Общепедагогические технологии
-
Тематические разноуровневые задания для самостоятельной работы и контроля знаний, умений, навыков учащихся по разделу биологии "Человек и его здоровье" по теме "Кожа" 2005
В основе работы использованы идеи педагогической технологии профессора Караева Ж.А., основанные на принципах гуманизации и демократизации образования, уровневой дифференциации и индивидуализации обучения. Каждый ученик выполняет задания, продвигаясь от простого к сложному, каждый уровень усвоения обеспечивает определенное качество знаний.
-
Проект и презентация "От успешного ученика в школе — к успешной карьере взрослого человека" 2005
Высокий уровень образованности сочетается с низким уровнем функциональной грамотности. Необходимо изменить традиционное обучение, которое сводиться освоению предметных знаний. Российские школьники хорошо выполняют задания на воспроизведение знаний, менее высокий - на применение знаний в различных ситуациях, еще ниже - на интеллектуальные операции методологического характера. Как найти выход из положения? На вопрос пытаются дать ответ группа учителей в своем проекте.
-
Успешная адаптация студентов педагогического профиля как условие профессиональной подготовки 2005
Результативность подготовки специалиста педагогического профиля зависит от ряда факторов. Один из них успешная адаптация первокурсников. В условиях повышения требований к организации образования привычным набором приемом и средств не обойтись. Необходимо конструирование в образовательном учреждении единого образовательного пространства. Предлагаем описание деятельности органа соуправления педагогического колледжа - студенческого совета.
-
Формирование эмпатии у будущего педагога как условие профессиональной подготовки 2005
Современная школа призвана решать задачу формирования человека, способного гармонично вписываться в систему взаимосвязей на социальном, экологическом, экономическом уровнях с акцентом на этическом аспекте. Ведется поиск путей более эффективной подготовки специалистов педагогического профиля в области этической культуры, в частности, развития эмпатичных способностей студентов и формирования у них понимания значимости работы по расширению этического опыта младших школьников. Предлагаем некоторые подходы к решению этих задач.
-
Из опыта работы с одаренными детьми 2005
В статье приводятся формы и методы работы с одаренными детьми в рамках научного общества учащихся. Подробно рассматривается метод составления научно-исследовательских проектов, приводятся этапы работы с указанием роли учителя и действий учеников. Автор выделяет преимущества данного метода работы и дает советы учителю по ее организации.
-
Преемственность в системе ученического самоуправления как фактор развития лидерских качеств ребенка 2005
Выстраивая систему ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении важно учитывать возрастные особенности и потребности детей, а так же преемственность в развитии лидерских качеств учащихся. Представленная статья показывает структуру ученического самоуправления со 2-го по 11-й класс. Раскрывает основное содержание работы служб ученического самоуправления, формы и методы работы с учащимися по раскрытию лидерских качеств.
-
Сценарий бала лицеистов 2005
Как в условиях общеобразовательного учреждения превратить сказочную мечту попасть на настоящий классический бал в реальность? Немного фантазии, подготовка и разучивание классических танцев всем классом, подбор костюмов, аксессуаров, соответствующее оформление зала и конечно классическая музыка! А так же огромное желание организаторов и участников бала сделать красивый необычный праздник!
-
Урок алгебры в 8-м классе. Тема: "Формулы корней квадратных уравнений" 2005
Изучение алгебры в 8 классе по УМК А.Г. Мордковича в режиме личностно ориентированного обучения позволяет предоставить каждому учащемуся возможность освоения предмета в наиболее приемлемом варианте на доступном уровне сложности. На примере темы "Формулы корней квадратных уравнений" предлагаю модель изучения с использованием различных, в том числе нестандартных, вариантов и способов решения квадратных уравнений.
-
Урок-детектив: "Кем убит и отчего…"(По стихотворению А.С. Пушкина "Ворон к ворону летит"), 5-й класс 2005
Урок поможет развить память, внимание, формирует умение правильно оценивать речевую ситуацию и участвовать в ней. Урок по форме напоминает игру, она поможет снять эмоциональные перегрузки у учеников, создаст благоприятную атмосферу для самостоятельной исследовательской работы. Коммуникативное лидерство учителя на уроке снижено за счет самостоятельной работы учащихся и их повышенного интереса к "расследованию преступления".
