Развитие творческой активности студентов педагогического колледжа № 7 "Маросейка"

Разделы: Общепедагогические технологии


Сегодня всё большее значение придается воспитанию специалистов высокого профессионального уровня. Становление молодого поколения, его адаптация к новым сложившимся условиям требует от него повышенной творческой активности.

Анализ психолого-педагогической, методической литературы, а также опыт работы позволили нам выделить те виды и формы деятельности, которые обеспечивают формирование творческой активности у студентов педагогического колледжа. Одним из таких видов является учебно-познавательная деятельность с элементами театра.

Специфика педагогической деятельности, педагогического искусства по своей природе близка к театральной деятельности, театральному искусству. Каждый день учитель выходит на свою “маленькую сцену”, играет свой спектакль – урок. И каждый спектакль-урок неповторим. Сценарист, режиссер, актер, декоратор и театральный критик – все это воплощает в себе истинный учитель. Поэтому так важно, чтобы у будущего воспитателя, учителя, руководителя дополнительного образования – сегодняшнего студента происходило развитие творческих качеств, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности.

Нами были разработаны и экспериментально апробированы педагогические условия использования учебно-познавательной деятельности студентов с элементами театра в аудиторной и внеаудиторной работе по дисциплинам “Методика математического развития детей дошкольного возраста” (Дошкольное образование) и “Педагогика” (Музыкальное образование).

Кажется, что общего может быть между обучением дошкольников математике и игровой деятельностью?! Оказывается, что при применении определенной педагогической технологии студенты, будущие воспитатели могут самостоятельно разрабатывать и проводить театрализованные занятия по математике для детей дошкольного возраста. А будущие учителя музыки осуществлять сценические постановки.

В качестве иллюстрации мы предлагаем вам сценарий занятия по математике для детей 5-го года жизни “Математический театр-экспромт” и сценическую постановку “Жизнь литературных героев А.С. Пушкина без его создателя”.

"Математический театр экспромт"

Основные задачи занятия.

I. Закреплять умение детей считать количественным и порядковым счётом.

2.Закреплять умение детей раскладывать предметы в порядке убывания. .

3. Упражнять детей выступать от имени другого лица.

4. Развивать смекалку и сообразительность.

5 Закреплять умение детей считать звуки на слух и воспроизводить такое же количество.

6. Упражнять детей в различении частей суток.

7. Закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Вид занятия: по подгруппам.

Место проведения: музыкальный зал или групповая комната.

Оборудование: геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, цилиндр, 5 кубиков разной величины, корзина.

Ход занятия:

Перед занятием воспитатель предлагает детям выбрать себе роль. 2 человека - волны, 2 человека - деревья, I человек - Буратино, 2 человека - золотые рыбки, I человек - акула, I человек - чайка, I человек - торговец, 2 человека - шутники.

Воспитатель: "Ребята, сегодня мы с вами будем ставить спектакль. К нам в гости пришёл Буратино, но он почему-то очень грустный. Давайте посмотрим, что же будет дальше.

Море волнуется, волны накатывают "вперёд", "назад". Деревья качаются на ветру то "вправо", то "влево". Буратино подходит к камню с правой стороны и садится на него. Он углубился в мысли и ничего не замечает вокруг, задумался, потому что никак не может разгадать загадку, которую ему вчера загадала Мальвина.

