Из опыта работы с одаренными детьми

Разделы: Общепедагогические технологии


Вот уже пятый год я работаю в рамках НОУ с одаренными детьми. На первом этапе моей работы я ставила перед собой задачу – развития познавательного мотива: интереcа к предмету и любознательности. Строя учебный план, я столкнулась с необходимостью согласования его с интересами учащихся, мой учебный план должен включать в себя “картину мира” ученика, связываться с его повседневным жизненным опытом. Существует множество способов узнать интересы школьников, я выбрала наиболее простой: напрямую спросить самих учеников, как они проводят свое свободное время, в какие моменты урока у них возникает повышенный интерес, внимание.

Зная интересы своих учеников, я применяю их в учебном процессе. Например, выяснив, что мои ученики любят исторические романы, я рассказала им, как эти романы основываются на реальных исторических событиях. Преподаватель обязан знать интересы учеников, чтобы дополнять свою учебную программу. Все, что повышает любознательность, может быть включено в мое занятие: новые необычные факты, которые ученики находят самостоятельно. Их собственные взгляды на события, яркие наглядные пособия и изготовление поделок. Вот так я работала с одаренными детьми на первом этапе своей деятельности – руководителя НОУ.

На втором этапе работы со своими учениками, а это учащиеся 7-8 классов, я заметила их способность легко приспособиться к новым требованиям при различных условиях и в различных областях наук. Если талант можно назвать материальной способностью, то умственная одаренность будет тогда формальной способностью. Наблюдая за успехами своих учеников, я познакомилась с трудом Вильяма Штерна “Умственная одаренность”. Этот автор перевернул мое отношение к работе с детьми. В. Штерн утверждает: “Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования. Есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни”. С этим утверждением я вполне согласна, ведь с практической точки зрения весьма важно, чтобы учитель, который привык оценивать своих учеников преимущественно по их внешним успехам, совершенно уяснил для себя, насколько эти успехи обусловлены участием определенной способности, а именно, общей умственной одаренности. Такая задача заставила меня пристальней присмотреться к своим ученикам, проанализировать их индивидуальные особенности. Таким образом, может быть, я приду к более правильной оценке успехов своих учеников и буду в состоянии дать им добрый совет при выборе профессии.

Следующим этапом моей работы был вынос занятий за пределы школьного кабинета, и наши встречи стали носить характер дружественных бесед, с чередующимися творческими встречами, защитой творческих проектов, обменом опытом, поиском и работой с источниками информации.

На наших встречах я создавала проблемные ситуации, которые подтолкнули бы учащихся к изучению объекта, то есть изучение через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, когда процессом управляет учитель. Вместо объяснения как решить проблему, я или творческая группа учеников представляют необходимые материалы, поощряя учащихся делать наблюдения и выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего им приходится использовать интуитивное и аналитическое мышление. На этом этапе я задаю наводящие вопросы, поощряю догадки учащихся, основанные на неполных данных, а затем мы вместе помогаем подтвердить или опровергнуть эти догадки при систематическом анализе проблемы. Так как все мои ученики в конечном итоге пишут рефераты или научно-исследовательские труды, этот этап работы обращен к написанию введения, экспериментирования, обдумывания, применения и проверки. Этот этап работы называется “метод проектов”. В моем случае “Проект” - исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально или группами учащихся в течение заданного времени, и является итогом работы члена НОУ.

Исследовательские работы школьников защищаются на школьных конкурсах, районных и городских, учащиеся достойно выступают со своими проектами, занимая призовые мета.

Хотелось бы с коллегами поделиться плюсами “метода проектов”:

  • Развиваются познавательные интересы;
  • Используются различные формы работы: дискуссия, работа с литературой, сбор эмпирической информации и т.п.;
  • Происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, дети видят результат своего труда;
  • Отсутствует формализм знаний;
  • Устанавливается связь с жизненным опытом;
  • В случае использования групповых проектов развивается умение сотрудничать;

Развивается метапозание и саморегуляция в деятельности умственно одаренных детей.

В ходе работы над проектом я советую учителю:

  • Помочь разработать программу исследования;
  • Помочь в поисках источников информации;
  • Самому стать источником информации;
  • Поощрять и поддерживать энтузиазм;
  • Помогать при появлении трудностей;
  • Поддерживать обратную связь.

Приложение 1.

За пять лет НОУ была осуществлена значительная научно-исследовательская работы по истории, обществознанию, культурологии, психологии и педагогике, краеведению учениками-членами НОУ, что дает нам право гордиться своими учениками и их успехами. Многие из них продолжают свою научную деятельность в ВУЗах нашего города.