Тема: Развитие умения выделять элементы из целого и составление целого из частей.
Место занятия: второе занятие в теме «Целое и часть от целого».
Цель занятия: создание оптимальных условий для развития умений выделять элементы из целого и составление целого из частей.
Задачи учителя способствовать:
развитию зрительного восприятия,
зрительно-моторной координации;
Предполагаемый результат:
- первоначальное умение составлять целое из отдельных элементов.
Приёмы, обеспечивающие доступность учебной информации:
- контрастность иллюстративного материала;
- масштабные модификации;
- сочетание зрительного и осязательного восприятия;
- сравнение, уточнение и конкретизация.
Этапы урока |
Ход урока |
I. 1. Организационный момент. |
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверим готовность к уроку. Все готовы, хорошо. Начнём! |
2. Объявление темы урока. | На предыдущем занятии мы с вами учились выделять элементы, части на натуральных объектах. |
– Обследование натуральных объектов. | Вспомним, как мы это делали. (Обращение к
опыту учащихся) Часы – корпус, циферблат, стрелки. Ручка – корпус, стержень, пружинки. Заяц – голова, шея, туловище, лапы(4), хвост. Машина – кабина, кузов, колёса, двигатель. (Называем только существенные признаки) – Молодцы. Сегодня на занятии мы будем учиться выделять элементы из целого и составлять целое из частей. – А для чего нам это нужно уметь делать?
– Но для того, чтобы научится видеть целое и часть от целого, необходимо быть очень внимательными и организованными. В процессе выполнения заданий вы будете анализировать, опознавать, описывать, сравнивать изображения, выделяя в них различия и сходства (по алгоритму). |
I I. Работа по теме. | Мы отправимся в сказочный лес. |
1. Групповая дорога. |
(Критерий – параметр – форма) Дорожку выкладываем вместе из крупной мозаики около доски. (Объёмная мозаика) – Из чего состоит наша дорожка? (Из частей) А, соединив эти части, мы получим целую дорожку. Значит дорожка – целое, а фигуры мозаики – её части, элементы. – Дорога в лес будет нелегкой, что возьмем с собой в дорогу? (Внимательность, дружбу). – Вспомните, какая музыка звучит, когда провожают поезда, самолеты … – Конечно, это торжественная, немного грустная музыка называется маршем. ( Музыка – целое, нота – часть) – Мы с вами отправляемся в путь и, значит, будет звучать марш. Идем под марш по дорожке, маршируя четко и выполняя все движения за мною (2–3 раза). Проходим на своё рабочее место. |
2. Разминка на внимание. | Мы не заметили, как добрались до места.
Но, что это? Вывеска. – Прочитаем, что на ней написано: Вход в лес разрешен только тем, кто умеет наблюдать за звездами. |
Игра «Сигнальные огоньки» |
– Нужно показать, что мы умеем
наблюдать. – У каждого из вас 5 кружочков: 2 красных, 2 желтых и 1 синий. Разложите их перед собой в одну ровную линию. Я демонстрирую полоску (3 сек), вы запоминаете, а потом выкладываете перед собой по памяти. Рисунок 1. |
3. Игра "Собери звезду". | – С неба упала одна звездочка и
распалась. Соберите её из частей. Составьте целое
(звезда – целое, лучик – часть). – Собрали? Какие молодцы! Рисунок 2. |
4. Физминутка "Дождик". | Пойдем дальше. Посмотрите, мы очутились
на поляне. Выходите все на неё. Ой, кажется, что-то
капает. Вытянули левую руку вверх, откройте
ладошку, а правой рукой будем ловить капельки. Ударяем большим пальцем правой руки по левой ладошке – 1 капелька, добавляем указательный – 2 капельки, средний – 3 капельки, безымянный – 4 капельки, мизинец – 5 капелек, пятью пальцами хлопаем в ладоши. Дождь пошёл. Тихий – медленно и тихо хлопаем. Участился – увеличиваем громкость и темп. Ливень – громко и часто хлопаем. (Повторяем) – Попробуем с самого начала поймать эти капельки-дождинки. – Вот и закончился дождь. (Дождь – целое; капля, дождинка – часть) |
5. Игра "Животное". | - Пойдем дольше. Что случилось?! Дождь
размыл нашу тропинку. Придётся нам побыть здесь
немного. Садитесь на “пенечки”. Кто же в лесу нас окружает? Посмотрите на картинки, кто на них изображен? Все ли части у животных на месте? Рисунок 3. Дорисуй недостающие части. – Скажите, а какое животное мы не можем встретить в нашем уральском лесу? (Слон – африканское животное, у индийского нет бивней) – Молодцы! – А чем питается белочка? (рибами) |
6. Сборка грибов. | – Соберем гриб для белочки. – Найдите к каждой части пару и составь из элементов такой же гриб (параметр – форма).