В море резвятся золотые рыбки, они бегут сначала к квадрату, потом к прямоугольнику, потом к кругу. Буратино не замечает играющих рыбок, не замечает, как к нему подплывает акула. Она подплывает к нему то с правой, то с левой стороны. Акула, разинув хищную пасть, собирается съесть Буратино. Весёлые рыбки прогоняют ее в море. Волны по-прежнему набегают вперёд, назад, быстро, медленно. Деревья качаются вправо, влево. Прилетает чайка, она сначала летит вперёд, потом назад, облетает Буратино вокруг и садится ему на голову. Буратино не замечает её. Появляется торговец и тащит в правой руке тяжёлую корзину. Увидев чайку, торговец кричит ей пять раз "Улетай". Чайка прокрикивает ему в ответ столько же раз и улетает. Торговец хочет искупаться, раздевается, оставляет корзину рядом с Буратино и просит посмотреть за вещами, пока он будет плавать. Буратино ничего не замечает вокруг, торговец плавает и собирает геометрические фигуры: круг, прямоугольник, квадрат, цилиндр. В это время появляются два шутника, они крадутся сначала по короткой дорожке. Забирают корзину и потихоньку уходят по длинной дорожке. Торговец, заметив шутников, начинает волноваться, плывёт к берегу и выкрикивает части суток. Буратино слышит торговца и бросается к нему на помощь. Торговец от него отбивается и мечется по берегу то в правую, то в левую сторону. Он умоляет Буратино дать ему одежду, Буратино не может дать ему одежду, иначе он не сможет отгадать загадку. Торговец прыгает по кругу и не знает, что ему делать. В это время приплывают рыбки. Торговец хлопает в ладоши 5 раз, рыбки хлопают ему в ответ столько же раз. Прилетает чайка и вскрикивает: "Вчера было, сегодня нет, завтра найдёшь". Буратино ничего не замечает, торговец раздевает Буратино и бежит за шутниками. А они в это время раскладывают цветные кубики из корзины торговца от самого большого до самого маленького. Буратино обращается к детям и просит помочь ему разгадать загадку.

Три цыплёнка стоят.
На скорлупки глядят
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитав поверней,
Отвечай поскорей.
Сколько будет цыплят
У наседки моей?

Дети отгадывают загадку, Буратино благодарит их за помощь и дарит им сувениры.

Сценарий спектакля ''Жизнь литературных героев А.С. Пушкина без его создателя ''

Содержание сценической постановки

Действующие лица:

- Режиссер

- Помощник режиссера

- Ведущий

- Чтецы

- Историк

- Комсомолка

- Гости в студии

I действие

На сцене стоят стулья для гостей, столик, два кресла, фонарь на столбе, обозначающем "версту". 2 микрофона по краям сцены, висит портрет Натальи Ланской.

На сцене появляется 1-ый чтец.

1-ый чтец: Творчество А.С.Пушкина всегда имело сильное воздействие на умы людей. Пушкинскими текстами не только восхищались, их

обсуждали и дописывали. Путь героев, открытых великим гением А.Пушкина, оказывался самым неожиданным, а подчас даже загадочным,

На сцену выходит Режиссер.

Режиссер: Так (осматривается). Вроде все готово. Проверим. Свет готов? (Готов). Музыка? (Звучит несколько музыкальных аккордов). Звук? (Да).

Появляется Помощник режиссера. Быстро проходит по сцене с папкой. Останавливается, как бы на бегу.

Режиссер: Гости приехали?

Помощник режиссер: Одна здесь. Старая, престарая, а держится молодцом.

Режиссер: Историк прибыл?

Помощник режиссера: Да, Весь из себя. С папочкой.

Режиссер: Ведущий?

Помощник режиссера: Гримируется.

Режиссер: Запускай зрителей.

Студенты, играющие роли гостей и зрителей, быстро входят, занимают свои места на сцене.

Режиссер: Начали!

Звучит музыка.

Зрители аплодируют. Выходит Ведущий. Раскланивается.

Ведущий: Тема нашего разговора "Жизни литературных персонажей А.С.Пушкина без его создателя". Встречаем первую гостью.

Звучит мелодия песни ''Тренируйся, бабка, тренируйся, любка".

Зрители аплодируют.

На сцену из зала поднимается старая женщина с клюкой.

Ведущий помогает. Усаживает в кресло.

Ведущий: Представьтесь, пожалуйста.

Старушка: Я - Татьяна Ларина. Ведущий: Сколько Вам лет?

Старушка: Более полувека.

Ведущий: Расскажите о себе и о Евгении Онегине.

