Концепция модернизации Российского образования одним из новых социальных требований, выдвигаемых перед школой, называет воспитание личности глубоко образованной, нравственной, и социально ответственной.
Объективное разделение в процессе обучения огромного многообразия знаний на отдельные учебные дисциплины невольно приводит к тому, что ученик воспринимает целостный мир и целостную культуру дезинтегрировано, а учебные предметы и способы работы – вне связи друг с другом, разрозненно.
Задачей учителя является поиск возможных путей интеграции, поиск общих способов действия, которые в результате приведут к целостному пониманию картины жизни.
Таким особым способом построения образовательного процесса является технология учебной деятельности, в рамках которой идёт формирование компонентов учебной деятельности, в частности контрольно-оценочной деятельности, как одного из способов интеграции учебных дисциплин.
Итак, одна из важнейших задач начального этапа образования – формирование основных механизмов учебной деятельности учеников.
Самое главное при формировании учебной деятельности – перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность и осознанность применения усвоенного общего способа действия.
Основная цель моей работы по программе развивающего обучения О.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – формирование полноценной учебной деятельности у учащихся.
Неотъемлемым звеном каждого акта учебной деятельности является деятельность контроля и оценки, играющая важную роль в организации всей учебной деятельности.
Учебные деятельности контроля и оценки направлены не на преобразование предмета, а на сами предметные действия. П.Я. Гальперин говорит о контроле, что единственным его продуктом является его улучшение другого, продуктивного действия, которое всегда осуществляется вместе с ним. Однако, как и другие учебные действия, действия контроля и оценки – это действия ученика, а не учителя.
Мои усилия как учителя направлены, в первую очередь, не на оценку работы ученика и не на контроль за выполнением его действий, а на организацию его собственных контрольно-оценочных действий.
Под контролем мы подразумеваем прежде всего, контроль за правильностью и полнотой операций, входящих в состав деятельности, контроль по результату.
Оценка также, прежде всего, относится к способу действия. Функция оценки в учебной деятельности заключается в том, чтобы определить, освоил ли ученик заданный способ деятельности, как результат решения данной учебной задачи.
Выявление технологических приемов и условий формирования контрольно-оценочных действий.
При работе над проблемой возник вопрос: “Какие условия необходимы, чтобы ребёнок начал концентрировать результаты своих действий, затем последовательность шагов к цели, и, наконец, научился бы проверять основания самого плана действия”? Изучив литературу по данному вопросу и обобщая свой прежний опыт и опыт коллег, я выделила 4 необходимых условия:
- Предварительное выделение ориентировочной основы, “плана” действий, в котором чётко зафиксированы состав и последовательность операций, обеспечивающих правильное решение задачи.
- Контроль для ученика должен стать особой задачей.
- Тщательная организация процесса контроля, перевод ученика от одного этапа к следующему наводящими вопросами, подсказками, обсуждением дальнейшего хода контроля.
- Создание особой атмосферы в классе (дети не должны стыдится своих ошибок, указать на ошибку товарищу, воспринимать это, как корректную форму помощи другу и самому себе).
При разработке педагогической технологии контроля и оценки учитывался и тот факт, что формирование учебной деятельности проходит несколько стадий, каждая из которых имеет свои особенности. Поэтому построение системы контрольно-оценочной деятельности, как с моей стороны, так и со стороны учащихся, были согласованы с целями и задачами каждой стадии и этапов образования в целом.
Для формирования действий контроля и оценки у учащихся были использованы следующие педагогические приёмы:
- Прием “волшебные линеечки” (изобретение оценочных шкал школьниками).
- Прием “прогностическая оценка” (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи).
- Прием “задания-ловушки” (готовые “ловушки” на рефлексию освоения способа действия).
- Прием “составление заданий с ловушками” (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.).
- Прием “сопоставление своих действий и результата с образцом” (умение вычленять операциональный состав действия).
- Прием “составление задачи, подобной данной” (направлен на вычленение существенного в представленной задаче).
- Прием “составление задачи, подобной данной” (определение того, что ребенок кладет в основание своего понимания “подобная” задача).