Рисунок 4. |
Работа по алгоритму. | – Как это сделать? (Сравнить, то есть
найти различия и сходство) Работаем по алгоритму. Алгоритм сравнения объектов.
– Сколько лишних частей и под какими номерами? Карточка. Отдельные элементы пронумерованы. (11 деталей, из них 4 детали лишние) |
7. Офтальмологическая гимнастика. | Сняли очки. Комплекс упражнений для глаз. |
III. 1. Работа с танграмом. |
– Ребята, посмотрите, сколько вокруг
нас птиц. – Соберите своих птиц из геометрической мозаики “Танграм” (Назовите часть, целое) – А где же наши птицы будут жить? – Давайте построим домики для наших друзей из элементов мозаики. Попробуйте использовать только треугольники. – Назовите части наших домов.(Крыша, окно, ..) – Думаю, что нашим новым друзьям очень понравились домики. Они с удовольствием будут в них жить. |
2. Развитие памяти (восстановление дорожки по памяти). | Дома, наверное, волнуются, беспокоятся,
пора возвращаться. Кто же помнит дорогу домой? Восстанавливаем дорожку из крупной мозаики по памяти. (Параметр – форма, цвет) Молодцы, встаём на тропинку и идём домой. (Маршируем под музыку) – Добрались благополучно до дома. |
3. Игра "Узнай животное по его части". | – А теперь проверим, насколько
внимательны вы были в путешествии. Карточка
Рисунок 5. |
4. Развитие воображения. "Рисуем картину". |
– Молодцы! – В памяти о нашем путешествии дорисуйте картину, недорисованную художником. Рисунок 6. |
IV. Итог урока. | – Молодцы. Свои прекрасные работы
оставьте у себя на память о нашем уроке. – Внимание, умение запоминать, умение делать выводы, анализировать, сравнивать и так далее. У человека совершенствуется и развивается. Психологи утверждают, что в коре головного мозга человека заключено столько мыслительной энергии, сколько энергии содержится в атомном ядре. Значит, возможности человека, в том числе и мыслительные, творческие – безграничны. – Чему учились на занятии? – Что было для вас самым интересным? – Что вызвало затруднение? – Какие действия нужно произвести для выделения элемента из целого, или для составления целого из частей? – Спасибо за работу на уроке. Урок закончен. |
ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ
(Оценивают свою работу на каждом этапе урока. Пройти по дорожке от этапа к этапу, оценить цветом: красный – всё выполнено верно; жёлтый – сомневаюсь, думаю, что были ошибки; зелёный - затруднялся, часто ошибался.)
Рисунок 7.
Дополнительные задания.
1. Графический диктант |
Траектория прыжков белочки.
Рисунок 8. |
2. Придумай и нарисуй несуществующее животное, используя элементы. |
Несуществующее животное.
Рисунок 9. |
3. Раздели целое на части, узнав изображение по контуру. | Узнай по контуру.
Рисунок 10. |
4. Собери картину. | У каждого из вас на столе 9 частей от
одной картины.
Рисунок 11. – Найдите фрагменты изображения и опишите местоположения этого фрагмента. Например, левый средний. |