Старушка: После нашего прощания Онегин уехал в Париж, ударился в кутежи, затем вернулся в Россию, заболел горячкой и умер. В последний путь провожала его я одна.

Зритель: А чем занимаетесь Вы сейчас?

Старушка: Сейчас хожу молиться на кладбище.

Ведущий: Куда ходите?

Старушка: Молиться на кладбище.

Старуха дряхлая с клюкою,
Треся седою головою
Туда является порой
Согбенная, худа, бледна.
Совсем отжившая для света
Там долго молится она.

Зритель: Кто же создал Вас, такую?

Старушка: Писатель Разоренов 1890 г. Посвятил мне только 94 строчки.

Зритель: А я помню, какой Вы были замечательной. А Ваше объяснение в любви Онегину меня просто потрясло: (читает)

Была нескромной я дотоле.
Могла со всеми флиртовать.
Но ныне - Нет! Теперь я Ваша.
Мне тысяч десять даст папаша.

Старушка (в испуге): Нет, нет, это не я.

Ведущий обращается к Историку: Дайте нам историческую справку.

Историк: Действительно, в нашей литературе образовалось целое семейство Онегиных. В нем - родственники, предки и даже потомки Евгения. Не менее разнообразны и образы Татьяны. Образ нашей гостьи действительно был создан в 1890 г. Разореновым, поэтом-самоучкой, вышедшем из крестьянских низов. А его стихи "не брани меня, родная" стали любимой народной песней. А данное признание в любви произнесла Татьяна 1912 года.

Гость: Создатель такой Татьяны – Яновский. Онегин наизнанку и Татьяна навыворот - такими воспринимались потерянные герои "позорного десятилетия". Представьте Татьяну, которая еще в гимназии наряжается. Грубит учителям, гримасничает, дразнит класс. Она алчна и развратна, выходит замуж из корысти. Знаменитые строки о верности вывернуты в этом романе наизнанку.

Хоть я другому отдана,
Но буду все ж и Вам верна.

Ведущий: Да, меняются времена, меняется и нравы. Попрощаемся с нашей гостьей.

Звучит мелодия "Тренируйся, бабка, тренируйся, любка"',

Старушка уходит со сцены.

Историк: А Вы знаете, даже судьба смертных героев была переиначена, дописана, переделана. Золотую рыбку, например, ждали совсем иные, чем у автора моря и океаны. В 1920 г. драматургом Соколовым была поставлена феерия "Дочь Морского царя, золотая рыбка". Вместе с золотой рыбкой там танцуют ее подруги – корюшка и стерлядь.

Звучит музыка. Исполняется танец Золотой рыбки. Затем артисты, исполняющие роли "Золотой рыбки", "Стерляди" и "Корюшки" танцуют "Чарльстон".

II действие

Ведущий: Встречаем нашу следующую гостью. Звучит музыка И.Дунаевского "Марш энтузиастов", сл. А.Д?актиля. Студенты, играющие зрителей, в этот момент размахивают флажками. Через зал на сцену проходит Комсомолка 30-ых годов.

Комсомолка: Я - Татьяна Ларина.

Гость: Как, еще одна?

Комсомолка: Я - единственная и неповторимая. Была заведующей на почте. В совхозе, где служил Онегин, был создан агроуголок. А Онегин его расхитил, разграбил, растащил. Дуэли не было. Ленский - счетовод, написал анонимное письмо.

Ведущий: А откуда Вы знаете?

Комсомолка: Вот письмо (показывает письмо). По почерку узнала.

В результате: Онегин - в тюрьме, Ленский с Ольгой в Загсе. А я – одна.

Ведущий (обращаясь к историку): Проясните нам, пожалуйста, ситуацию.

Историк: А что пояснять. Здесь все понятно. Этот образ был создан в советское время, в 30-ые годы, в фельетоне ''Товарищ Евгений Онегин"

И сюжет отражает дух того времени.

Комсомолка: Да, да. Правильно. Ну, мне пора. Еще столько дел на почте.

