Коррекционное занятие по развитию зрения и зрительного восприятия. Развитие умения выделять элементы из целого и составление целого из частей

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Тема: Развитие умения выделять элементы из целого и составление целого из частей.

Место занятия: второе занятие в теме «Целое и часть от целого».

Цель занятия: создание оптимальных условий для развития умений выделять элементы из целого и составление целого из частей.

Задачи учителя способствовать:

  • развитию зрительного восприятия, зрительно-моторной координации;
  • развитию мелкой моторики рук, координации движений;
  • развитию креативности мышления.

Предполагаемый результат:

  • первоначальное умение составлять целое из отдельных элементов.

Приёмы, обеспечивающие доступность учебной информации:

  • контрастность иллюстративного материала;
  • масштабные модификации;
  • сочетание зрительного и осязательного восприятия;
  • сравнение, уточнение и конкретизация.

Этапы урока

Ход урока

I.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверим готовность к уроку. Все готовы, хорошо. Начнём!
2. Объявление темы урока. На предыдущем занятии мы с вами учились выделять элементы, части на натуральных объектах.
– Обследование натуральных объектов. Вспомним, как мы это делали. (Обращение к опыту учащихся)

Часы – корпус, циферблат, стрелки.

Ручка – корпус, стержень, пружинки.

Заяц – голова, шея, туловище, лапы(4), хвост.

Машина – кабина, кузов, колёса, двигатель.

(Называем только существенные признаки)

– Молодцы.

Сегодня на занятии мы будем учиться выделять элементы из целого и составлять целое из частей.

– А для чего нам это нужно уметь делать?

  • Археологи, следователи по одному элементу могут воссоздать образ, внешний вид целого предмета, которого никогда не видели. Благодаря этому мы знаем, как выглядели древние животные, жившие много лет назад.
  • Реставраторы дают новую жизнь произведениям искусства, восстанавливают поврежденные части.

– Но для того, чтобы научится видеть целое и часть от целого, необходимо быть очень внимательными и организованными.

В процессе выполнения заданий вы будете анализировать, опознавать, описывать, сравнивать изображения, выделяя в них различия и сходства (по алгоритму).

I I. Работа по теме. Мы отправимся в сказочный лес.
1. Групповая дорога.
  • Выложим дорожку, по которой пойдем, постараемся её запомнить, чтобы потом вернуться домой.

(Критерий – параметр – форма)

Дорожку выкладываем вместе из крупной мозаики около доски. (Объёмная мозаика)

– Из чего состоит наша дорожка? (Из частей)

А, соединив эти части, мы получим целую дорожку. Значит дорожка – целое, а фигуры мозаики – её части, элементы.

– Дорога в лес будет нелегкой, что возьмем с собой в дорогу? (Внимательность, дружбу).

– Вспомните, какая музыка звучит, когда провожают поезда, самолеты …

– Конечно, это торжественная, немного грустная музыка называется маршем. ( Музыка – целое, нота – часть)

– Мы с вами отправляемся в путь и, значит, будет звучать марш.

Идем под марш по дорожке, маршируя четко и выполняя все движения за мною (2–3 раза).

Проходим на своё рабочее место.

2. Разминка на внимание. Мы не заметили, как добрались до места. Но, что это? Вывеска.

– Прочитаем, что на ней написано: Вход в лес разрешен только тем, кто умеет наблюдать за звездами.

Игра

«Сигнальные огоньки»

– Нужно показать, что мы умеем наблюдать.

– У каждого из вас 5 кружочков: 2 красных, 2 желтых и 1 синий. Разложите их перед собой в одну ровную линию.

Я демонстрирую полоску (3 сек), вы запоминаете, а потом выкладываете перед собой по памяти.

Рисунок 1.

3. Игра "Собери звезду". – С неба упала одна звездочка и распалась. Соберите её из частей. Составьте целое (звезда – целое, лучик – часть).

– Собрали? Какие молодцы!

Рисунок 2.

4. Физминутка "Дождик". Пойдем дальше. Посмотрите, мы очутились на поляне. Выходите все на неё. Ой, кажется, что-то капает. Вытянули левую руку вверх, откройте ладошку, а правой рукой будем ловить капельки.

Ударяем большим пальцем правой руки по левой ладошке – 1 капелька, добавляем указательный – 2 капельки, средний – 3 капельки, безымянный – 4 капельки, мизинец – 5 капелек, пятью пальцами хлопаем в ладоши. Дождь пошёл. Тихий – медленно и тихо хлопаем. Участился – увеличиваем громкость и темп. Ливень – громко и часто хлопаем.