-
Дидактические игры на уроках математики 2005
"Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву - это одна из форм труднейших и важнейших задач дидактики" (К.Д.Ушинский)
-
Использование информационных технологий при изучении школьных предметов и во внеклассной работе 2005
В основе информационной культуры учителя лежит информационно-компьютерная грамотность, под которой понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации. Надеюсь, эта статья поможет учителям использовать компьютерные технологии в своей работе.
-
Личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе 2005
Сегодня личностно ориентированный подход приходит в каждую российскую школу и процесс этот становится все более неизбежным. Педагоги и психологи, работающие, как в крупных городах, так и в сельской местности, понимают всю важность, его внедрения в педагогическую деятельность и настойчиво осваивают теоретические основы и технологию личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс. Автор показывает, каким должен быть личностно ориентированный подход в процессе развития личности ребенка, в период его обучения в школе.
-
Индивидуально-возрастные и психологические особенности младших подростков 2005
Статья посвящена индивидуально-возрастным и психологическим особенностям младших подростков. Изучение этих особенностей, позволяет нам предвидеть многое в их поведении, благодаря чему возможно осуществление выбора эффективных мер воздействия на их поступки. Кроме того, педагоги смогут перестроить и скорректировать свою работу с детьми, в случае снижения интереса к учебе и слабой успеваемости. Знание этих особенностей помогает взрослому человеку понять своего ребенка, понять его нужды и интересы, лучше узнать его "внутренний мир", с тем, чтобы в будущем не сталкиваться с определенным кругом проблем.
-
Приемы развития мыслительной деятельности учащихся 5–7-х классов на уроках истории 2005
Статья посвящена приемам развития мыслительной деятельности учащихся младших классов на уроках истории. С помощью этих приемов, можно не только развивать мыслительные операции, но и улучшать качество исторических знаний школьников, создавать мотивацию в процессе обучения истории, вызывать интерес к истории не только как к учебному предмету, но и как к отрасли человеческого знания, то есть заложить основу исторического мышления. Использование этих приемов в практике обучения истории, позволяет вести работу с учащимися, направленную на формирование у них обобщенных мыслительных приемов познавательной деятельности, что достаточно важно для любого вида человеческой деятельности.
-
Урок русского языка во 2 классе (1—4). Тема: "Уточнение знаний о разделительном мягком знаке. Правописание слов с разделительным мягким знаком" 2005
Вниманию коллег я хочу предложить конспект урока русского языка во 2-м классе по программе "Школа XXI века" под руководством Н.Ф. Виноградовой. Урок выстроен в чётком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Все этапы связаны друг с другом, подчинены строгой логике изучаемой темы. Использование активных методов становиться элементом положительной мотивации ученика.
-
Формирование контрольно-оценочных действий в рамках учебной деятельности как одного из способов интеграции 2005
Задачей учителя является поиск возможных путей интеграции, поиск общих способов действия, которые в результате приведут к целостному пониманию картины жизни. Таким особым способом построения образовательного процесса является технология, в рамках которой идёт формирование компонентов учебной деятельности, в частности контрольно-оценочной деятельности, как одного из способов интеграции учебных дисциплин.
-
Позитивный подход к негативным моделям поведения 2005
Для того, чтобы правильно реагировать на возможные нарушения учебной дисциплины, учителю необходимо начать с самого себя и установить ограничения на свою власть. Тогда предпринятые дисциплинарные меры будут особенно эффективны и помогут изменить негативные модели поведения учащихся.
-
Коррекционное занятие по развитию зрения и зрительного восприятия. Развитие умения выделять элементы из целого и составление целого из частей 2005
Проблема ухудшения зрения и зрительного восприятия детей относится к одной из наиболее актуальных проблем обучения. Она всё более беспокоит учителей, родителей. Данный материал представляет собой разработку занятия, направленного на охрану и развитие зрения и зрительного восприятия, оптимальным периодом для развития которых является младший школьный возраст.
-
Урок-путешествие "Русь моя, краса моя", 6 класс 2005
Урок-путешествие относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет создать атмосферу сопричастности к историческому прошлому. Включение в сценарий урока героев "прошлого времени" наполняет эпоху живыми красками и чувствами. Такие уроки развивают интерес к предмету, формируют личностное отношение к историческим событиям.
