Социально-педагогические условия образовательного учреждения.
Муниципальная средняя общеобразовательная
школа № 5 является одной из крупных школ города.
Директор школы – М.Н.Шевелёва.
В школе обучаются 1475 учащихся, что составляет 60
классов комплектов. Учебно-воспитательный
процесс осуществляется силами 83 педагогов и 58
классных руководителей. Внеурочная деятельность
состоит из кругового цикла традиционных и
календарных праздников, широкой сети
дополнительного образования и системы
самоуправления.
Система ученического самоуправления начала
складываться в 2000–2001 учебном году с решением
педагогического совета о внедрении в школе
игровой технологии “Демократическая
республика” автор А.С.Прутченков. В этом же году
в школе состоялись первые выборы и была
сформирована Школьная Дума. Работа школьного
самоуправления осуществляется в рамках развития
воспитательной системы.
Новизна данной программы в том, что мы реализуем
самоуправление со второго по одиннадцатый класс:
- 2–4-й класс: система ученического самоуправления реализуется через детскую общественную организацию “Фантазия”;
- 5–7-й класс: детская общественная организация “Пилигрим” является второй ступенью ученического самоуправления;
- 8–11-й класс: Школьная Демократическая Республика “Атлантида”.
Созданные структуры активно работают на территории школы и позволяют успешно решать задачу преемственности в развитии лидерских качеств учащихся.
Цель и задачи ученического самоуправления.
Цель: воспитание гражданина с демократической культурой высокого уровня, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.
Задачи:
- предоставить всем учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся готовность совершенствовать свою личность, создавать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
- воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую и социальную ответственность за самого себя, свою семью, окружающих, общество и Отечество;
- создание в школе воспитательной среды, обеспечивающей условия для самоутверждения, самостоятельности, инициативы учащихся;
- организация содружества и сотворчества учащихся и взрослых.
Структура школьного самоуправления:
Структура классного ученического самоуправления во 2–4-х классах:
2–4-е классы “Страна Фантазия” – это
игра-путешествие.
На уровне класса – все дети по желанию выбирают
службу, в которой они хотели бы работать. Службы
созданы по мотивам сказки Носова “Незнайка в
Солнечном городе”. Лидеры служб всех классов
собираются 1 раз в неделю, проходят лидерскую
учебу, готовят различные мероприятия. 1 раз в
четверть итоговые линейки, праздники и
мероприятия. Лидеры выбираются в классе,
меняются в течение года. Ребёнок по желанию может
в любой момент перейти из одной службы в другую.
Основной принцип деятельности организации –
путешествие и яркий эмоциональный праздник.
Службы “Фантазии” |
Содержание деятельности служб |
Формы и методы работы |
"Знайки" | Организуют помощь в учебе отстающим. Ведут экран успеваемости класса. Информируют класс о проведении предметных недель. Готовят и проводят “Турниры смекалистых”. |
Экран успеваемости, интеллектуальные игры, “Недели пятерок”, акции, мероприятия в предметные недели. |
"Весельчаки" | Организуют в классе досуговую деятельность, являются ведущими праздников и мероприятий. | Ролевые игры, развлекательные программы, концерты, чаепития, КТД, экскурсии, походы и т.д. |
"Тюбики" | Выпускают газеты, открытки. Работают над заметками, экспресс-новостями класса для школьной газеты “ПЯТАЧОК”. |
Конкурсы рисунков, газет, поздравительных открыток. |
"Торопыжки" | Организовывают спортивные состязания, Дни здоровья, экскурсии на природу. | Дни здоровья; Веселые старты, эстафеты “Мама, папа, я – спортивная семья!”. |
Структура классного ученического самоуправления в 5–7-х классах:
В 5–7-х классах самоуправление строится по принципу: каждый класс – Континент.
