Позитивный подход к негативным моделям поведения

Разделы: Общепедагогические технологии


Согласно принципам гуманистического образования, отношения между учителем и учеником определяют качество образования и его содержание. Для обучения создаются оптимальные условия, когда эти отношения организованы и уравновешены. Следовательно, соблюдение порядка во время учебного занятия является одним из главных условий продуктивной работы и достижения цели урока.

Вместе с тем, согласно наблюдениям, по причине плохого поведения теряется до 50% учебного времени. Негативные последствия этого очевидны и для учащихся, и для самого учителя, у которого неудовлетворённость уроком может впоследствии привести к разочарованности в профессии. Поэтому, проблему эффективного управления классом и, в частности, вопрос дисциплины на уроке следует рассматривать как предмет первичной важности.

Дисциплина способствует развитию самоконтроля, учит уважать других и сохранять собственное спокойствие, помогает разумно расходовать эмоции, формирует самооценку и чувство уверенности в себе, и в конечном итоге, умение организовывать других приходит через умение организовать себя.

Большое влияние на процессы взаимодействия "учитель – ученик" имеет то, как учащиеся воспринимают учителя. Учащиеся оценивают учителя по шести аспектам, среди которых умение поддерживать порядок во время занятия стоит на первом месте. Учащиеся считают, что учитель сам устанавливает правила, следит за их выполнением, но при этом допускает, что учащиеся могут принимать и собственные решения. С точки зрения учеников, за дисциплину отвечает только учитель. Обучение дисциплине – это необходимая часть работы учителя, который заинтересован в эффективности и успешности своего труда.

Чтобы успешно управлять классом, уметь выбрать правильный подход к изменению негативной ситуации необходимо понять причины, вызывающие нарушение нормы. Таких причин несколько, и в каждом случае преследуются весьма конкретные цели. Они могут проявляться как в активной, так и в пассивной форме. Например, желание выяснить пределы допустимых норм, которые устанавливает учитель, естественным образом перерастает в попытку диктовать свои условия и управлять учебной ситуацией. В данном случае только от самого учителя зависит, будет ли он управлять классом, или класс будет управлять им, будет ли поведение, разрушающее структуру урока, носить временный или постоянный характер.

Кроме того, в любом коллективе существуют отдельные учащиеся, которые провоцируют нарушение порядка на уроке ввиду одной или нескольких нижеследующих причин.

  1. Жажда внимания со стороны сверстников и учителя. Учителю следует найти время и обстоятельства, придумав для них особое задание, например, 3-5 минутное выступление перед аудиторией, что будет непросто, ответственно и полезно.
  2. Жажда власти, которая является ещё более отчаянной попыткой привлечь к себе внимание. В данном случае преследуется цель подорвать законный авторитет учителя. Учителю не следует принимать вызов и доказывать на словах "кто сильнее". Каждый раз чтобы сгладить навязываемый конфликт важно, сохранив спокойствие, вежливо напомнить о необходимости работать на уроке. Предоставьте им любую возможность проявить свои лидерские качества в многочисленных учебных поручениях, максимально используйте ситуации, когда они вам могут помочь.
  3. Жажду сочувствия испытывают те, кто переживает чувство беспомощности вследствие отсутствия знаний, что угрожает его самооценке, осознаёт свою неуспешность, разуверился в своих силах, поэтому необходимо создать для них ситуацию успеха. Таких учащихся надо чаще хвалить и им надо чаще подсказывать.

Так как во всех вышеперечисленных случаях волнение и сопротивление – это не просто объективная действительность, а следствие того, что задета эмоционально-чувствительная область самооценки учащегося, учителю придётся ограничить свой авторитет силы и власти, чтобы его доминантность не воспринималась как недоступный и угрожающий фактор. Если же учитель не сможет поставить себя в определённые рамки и будет проявлять своё превосходство и давление, то неизбежна острая конфронтация двух диаметрально противоположных позиций. Для создания позитивных взаимоотношений надо постараться уровнять позиции. Учитель в любом случае должен отмечать даже самые незначительные успехи проблемных учеников, подчёркивать их лучшие качества и использовать их способности для блага всех.

Учащиеся с хорошей успеваемостью тоже могут быть нарушителями дисциплины, если им неинтересно на уроке, или задания кажутся слишком лёгкими.

Итак, негативные модели поведения можно изменить, предпринимая эффективные дисциплинарные меры. Учителю будет проще обеспечить оптимальные условия обучения, если он предпримет следующие шаги:

  • Заранее, в начале курса выделите время на то, чтобы вместе с учащимися разработать строгие правила поведения в классе. По необходимости напоминайте об ограничениях – учащиеся могут забыть о них или пытаться проверять учителя.
  • Урок должен быть организован так, чтобы занятость была максимальной, и не оставалось времени для праздности. Традиционные этапы (настройка, повторение, отдых, завершение) не только придают уроку чёткую структуру, но и настраивают на определённый рабочий порядок. В конце урока важно подвести итог, дать ему оценку. Лучше использовать сигнальные слова или рисунки, что не занимает рабочее время урока.
  • Никогда не вступайте в спор и не комментируйте неадекватное поведение – иначе это будет означать, что нарушители порядка своей цели достигли, а цель урока, скорее всего, останется не выполненной. Практикуйте невербальное управление, и у вас будут минимальные потери учебного времени. Переходите на слова лишь в крайних случаях и используйте обращения "я", а не "ты/вы". ("Мне не нравится ваше поведение" вместо "Вы плохо себя ведёте"). Во втором случае акцент смещается на личность, а не на поведение, поэтому первый вариант будет иметь большее воздействие.
  • Поддерживайте доброжелательную атмосферу в классе. Используйте в работе стратегию сотрудничества и соуправления. Многие, кто не может достичь успеха индивидуально, хорошо проявляют себя в групповой работе. Состав групп периодически меняйте. На занятиях, где царят отношения сотрудничества и общей занятости, учащиеся испытывают чувство ответственности за рабочую обстановку.
  • Чаще хвалите и напоминайте о том, что вы ожидаете от своих учеников. Всегда верьте в успех.
  • Учителю необходимо научиться правильно реагировать на эмоции учеников, принимать их, а не отрицать. Заостряйте внимание не на недостатках, а на сильных сторонах личности ученика. Мы можем критиковать поведение, но не личность учащегося.

Такие установки со стороны учителя помогут проблемным ученикам обрести эмоциональную стабильность. Сформированное умение учащихся поставить себя в определённые дисциплинарные рамки подготовит почву для самодисциплины, то есть способности к самоограничению, умению выработать свои правила, необходимые для реализации в работе лучших личностных качеств.