Звучит музыка. Комсомолка уходит через весь зал под музыку "Марш энтузиастов".

Гость, читающий газету: Нет. Это - безобразие так относиться к творчеству поэта, его героям, его жизни. Вот в газете "Московский комсомолец" от 1 декабря 1998 года написано, (зачитывает возмущенным голосом), В театре "Геликон" принялись за Пушкина. В маленькой трагедии "Моцарт и Сальери", режиссер Олег Ильин постарался перевернуть Пушкина с ног на уши. Слуга, Юрий Устюгов, он же слепой скрипач, он же человек от театра, почему-то похожий на Муми Тролля - главное действующее лицо этой, ну, очень маленькой трагедии. Он инфантилен, многозначителен и (как все в этой постановке) поверхностен.

Историк: Однако никогда не поблекнет истина Александра Пушкина, его гений.

III действие

К двум микрофонам, стоящим по разным краям сцены подходят чтецы.

1-ый чтец: В тебя, в меня, и в каждый дом

Он входит поздно или рано.
Сперва, как праздник, а потом - незаживающую раной.
Все может разум превозмочь,
Но даль веков - она безбрежна.
Но раны той не залечить.
Она, как память, безнадежна (Т. Кузовлева)

2-ой чтец: А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасен.
Все было очень просто:
У Троицкого моста
Он встретил Натали.
Их экипажи встали.
Она была в вуали,
В серебряной пыли.
Он вышел поклониться,
Сказать - пускай не ждут.
Могло все измениться
В те несколько минут.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасен. (А.Деменьтьев)

На сцене гасится свет. Высвечивается портрет Ланской. На передней план сцены ставится столик, на нем бордовая бархатная скатерть. На столе - цилиндр с белыми перчатками. К столу прислоняют трость. Возникает, как бы, диалог между Натали и А.С.Пушкиным.

3-ий чтец: Я не хочу Вас оскорбить письмом

Я глуп (зачеркнуто) ... Я так неловок (зачеркнуто).
Я оскудел умом. Не молод я (зачеркнуто)…
Я молод.
Но Ваш отъезд к печальному концу
Судьбы приравнивало. Сердцу тесно (зачеркнуто)...
Кокетство Вам к лицу (зачеркнуто)
Вам не к лицу кокетство.
Когда я вижу Вас, я всякий раз смешон,
Подавлен, неумен, но верьте.
Тому! что я (зачеркнуто)… что Вас
О, как я Вас (зачеркнуто навеки). (Б. Ахмадулина)

4-ый чтец: Я так люблю сейчас.

Не тайно, на показ.
Не "после" и не "до"
В лучах любви сгорая.
Навзрыд или смеясь,
Но я люблю "сейчас".
А в "прошлом" не хочу,
А в "будущем" не знаю. (В. Высоцкий)

Звучит романс М. Блантера, "Целую ночь соловей нам насвистывал..."

IV действие

На сцене приглушенный свет, более ярко высвечивается столик с цилиндром и белыми перчатками. Звучит музыкальная джазовая обработка.

Ведущий: На сцену приглашается Феофилакт Косичкин.

Вновь звучит музыка. Сцена остается пустой. Мелодия обрывается.

Ведущий: На сцену приглашается Феофилакт Косичкин.

Зазвучавшая вновь музыка смолкает.

Историк: Это - псевдоним Александра Сергеевича Пушкина.

"Талант неволен", - говорил он, - но его подражание должно открывать новые миры, стремясь по следам гения.

Сам же он великолепно умел это делать. Давайте же и мы всегда будем относиться бережно к творчеству поэта.

1-ый чтец: Ведь Пушкин умеет

Веселой свободой дарить,
Смеяться над тем,
Что сегодня нам кажется тусклым.
И через столетия
С каждым из нас говорить
На нашем великом,
На Пушкинском нашем
На Русском. (Т. Кузовлева)

Звучит музыка "Пассакалия " Г.Ф.Генделя.

Участники постановки под музыку уходят со сцены.