В основе деятельности – коллективно-творческий подход, разработанный Ивановым И.П. Системообразующий вид деятельности – коллективно-творческие дела различного уровня. В течение года на параллели 5–7 классов работает общий актив, в который входят лидеры служб, по 2 человека от класса. Они проходят занятия в “Школе актива”, сами являются организаторами различных КТД, имеют практику волонтерской работы. (ведут занятия по профилактике вредных привычек и пр.) Главный законодательный орган – “Совет Пилигрима” – 7 человек. В каждом классе 6 служб:
Службы “Пилигрима” |
Содержание деятельности служб |
Формы и методы работы |
Образования | Помощь классным руководителям в
проверке дневников. Помощь в учебе отстающим. Экран успеваемости класса. Подготовка классных часов по учебным вопросам. Информирование класса о проведении предметных недель. |
Диспут, беседа, экран успеваемости, интеллектуальные игры, “недели пятерок”, круглые столы, акции, мероприятия в предметные недели. |
Досуговая | Готовят, сочиняют, организовывают познавательные и развлекательные мероприятия и праздники в классе. | Ролевые игры, развлекательные программы, ток-шоу, театры-экспромты, КВН, концерты, чаепития, КТД, экскурсии, походы и т.д. |
Печати и информации | Выпускают газету или “боевой листок”
класса. Создают рисованные тематические газеты. Работают над заметками, экспресс-новостями класса для школьной газеты “ПЯТАЧОК” и городской детской газеты “Кутерьма”. |
Социологические опросы, анкетирование, интервью. |
Дизайна | Поддерживают порядок и уют в учебном
классе. Организуют дежурство по кабинету согласно графика. Ухаживают за цветами. Следят за сохранностью мебели. Оформляют залы, кабинеты для проведения праздников, встреч и пр. |
Акции “Чистый учебник”, “Зеленый кабинет”, конкурсы на самый уютный кабинет, лучшее оформление к празднику, акция “Подарок школе” ко Дню рождения. |
Социальная | Оказывают реальную помощь и поддержку
нуждающимся одноклассникам. Участвуют в операциях, акциях. |
Операция “Забота”, акции “Мой теплый дом”, “За здоровый образ жизни”, контроль организации обеда в школьной столовой. |
Спортивная | Организовывают спортивные состязания,
эстафеты, выход на природу. Обеспечивают участие классов в школьных и городских соревнованиях. |
Соревнования по футболу, баскетболу,
волейболу. Дни здоровья, Городские спартакиады школьников. Веселые старты, эстафеты. “Мама, папа, я – спортивная семья!”, итоговое торжественное собрание “Путь к Олимпу!” |
Деятельность организации хорошо освещена в городской детской газете “Кутерьма” и школьной газете “Пятачок”.
Структура Демократической республики “Атлантида”:
В 8–11-х классах самоуправление строится по технологии “Демократическая республика”.
- 1 четверть – выборы в Школьную Думу. Организуется избирком, который проводит выборы среди учеников 8–10 классов, избиратели – ученики 5–11-х классов, учителя и родители, а также бывшие выпускники нашей школы.
- 2 четверть – новая Дума обучается по программе “Школа депутата”.
- 3 четверть – занимается законотворчеством и реализацией социальных проектов, подготовкой к городскому фестивалю “Новая цивилизация”.
- 4 четверть – подводит итоги своей работы, проводит отчетную конференцию.
Школьная Дума |
Содержание деятельности |
Председатель Думы | координирует работу Думы, проводит, готовит заседания, представляет интересы на педагогических советах, на уровне города входит в состав Международной Ассамблеи клуба “Новая цивилизация”. |
Секретарь | ведет протоколы заседаний, оформляет всю необходимую документацию. |
Законодательная комиссия | экспертирует законы, положения, дополнения, разрабатываемые Думой. |
Комиссия образования | разрабатывает положения о предметных неделях, интеллектуальных играх, олимпиадах, различных образовательных и профориентационных мероприятий. |
Комиссия культуры | разрабатывает положения о мероприятиях, конкурсах, праздниках, различных досуговые программах, памятки для участников, классных руководителей и пр. |
Комиссия спорта | разрабатывает положения об организации спортивной деятельности параллелей, школы. Учредитель различных спортивных соревнований. |
Комиссия по общественным связям | поддерживает внешкольные связи со СМИ, другими Демократическими Республиками, клубом “Новая цивилизация”, информируют школьный коллектив обо всех мероприятиях, осуществляют и поддерживают обратную связь с классными коллективами. |
Комиссия по социальной политике | разрабатывает положение о социальной политике, о конкурсах, акциях, проводит образовательные программы по социальному проектированию и осуществляет проектную деятельность. |
Органы самоуправления имеют возможность присутствовать на педагогических советах. Данная деятельность регулируется Уставом школы, Договорами о деятельности детских общественных организаций “Фантазия” и “Пилигрим”, Конституцией демократической республики Атлантида.
Ученическое самоуправление активно взаимодействует с педагогическим. Представителей школьной Думы приглашают на заседания педагогического совета по необходимости. (2–3 раза в год). Все заседания Думы открыты, на них может присутствовать любой участник образовательного процесса. Один раз в четверть проходит заседание Совета школы, в который, согласно Уставу, входят по семь учеников, родителей и педагогов, включая представителей администрации. Совет решает важные и текущие вопросы жизнедеятельности, например: режима работы, координирует работу всех органов школьного самоуправления, совместно с директором представляет интересы школы в государственных и общественных органах.
