Формирование мастерства учителя через работу методического объединения

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Профессия - учитель начальных классов обязательна и постоянна, как мир. Она никогда не сможет отмереть, хотя бы по той причине, что в обществе, пока оно существует, никогда не будет исчерпана высокая цель – формирование человека. Урок для ребёнка это время, когда он познаёт мир, делает новые открытия, ищет варианты решений.

В Концепции, разработанной МО РФ в связи с новым этапом развития общеобразовательной школы, сформулированы цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: воспитание нравственного человека, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение индивидуальности. Сформулированы и основные принципы сохранения непрерывного образования.

На этой основе в школах района идут перемены: обновление содержания образования, переход на вариативное обучение. Задача каждого учителя – сделать жизнь наших детей радостной и счастливой. В этих условиях школе нужен творчески работающий учитель, способный работать самостоятельно, эффективно, используя новые технологии. Обновление начального образования остро поставило задачу подготовки современного учителя, способного работать в новых условиях.

Воплощая в жизнь школы современные требования к образованию, перед нами, методистами НМЦ, встал вопрос, как организовать работу с учителями района, как помочь учителю выйти на более высокий уровень обучения, воспитания и развития младших школьников, учитывая уровень профессионального мастерства. Это необходимо для того, чтобы планировать методическую работу, учитывая личностно-ориентированный подход.

Наш Кировский район большой – 50 общеобразовательных учреждений. В них работает более 400 учителей начальных классов и воспитателей ГПД.

Методическая работа в наших школах проводится через работу методического объединения. Функции его многообразны. Для удовлетворительных результатов работы деятельность МО должна носить целевой характер. В работе методического объединения должна быть системность, связь с наукой. Необходимо создание благоприятной, дружественной среды в коллективе учителей. Одному руководителю невозможно справиться с поставленными задачами, поэтому НМЦ стремится разнообразить работу ШМО. Для оказания методический помощи мы создали постоянно действующий семинар для председателей МО.

Стало традицией, что в конце каждого проведённого семинара участники заполняют анкеты обратной связи. Анализируя анкеты, мы видим, как прошёл семинар и результаты его работы.

На последнем совещании в конце учебного года проводим анкетирование, где председатели МО высказывают своё мнение о работе в данном учебном году и пожелания на следующий учебный год.

27.05.05

Уважаемые коллеги!

Научно-методический Центр
просит Вас высказать свои пожелания к плану на следующий учебный год.

Какие темы семинаров для Вас были бы интересны?

________________________________________________________________________

2. Какие вопросы хотели бы рассмотреть через работу кабинета начальных классов НМЦ?___________________________________________________________________

3. Какой опыт работы своей школы Вы можете предложить для изучения в районе? _________________________________________________________________________

Школа №________________

Все эти анкеты мы изучаем и на их основе составляем план на следующий учебный год, учитывая опыт работы школ. В этом активное участие принимают завучи образовательных учреждений. С планом работы знакомим председателей ШМО в сентябре месяце. Но любой самый хорошо составленный план надо продуманно и умело воплотить в жизнь.

Хотим поделиться опытом работы с председателями ШМО, накопленным в нашем районе. Такие вопросы, как “Знакомство с альтернативными программами”, “Роль МО школы в формировании прочных навыков грамотного письма”, “Проблемы современного урока в начальной школе” и др. проводятся со всем коллективом председателей ШМО. А вопросы обобщения и распространения ППО лучше идут через работу малых групп, так как учителя чувствуют себя более комфортно, могут свободно высказать свои сомнения, выяснить интересующие вопросы, получить консультацию коллег, использовать увиденный опыт.

Для такой работы мы объединили школы в 4 территориальных округа. В каждый округ вошло по 10 - 15 школ. Темы берём разнообразные, но работу строим так, чтобы учителя не только повышали свой профессиональный уровень, но и делились, обменивались приобретенным опытом с коллегами. Для этого мы используем различные формы работы: семинары-практикумы, авторские встречи, научно-методические конференции, проблемные и творческие группы, “мастер - классы”, круглые столы, деловые игры. Так мы работаем на протяжении нескольких лет.

Удачно была рассмотрена проблема Формирование активного читателя и слушателя на уроках внеклассного чтения” через работу семинара - практикума.

Проблема заинтересованности детей чтением сейчас стоит довольно остро. Как сделать так, чтобы ребенок читал не только в рамках школьной программы, но и любил книгу, знал глубже лучших писателей и поэтов, чтобы книга стала его настоящим другом?

Во всех 4 округах были определены опорные школы (378, 585, 264, 381), учителя которых подготовили и провели открытые уроки.

ОУ Класс Тема урока Учитель

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОКРУГА № 25, 27

585 “Мир просит: “Познай меня заново!” Рассохина Т.Ю., высш. кв. кат.
  “Сказы Бажова” Будкина А.Ю., высш. кв. кат.
  Выступление Из опыта работы ШМО Карцева Н.А.,

председатель ШМО

551 Выступление Из опыта работы ШМО Филиппова Т.П.,

председатель ШМО

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОКРУГА № 26

378 “Любимая литературная сказка К.Чуковского”.

Литературное слушание

Симанова А.А.,

высш. кв. кат.

  Н.Носов “Заплатка”.

Литературное слушание

Прокофьева О.В.,

1 кв. кат.

  “Е.И.Чарушин – писатель и художник”

Литературное слушание

Михайлова Н.С.,

высш. кв. кат.

