психологическое просвещение учащихся. Таким образом, закономерной стала идея проведения интегрированных уроков педагогом-психологом и педагогом-предметником по обществознанию с целью разнообразить форму и содержание предметных занятий в разделе психологии, социальной психологии, социологии и социальной конфликтологии, а также с целью популяризировать психологические знания, научить ребят использовать психологические знания в повседневной личной и общественной жизни.
-
Ключевые компетенции в рамках модульно-компетентностного обучения 2005
Благодаря внедрению в практику модульно-компетентностного обучения, можно достичь главной цели профессионального образования - сформировать качества, необходимые выпускнику для обеспечения его востребованности на рынке труда, и помочь учащимся в профессиональном становлении.
-
Проблемное обучение как основа процесса перехода от школы обучения к школе развития 2005
Одним из методов обучения (его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как новую дидактическую систему), направленным в первую очередь на "возбуждение интереса" является метод проблемного обучения. Обучение заключается в создании проблемной ситуации, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами исследования, творчества.
-
Урок-экскурсия "Ломоносовские места в Петербурге" 2005
Большое значение в развитии учащегося как интеллектуально развивающейся личности играют знания, полученные на уроках естественнонаучного цикла. Данная разработка позволяет как можно полнее раскрыть выдающуюся роль русского учёного М.В.Ломоносова в развитии российской и мировой науки и тем самым показать возможности влияния личности на многие процессы, происходящие в развитии общества; показать тесную взаимосвязь между этими науками и влияние этой взаимосвязи на ход исторического развития науки и техники.
-
Урок инженерной графикм. Тема: "Сопряжение" 2005
Урок усвоения новых знаний построения сопряжений, на котором ученики знакомятся с необходимыми навыками графического оформления четежей, правилами вычерчивания контуров технических деталей, развивают техническую грамотнось, навыки работы в группе и навыки самостоятельной работы.
-
О педагогической поддержке социально-профессионального самоопределения учащихся 2005
Задачи урока: образовательные: закрепление и осмысление изучаемого материала, формирование современного взгляда на проблемы фондового рынка, приобретение умений и навыков ситуационного анализа; развивающие: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критическое мышление и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям; воспитывающие: воспитание профессиональной компетентности, совершенствование методики воспитательного воздействия на личность учащегося через групповые и игровые формы.
-
Спецкурс "Введение в школьную жизнь" 2005
Данный спецкурс был введен в учебно-воспитательный процесс в первом классе для быстрой адаптации учащихся. Так как приходят в интернат с линейных станций ЮУЖД, половина детей не имеют опыта общения, сотрудничества с друг другом. На занятиях спецкурса идет обучение данным навыкам, самооценки ил оценке. Анализ результатов последних лет показал эффективность курса.
-
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности учащихся 2005
Для организации деятельности учащихся по формированию контрольно - оценочных действий можно использовать "Модуль контроля и оценки деятельности". Он состоит из двух блоков: диагностики и средств коррекции и оценки деятельности. Применение модуля способствует проектированию собственного продвижения в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления.
-
Введение в безотметочные формы оценивания у первоклассников 2005
Оценивание, нами понимается, как осмысленное учебное действие, которое помогает формированию адекватной самооценке. Для этого нужно, чтоб учитель и ученик понимали что оценивается, по каким критериям, уместность оценки в учебном процессе. Как ввести оценку? Как оценка позволит отметить индивидуальную динамику учебного продвижения различных учеников? Как поможет становлению учебного поведения?
-
Учимся вместе 2005
Успешность обучения во многом обеспечивается продуманной системой закрепления. Качественные характеристики знаний и умений могут быть приобретены учащимися только в сочетании индивидуальной и групповой – в сотрудничестве – дифференцированной по сложности деятельности в ситуации выбора. Предлагаемая вниманию работа посвящена созданию режима “сверхнаучения” при решении задач в профильном физико-математическом классе, когда процесс обучения организуется и направляется учителем, но поддерживается благодаря взаимодействию учащихся в группах сменного состава не только во время урока, но и в послеурочное время.
-
Особенности моделирования целостного педагогического процесса в условиях современных частных школ 2005
Существенным побудительным мотивом возрождения частных школ является наличие спроса на услуги, в условиях современных частных учебных учреждений особой образовательной ситуации, компенсирующей дефицит общения и социального доверия, в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Предусматривается многопрофильная, адаптационная образовательная среда для каждого ученика. Для осуществления индивидуального подхода разрабатываются индивидуальные планы учебной и воспитательной работы с учащимися. Как альтернативные учебные заведения частные учебные заведения вполне могут поддержать среднюю общеобразовательную школу в решении вопросов воспитания и образования подрастающего поколения.
-
Информационно-коммуникативные технологии в математическом образовании гимназии № 56 г. Томска 2005
Всем понятна необходимость широкого использования информационных технологий в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, это и есть основное "оружие" учителя математики в борьбе за знания учащихся. Большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти и воздействие на неё очень важно в обучении. Кроме этого, есть еще много преимуществ этих технологий.
-
Методика организации работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы 2005
Доля здоровых детей неуклонно уменьшается. Особо это касается детей школьного возраста. В настоящее время существует большое количество программ здоровьесберегающего направления, используемых в образовательных учреждениях. Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья, не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы (10- 15% от общей численности учащихся), относятся к специальной медицинской группе (СМГ). В статье дана методика организации работы в такой группе.