- Прием “классификация задач по способу их решения” (выделение общего способа действия).
- Прием “составление задачи по чертежу” (умение переходить от графического языка к словесному описанию).
- Прием “обнаружение причин ошибок и способы их устранение” (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации).
- Прием “создание “помощника” для проверки работы” (умение найти или изготовить себе “помощника”, с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно).
- Прием “составление проверочных заданий” (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий).
- Прием “обоснованный отказ от выполнения задания” (методика “диктант для робота).
- Прием “многоступенчатый выбор” (работа со столом “заданий”).
- Прием “разноцветные поправки”.
- Прием “умные вопросы”.
- Прием “софизмы” (провокация на ложный путь решения задачи).
Виды дидактических материалов.
В основе создания дидактических материалов, направленных на формирование контрольно-оценочного действия у учащихся, лежит разграничение предметного и оценочного действий.
Исходя из личного опыта, я убедилась, что наиболее трудным является формулировка содержательной оценки, которая бы адекватно воспринималась ребенком.
Поэтому умения разделяются на более мелкие операции, которые и подвергаются оценке со стороны ученика.
Итоговая контрольная работа по русскому языкуЗадание 1. Дано слово. В нем 6 звуков. Сколько в нем слогов?
Задание 2. Какие разные согласные звуки в приведенных словах обозначаются на письме одной и той же буквой? Подчеркните их, приведи свой пример.
ЛУГА – ЛЮСТРА, ПАР – ПЯТКА, МУХА – МЕЛ
Задание 3. В тексте спрятаны 5 ошибок. Найди их и исправь.
Маленький ежек прыгал в лесу. Там жыла лиса. Вчяще леса ходили маша и ее мама. Они поймали лесу и отнесли в цырк. Этот страшный звер всем понравился. Все были молодци.
Задание 4. Определи, что называют слова, и обозначь их с помощью схем.
- Вагон –
- Попугай –
- Быстрый –
- Печь –
- Синева –
Задание 5. В каждой группе слов найди “лишнее” и подчеркни его.
- Об олене, о тигре, о белке, о столе
- Морозилка, морозилки, о морозилке, мороз
- Весна, весенний, весело, веснушки
Задание 6. Даны звуко-буквенные схемы слов. Знаками вопроса обозначены согласные звуки. Определи, это мягкие согласные или твердые?
Оценочный лист к итоговой работе по русскому языку
Критерий оценки |
Оценка моя |
Оценка учителя |
Ошибки, трудности |
Умею найти ловушку в задании и отказаться от ее выполнения | |||
Умею делать звуко-буквенный анализ слова | |||
Вижу ли я орфограммы в тексте на изученные правила | |||
Все ли ошибки я смог найти в тексте | |||
Могу определить, что слово называет | |||
Могу разгадать, по какому принципу составлены слова в группы, и найти для каждой группы “лишнее” слово | |||
Могу по гласным буквам определить мягкость или твердость согласной | |||
Вижу в задании ловушку, могу объяснить, в чем она заключается |
Оценка |
Итоговая контрольная работа по математике. 1 класс |
Трудности | ||||||
Учителя | Моя | |||||||
Умение считать в пределах 12 | 1. Найди значение выражений
|
|||||||
Умею выделять целое и части, соотносить данные задачи с чертежом, схемой |
|
|||||||
Умею находить значения выражений, работая с числовой прямой | 3. Найти значения выражений с помощью
числовой прямой
|
|||||||
Умею выделять известное и неизвестное в задаче | 4. Реши задачи с помощью чертежа а. На одной ферме было 5 арабских скакунов, а на другой на 3 больше. Сколько лошадей было на второй ферме? б. У Оли несколько карандашей. Из них 3 простых, остальные цветные. Сколько цветных карандашей у Оли? в. Гимназисты принесли в детский сад 6 книг со сказками и столько же книг о животных. Сколько всего книг гимназисты принесли в детский сад? |
|||||||
Умею строить чертеж, выделять целое и часть | ||||||||
Умею записывать решение по чертежу | ||||||||
Умею записывать ответ к задаче |
- + – очень хорошо
- v – бывают трудности
- — – пока еще сложно выполнить