Эффективность системы ученического самоуправления:
Данная система успешно работает на протяжении 3 лет. Большинство классных руководителей поддерживает данную технологию, потому что она позволила нам выстроить эффективную воспитательную систему. Её эффективность мы измеряем такими категориями как “Наши достижения” и “Диагностика”. Наши достижения на уровне города значительно возросли, школа стабильно занимает первые места по всем ключевым позициям:
- в спорте – 3 года 1 место в круглогодичной спартакиаде школьником,
- в социальной сфере – 1 место в городском конкурсе “Наш стиль жизни” (профилактика вредных привычек, наркомании, ВИЧ и СПИДа),
- в творчестве – многочисленные и многократные лауреаты городского фестиваля-конкурса “Мир похож на цветной луг”, специальный приз жюри межрегионального конкурса “Звёздный дождь”.
Диагностика занятости учащихся во внеурочное время – 83%. Анализ активности учащихся и участия во внеклассных мероприятиях также оптимистичен. Последние два года замечаем хорошую тенденцию – заниматься спортом и творчеством у нас престижно! Благодаря высокому профессиональному уровню педагогов, руководителей кружков и клубов и, несомненно, директору школы, который относится с пониманием к формированию хорошей материальной базы.
Организационно-педагогическое и материально-техническое обеспечение функционирования модели:
В помощь педагогам по организации преемственности ученического самоуправления в кабинете воспитания имеется достаточно методической литературы. В течение года заместители директора по воспитательной работе проводят образовательные семинары, в которых используются мультимедийные материалы учебно-методического семинара МООДиМ “Новая цивилизация”. К каждому делу разрабатывается Памятка в помощь классному руководителю.
Для активистов ученического самоуправления работают разновозрастные школы актива:
2–4-е классы – 1 раз в месяц проводятся ролевые игры на развитие лидерских качеств. Их проводят лидеры, воспитанники “Пилигрима”.
5–7-е классы – 2 раза в год “Школа актива” проходит на каникулах в два полных дня. Программа школы насыщена, разнообразна, используются различные формы.
8–11-е классы – 1 четверть “Школа кандидата” программа рассчитана на всю четверть, 5 образовательных программ:
1. Тренинг “Знакомство” (набор игр на знакомство, раскрытие лидерских качеств) участники – кандидаты 18–25 человек.
2. Программа “Я – кандидат” (мультимедийные презентации с подробной информацией о ведении избирательной кампании, о ведении агитационной деятельности, ролевая игра). Участники – кандидаты 18–25 человек.
3. Образовательная программа для кандидатов и доверенных лиц “Технология пресс-конференции”. (40–70 человек.)
4. Игра “Эффективные дебаты” (кандидаты 18–25 человек)
5. Игра “Все на митинг” в ней кандидаты импровизируют на заданные темы.
Для вновь избранных депутатов всю вторую четверть проходит “Школа депутата”.
5 образовательных программ:
1. Презентация работы органов ученического самоуправления (бывший состав Думы знакомит новичков с основной деятельностью Думы, рассказывает о проделанной работе, традициях и т.д.).
2. “Регламент и протокол” программу ведет Копанев А.В. – советник по политическим вопросам, руководитель клуба “Юный политик”. В данной программе изучается регламент работы городской Думы, на его основе принимается свой.
3. “Функционал” – изучается функционал, происходит самоопределение и деление на комиссии, выборы председателя Думы и секретаря.
4. программа “Планирование работы” изучение вариантов планирования, знакомство с планом воспитательной работы школы и составление собственного плана работы.
5. “Аналитическая деятельность” – как анализировать работу Думы, класса, школы, собственную управленческую деятельность.
Все общешкольные дела, придуманные и организованные лидерами самоуправления – это яркие, эмоционально-насыщенные праздники, многие из которых стали традиционными, ожидаемыми и любимыми. Это такие как конкурс юных дарований “Школьная звезда”, участниками которого обычно становятся около 300 участников 1–11 классов; День Рождения школы, Ролевая образовательная игра “День самоуправления”, которую проводят лидеры 4–11 классов. Все общешкольные мероприятия спланированы так, чтобы в них принимали участие все учащиеся, учитывая степень ответственности согласно их возрастным особенностям.
Отношение к предложенной системе участников образовательного процесса:
Отношение определяется с помощью различных методов и диагностик:
- отношение учащихся разных классов: метод наблюдения, интервью, анкетирование;
- отношение педагогов различного профиля: анкета “Удовлетворенность организацией школьного и ученического самоуправления”;
- отношение родителей различных категорий: анкета “Удовлетворенность работой образовательного учреждения”;
- отношение общественности микрорайона, различных государственных и общественных структур: соц.опрос, интервью.