(Повторяем)

– Попробуем с самого начала поймать эти капельки-дождинки.

– Вот и закончился дождь.

(Дождь – целое; капля, дождинка – часть)

5. Игра "Животное". - Пойдем дольше. Что случилось?! Дождь размыл нашу тропинку. Придётся нам побыть здесь немного.

Садитесь на “пенечки”. Кто же в лесу нас окружает? Посмотрите на картинки, кто на них изображен? Все ли части у животных на месте?

Рисунок 3.

Дорисуй недостающие части.

– Скажите, а какое животное мы не можем встретить в нашем уральском лесу? (Слон – африканское животное, у индийского нет бивней)

– Молодцы!

– А чем питается белочка? (рибами)

6. Сборка грибов. – Соберем гриб для белочки.

– Найдите к каждой части пару и составь из элементов такой же гриб (параметр – форма).

 

Рисунок 4.

Работа по алгоритму. – Как это сделать? (Сравнить, то есть найти различия и сходство)

Работаем по алгоритму.

Алгоритм сравнения объектов.

  1. Определи объекты сравнения.
  2. Рассмотри объекты сравнения.
  3. Определи основные признаки объектов.
  4. Определи параметры сравнения объектов (форма, цвет, размер, использование).
  5. Найди различия и сходства объектов сравнения.

– Сколько лишних частей и под какими номерами?

Карточка. Отдельные элементы пронумерованы. (11 деталей, из них 4 детали лишние)

7. Офтальмологическая гимнастика. Сняли очки. Комплекс упражнений для глаз.
III.

1. Работа с танграмом.

– Ребята, посмотрите, сколько вокруг нас птиц.

– Соберите своих птиц из геометрической мозаики “Танграм” (Назовите часть, целое)

– А где же наши птицы будут жить?

– Давайте построим домики для наших друзей из элементов мозаики. Попробуйте использовать только треугольники.

– Назовите части наших домов.(Крыша, окно, ..)

– Думаю, что нашим новым друзьям очень понравились домики. Они с удовольствием будут в них жить.

2. Развитие памяти (восстановление дорожки по памяти). Дома, наверное, волнуются, беспокоятся, пора возвращаться. Кто же помнит дорогу домой?

Восстанавливаем дорожку из крупной мозаики по памяти. (Параметр – форма, цвет)

Молодцы, встаём на тропинку и идём домой. (Маршируем под музыку)

– Добрались благополучно до дома.

3. Игра "Узнай животное по его части". – А теперь проверим, насколько внимательны вы были в путешествии.

Карточка
(лягушка, утка, бабочка, птица, рыба, слон).

Рисунок 5.

4. Развитие воображения.

"Рисуем картину".

– Молодцы!

– В памяти о нашем путешествии дорисуйте картину, недорисованную художником.

Рисунок 6.

IV. Итог урока. – Молодцы. Свои прекрасные работы оставьте у себя на память о нашем уроке.

– Внимание, умение запоминать, умение делать выводы, анализировать, сравнивать и так далее. У человека совершенствуется и развивается. Психологи утверждают, что в коре головного мозга человека заключено столько мыслительной энергии, сколько энергии содержится в атомном ядре.

Значит, возможности человека, в том числе и мыслительные, творческие – безграничны.

– Чему учились на занятии?

– Что было для вас самым интересным?

– Что вызвало затруднение?

– Какие действия нужно произвести для выделения элемента из целого, или для составления целого из частей?

– Спасибо за работу на уроке. Урок закончен.

ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

(Оценивают свою работу на каждом этапе урока. Пройти по дорожке от этапа к этапу, оценить цветом: красный – всё выполнено верно; жёлтый – сомневаюсь, думаю, что были ошибки; зелёный - затруднялся, часто ошибался.)

Рисунок 7.

Дополнительные задания.

1. Графический диктант

Траектория прыжков белочки.

Рисунок 8.

2. Придумай и нарисуй несуществующее животное, используя элементы.

Несуществующее животное.

Рисунок 9.

3. Раздели целое на части, узнав изображение по контуру. Узнай по контуру.

Рисунок 10.

4. Собери картину. У каждого из вас на столе 9 частей от одной картины.

Рисунок 11.

– Найдите фрагменты изображения и опишите местоположения этого фрагмента.

Например, левый средний.