“Дидактические игры на уроке математики”
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроке математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работе.
Данная работа представляет собой обобщающий урок математики в 3 классе по пройденному материалу.
Игра “Математическое многоборье”
Цели:
- развитие интереса к математике;
- активизация деятельности учителя и учащихся;
- воспитание коллективизма, стремления к творческой деятельности.
Задачи:
- развитие познавательного интереса;
- развитие навыков коллективной работы;
- развитие интереса к решению нестандартных задач и заданий.
Оформление: плакаты с высказываниями великих людей о математике.
Ход урока:
Урок состоит из трех частей:
1 часть – начало. У учащихся формируется психологическая готовность к восприятию – приветствие учителя, представление жюри, объяснение правил игры, приветствие команд.
2 часть – основная. Задания подобраны с учетом пройденного материала. Есть задания и легкие, и повышенной сложности. Это позволит командам получить хотя бы минимальное количество баллов. После каждого этапа объявляется предварительный результат.
3 часть – заключение. Объявление результатов.
Спортивный дух соревнования активизирует возможности детей, что позволит всему мероприятию уложиться в 45 минут.
Учитель: - Добрый день! Я рада приветствовать всех вас на нашем “Математическом многоборье”. В соревнованиях принимают участие две команды – “Знайка” и “Вундеркинд”. Наши соревнования будет судить строгое жюри в составе: …, … .
Ознакомимся с правилами соревнований.
- Командам быть очень внимательными.
- Отвечать на вопросы заданий письменно.
- Ответы на задания приносит капитан команды на стол жюри.
- Та команда, которая первая принесет правильный ответ, зарабатывает дополнительный балл.
Итак, команды готовы? Начинаем.
Прошу команды поприветствовать друг друга и уважаемое жюри.
Приветствие команд было домашним заданием.
Учитель: - Как и у всех спортсменов, у нас тоже будет разминка. (В качестве разминки предлагается задача на сообразительность).
Задание № 1 – Разминка.
“Стоит в поле дуб. На дубе три яблока. Ехал добрый молодец и сорвал одно яблоко. Сколько яблок осталось?”
Ответ: на дубе яблоки не растут.
Задание № 2 – Стрельба из лука.
Поставьте в клеточки такие числа, чтобы суммы по вертикали, горизонтали и диагонали были равными.
28 | 20 | 12 |
22 |
Ответ:
18 | 16 | 26 |
28 | 20 | 12 |
14 | 24 | 22 |
Задание № 3 – Эстафета.
Продолжи числовой ряд ( допишите два числа)
А) 18, 9, 21, 15, ?, ?
Б) 28, 16, 32, 24, ?, ?
Ответ: А) 3, 12
Б) 36, 8
Задание № 4 – Прыжки в высоту.
Расставь знаки и скобки так, чтобы получились верные равенства.
4 4 4 4 = 1 4 4 4 4 = 6
4 4 4 4 = 2 4 4 4 4 = 7
4 4 4 4 = 3 4 4 4 4 = 8
4 4 4 4 = 4 4 4 4 4 = 9
4 4 4 4 = 5 4 4 4 4 = 10
Ответ:
4:4+4-4 = 1 (4+4):4+4 = 6
4:4+4:4 = 2 4+ 4- 4: 4 = 7
(4+4):4+4 = 3 4+4-4+4 = 8
(4-4)·4+4=4 4:4+4+4=9
(4·4+4):4=5 (44-4):4=10
Задание № 4 – Бег на короткие дистанции.
Проверка знания таблицы умножения на 3. Участники называют все числа от 1 до 30, но вместо чисел, делящихся на 3, говорят фразу “Не собьюсь”.
1, 2, не собьюсь, 4, 5, не собьюсь, 7, 8, не собьюсь и т.д.
Задание № 6 – Бег с препятствиями
Решить задачи.
№1. На педсовет собрались 40 строгих учительниц, и все стали по очереди ругать одного печального третьеклассника. Каждая учительница ругала по 12 минут. Сколько часов ругали печального третьеклассника?
Ответ: 8 часов.
№2. 40 бабушек поехали кататься на мотоциклах. Впереди на мотоцикле ехала в одиночестве самая шустрая бабушка, за ней мчались три мотоцикла с колясками, на каждом из которых поместились по три бабушки, а сзади их догоняли остальные мотоциклы. На оставшихся мотоциклах сидело по 2 бабушки. Сколько всего мотоциклов было у бабушек?
Ответ: 19 мотоциклов.
Задание № 7 – Синхронное плавание.
№1. На сколько частей разделится лист бумаги четырьмя прямыми линиями, проходящими через одну точку.
Ответ: 8 частей.
№2. Пирог прямоугольной формы двумя разрезами разделили на 4 части так, что две из них были четырехугольной формы, а две – треугольной.
Задание № 8. – Фехтование ( конкурс капитанов)
Расположить карточки так, чтобы произведение возрастало.
7·8 |
7·4 |
9·6 |
6·6 |
9·8 |
Ч |
У |
А |
Д |
А |
7·6 |
8·3 |
8·6 |
8·7 |
9·6 |
С |
У |
П |
Х |
Е |
Ответ:
После решения и расположения карточек с результатами в порядке возрастания должны получиться два слова “УДАЧА” и “УСПЕХ”.
Задание № 9 – Шахматисты.
Задачи на логическое мышление.
№1. Пять человек водили хоровод, держась за руки. В одном месте хоровод расцепился. Сколько рукопожатий осталось в хороводе?
Ответ: четыре.
№2. Великан жил на втором этаже девятиэтажного дома. Как-то ему захотелось жить повыше. Он перевернул дом и поставил его крышей вниз. На каком этаже оказалась его квартира?
Ответ: на восьмом.