-
Организация учебно-методической работы по предмету 2005
Решение задач, стоящих перед народным образованием, не может не зависеть от психологического климата, в котором живут и работают учителя, решающие эти задачи. Непременное условие создания благоприятного психологического климата в коллективе - наличие предпосылок, гарантирующих свободу слова каждого члена коллектива, при оценке профессионально-методического уровня и деловых качеств руководителя и вера в объективность коллективного мнения.
-
Урок физики по теме: "Тайна снега" 2005
Идея данной статьи - показать, как можно на уроках физики "Тайна снега" красиво и в познавательной форме повторить уже известные явления и законы механики, теплоты, оптики. Важно, чтобы дети понимали, что физика - это "наука о природе", а Природа - это гигантская физическая лаборатория, наглядно демонстрирующая условность разделения физики на отдельные самостоятельные разделы, единство физической картины мира, взаимосвязь физических явлений. А физика - это только средство изучения природы.
-
Разработка урока по теме: "Выразительный жест" 2005
Разработка урока по теме "Выразительный жест". Такой урок позволяет ученику разобраться в продуктивности и целесообразности любого телодвижения, предлагает тренинг выработки естественного выразительного жеста, путь к свободному движению. Рассматриваются обстоятельства, которые формируют жест как особый язык общения между людьми.
-
Повышение квалификации учителя на базе общеобразовательной школы 2005
Данная статья описывает систему работы нашей школы по повышению квалификации педагогов на базе образовательного учреждения. Эта система включает в себя работу на кафедре и над методической темой, организацию курсовой подготовки и участие в педагогических советах. Вышеописанная система может быть использована администрацией общеобразовательных школ России с целью повышения квалификации педагогов.
-
Система подготовки к педагогическому совету как одно из условий обеспечения инновационной деятельности 2005
В данной работе описывается опыт МОУ СОШ № 107 г. Челябинска по разработке технологии процесса включения каждого педагога в инновационную деятельность в рамках подготовки педагогическому совету. Подчеркнем исключительную роль педагогического совета в повышении мотивации педагогов для участия в инновационной деятельности. Кафедры "выращивают" учителя, ориентируя его на научный поиск, направленный на реализацию идей современного образования.
-
Урок экономики в 10 классе по теме: "Факторы формирования величины денежной массы" 2005
Урок экономики построен в технологии личностно ориентированного обучения, с опорой на социальный опыт и «прошлые» ЗУНы учащихся, ориентирован на демократичный стиль общения учителя, широкое использование эвристических приёмов с целью максимального приращения новых ЗУНов через теорию и практику предмета, развитие познавательной активности школьников.
-
Логическая подготовка будущего учителя к информационной педагогической деятельности 2005
Совершенствовать систему подготовки будущих учителей следует, исходя из понимания того, что одна из главных задач образования - подготовить обучающегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. Информационная культура - это уровень развития логичности мышления, способности к системному анализу и синтезу. Для успешного формирования логической составляющей информационной деятельности студента организация учебного процесса должна осуществляться с опорой на личностно-ориентированный подход для формирования самостоятельного логического стиля мышления будущего педагога. Формирование логической составляющей информационной деятельности студента влечет за собой расширение спектра учебной деятельности, совершенствование существующих и возникновение новых организационных форм и методов обучения, расширение и углубление изучения закономерностей предметных областей.
-
"Особые" дети 2005
Нарушение экологического равновесия, рост наркомании и алкоголизма и многое другое влияют, в первую очередь, на состояние детского населения. С каждым годом растет количество детей имеющих нарушения интеллекта. Многие из этих детей способны обучаться в рамках специальной (коррекционной) программы VIII вида, но не все города России могут говорить о наличии специализированных заведений. Школы сталкиваются с необходимостью создания специализированного класса для обучения умственно отсталых детей. А перед учителями, возникла проблема: с чего начать обучение и как вывести детей на единый уровень развития. В статье рассматриваются некоторые приемы и методы работы в данном классе.
-
Наследие Ю. Айхенвальда на уроках литературы в 10–11-х классах (личностно-ориентированное обучение) 2005
Преподавание литературы в 10-11-х классах ведется в соответствии с требованиями личностно-ориентированного обучения: на основе познавательного материала создается проблемная ситуация для развития интеллектуальных способностей учащихся.
-
Познавательный интерес как средство развития личности младшего школьника 2005
В основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Учением нужно заниматься с увлечением, с интересом. Каждый ученик хочет, чтобы его не просто любили, а чтобы он купался в этой любви, чтобы его не просто учили, а чтобы он погружался в мир знаний с большим интересом. Познавательный интерес обеспечивает напряжение мысли, создаёт условия для проявления творчества, побуждает самостоятельно думать. Возникновение познавательного интереса ценно для развития личности младшего школьника.
-
"Физкультминутка" не во вред, а с пользой 2005
Проведение физ.пауз одно из основных требований любого урока. Хотелось найти комплекс упражнений дающих не только переключение сознания и физическую разрядку, но и отдых головному мозгу, глазам (что особенно важно при работе с компьютерами). Выбрав несколько упражнений из методики восстановления зрения П.Бэйтса, мне удалось достигнуть желаемого. И зная, что данная методика не получила широкой известности в России и тем более среди учителей, предлагаю выборку упражнений, позволяющих за 5 минут дать отдых глазам и мозгу и, что более важно, дает возможность с легкостью вернуться к работе на уроке.