-
Использование Т-тренинга на уроках по теме: "Тропинка к своему "Я"через межличностные отношения" 2005
Применение Т-тренинга позволит учителю построить урок психологии в соответствии с гуманистической практикой и личностно-ориентированными технологиями. Каждый участник тренинга - ученик оказывается не просто пассивным слушателем, но и активным соавтором, что и послужит фундаментом успешной педагогической деятельности.
-
Разработка урока по учебной дисциплине "Педагогика "по теме: "Цели и задачи воспитания подрастающего поколения" 2005
Вопрос о цели и задачах воспитания является основополагающим в педагогике и требует личностного осмысления и осознания каждым педагогом. Поэтому изучение данной темы в педагогическом колледже предлагается организовывать в виде урока-исследования, помогающего студентам определить смысл и значение цели воспитания через коллективную мыследеятельность.
-
Программа развертывания педагогической мастерской в рамках экспериментальной площадки "Формирование готовности будущего периода к реализации системного подхода к человеку в профессиональной деятельности" 2005
Основная идея предлагаемого проекта заключается в организации коллективной мыследеятельности по созданию такой формы обучения, которая бы способствовала формированию готовности будущего учителя к реализации системного подхода к человеку. Студенты и педагоги - единомышленники и союзники, понимающие, что самосовершенствование - это фактор успешности в профессиональной и личной жизни.
-
Природные святыни России. Программа для обучения детей 8–10 лет 2005
Программа учебного курса "Природные святыни России" предназначена для дополнительного образования детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательных школ и дополнительного образования.
-
Групповая форма работы на уроке естествознания: "Растительный и животный мир пресных водоемов" 2005
Деятельность учителя на уроке состоит в отборе и применении форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Групповая форма работы позволяет улучшить успеваемость учебного процесса, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе. Эта форма работы стимулирует такие важные способы взаимодействия, как групповая дискуссия, сотрудничество, взаимопонимание.
-
Эффективность обучения и взаимодействие "учитель – ученик" в системе дополнительного образования 2005
Автор, анализируя проблемы эффективности обучения в системе ДО на основе своей программы и опыта работы образцовой студии декоративно-прикладного искусства "Творчество" Карагандинского Дворца Детей и Юношества, выстраивает модель взаимодействия "учитель-ученик", позволяющую получать максимальный результат в сфере образования и личностного развития ребенка и педагога, сохраняя при этом перспективы для дальнейшего конструктивного общения.
-
"Понимание" механизма методического сопровождения педагогической деятельности в условиях дополнительного образования 2005
За последние годы в соответствии с требованиями времени методическая служба в организациях дополнительного образования претерпевает существенные изменения: обновились ее задачи, функции, формы организации деятельности. Начался поиск приемлемой модели методического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Авторы повествуют об осуществлении на практике экспериментального проекта "Создание модели методического сопровождения образовательного процесса" на базе Карагандинского Дворца детей и юношества (Республика Казахстан).
-
Программа факультатива "Развитие интеллектуальных способностей" 2005
Тестирование показало, что у учащихся начального звена школы в недостаточной мере сформированы логические операции мышления, только треть ребят имеют среднюю и высокую работоспособность, произвольное внимание. Следовательно, учащиеся в недостоточной мере готовы к обучению в среднем звене, у них возникают трудности при изучении ряда предметов, особенно при изучении математики. Для преодоления этих трудностей мной создан факультативный курс для 5-го класса "Развитие интеллектуальных способностей".
-
Реализация учебной темы: "Соединения химических элементов" в рамках модульной технологии 2005
Овладение умением работать самостоятельно позволит учащимся развивать свои способности, глубоко и прочно усваивать знания, успешно использовать огромный поток информации. Модульная технология обучения позволяет достигнуть указанной цели. Введение модульного обучения химии возможно уже в 8-м классе, после овладения учащимися первоначальными понятиями.
-
Внедрение новейшей педагогической технологии в сельской малокомплектной школе 2005
Новейшая педагогическая технология КСО (ДЕМСОС) является самой приемлемой и эффективной организацией учебного процесса для сельской школы, где открываются объективные возможности каждому ученику обучаться по способностям.
-
Активные методы обучения в преподавании графических дисциплин в профильных классах общеобразовательных школ 2005
Достижение цели расширения возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием возможно при выполнении ряда условий, в том числе, при условии введения в образовательный процесс элективных курсов и применения активных методов обучения. Опыт работы по методу учебных проектов может быть использован учителями ИЗО и технологии на занятиях элективных курсов по графическим дисциплинам в профильных классах.