  “Л.Н.Толстой – рассказчик, сказочник, баснописец” Сизова М.С.,

1 кв. кат.

  Выступление Из опыта работы ШМО Сизова М.С.,

председатель ШМО

254 Выступление Из опыта работы ШМО Барановская И.В.,

председатель ШМО

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОКРУГА № 28, 29

381 “Волшебные сказки зарубежных писателей. Эрнест Теодор Амадей Гофман “Щелкунчик и мышиный король”. Литературное слушание Солопова О.Э.,

1 кв. кат.

  “Е.И.Чарушин – рассказы о животных”

Литературное слушание

Полякова Е.Е.,1кв. кат.
  Н.Н.Носов

“Приключения Незнайки и его друзей”

Лопатина М.В., 7 разряд
  Выступление Из опыта работы ШМО Урягина Э.В.,

зам. дир. по УВР

Гимн.261 Выступление Из опыта работы ШМО Бочкарёва Ю.В.,

председатель ШМО

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ № 30

264 “А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане...” Литературное слушание Краулис Е.В.,

высш. кв. кат.

  “Сказки – не сказки”. Э.Шим ” Шевченко И.Б., 1 кв. кат.
  Выступление Из опыта работы ШМО Панасюк И.А.,

председатель ШМО

269 Выступление Из опыта работы ШМО Матвеева Е.Б.,

председатель ШМО

 

 

После обсуждения уроков председатели МО данных школ рассказали об опыте работы коллектива учителей. Кроме этого, в каждом округе выступили педагоги других образовательных учреждений (261, 269, 254, 551). Везде уроки прошли на высоком методическом уровне. Учителя сумели показать, что дети книгу любят и умеют с ней работать. Уроки были разноплановые, творческие.

Эта работа в районе проходила в течение 2 месяцев. Итогом работы стало проведение на базе НМЦ круглого стола при участии председателей МО всех школ района.

На данной встрече председатели МО дали свои отзывы о семинарах в округах, отметили большую работу с книгой. На посещённых уроках слушатели семинара увидели радость и удовольствие детей от чтения книг и серьёзный характер работы на уроке с использованием приемов, которые позволяют обучать новым читательским знаниям и умениям, расширять читательский кругозор.

В рамках работы семинара председателей ШМО особо заинтересовали такие формы работы с учащимися, как игра по станциям и конкурс “Папа, мама, я – читающая семья!”.

Игра по станциям на основе уроков литературного чтения - “В мире литературы” (СШ № 381)

Класс разбивается на группы. Каждая группа должна посетить все станции и ответить на предложенные вопросы. В зависимости от степени ответов команда получает в маршрутном листе определенное количество баллов.

1 станция “Прозаическая”.

Здесь дети должны ответить, что такое проза. Затем им предлагается викторина на знание героев произведений Киплинга, Носова, А.Толстого и др. Даны 4 названия глав известных произведений. Отгадать, откуда они и кто автор.

  • Ваш сын - дядя Фарик. (“Дядя Фёдор, пёс и кот”, Э.Успенский)
  • Коротышки из цветочного города. (“Приключения Незнайки и его друзей”, Н.Носов)
  • Вниз по кроличьей норе. (“Приключения Алисы в стране Чудес”, Л.Кэрролл)
  • Красивый, умный и в меру упитанный. (“Малыш и Карлсон, который живёт на крыше”, А.Лидгрен)

2 станция “Фольклорная”.

  • Какие жанры устного народного творчества вы знаете?
  • Отгадайте, к каким жанрам устного народного творчества относятся предложенные произведения. (Даются отрывки из былины, сказки, загадка и пословица.)

3 станция “Музыкально - литературная”.

Детям предлагается прослушать отрывки из музыкальных произведений и отгадать, каким литературным героям они принадлежат, а также назвать произведение и его автора.

4 станция “Поэтическая”.

Здесь проверяется знание стихов и их авторов. Учащимся предлагается разгадать кроссворд и узнать фамилию автора, чьи стихи они будут читать.

В конце игры жюри по маршрутным листам определяет победителей. Им предоставляется право на участие в дальнейших школьных мероприятиях, а уч-ся 4-х классов готовятся к районной олимпиаде по литературному чтению, которая традиционно проводится в декабре месяце.

Конкурс “Папа, мама, я – читающая семья!” (3 – 4 классы) организован по аналогии с известной телепередачей. В гимназии 261 его проводят по субботам. Хотя желающих бывает много, участвуют в игре только по 2 команды от класса, т.е. всего 4 – 6 команд. В каждую команду входят родители и ребёнок.

Игра начинается с приветствия команд, которые разыгрывают сценки из литературных произведений (например, Красная Шапочка и Волк, Пятачок и Вини-Пух и др.)

1 этап. Забор объявлений.

Каждая команда заранее готовит объявление из литературного произведения. Все объявления

вывешиваются на доске. Необходимо определить, из какого оно произведения и кто автор объявления. Например, “Куплю за пять золотых. ” (Буратино)

2 этап. Конкурс говорунов.

Жюри предлагает членам команд быстро и четко произнести предложенные скороговорки.

3 этап. Музыкальный конкурс.

Здесь необходимо отгадать звучащие песни из спектаклей, мультипликационных и художественных фильмов, исполняя некоторые из них.

4 этап. Отгадай предмет.

Жюри предлагает вытащить из сундука какой-то предмет, рассмотреть его, вспомнить, какому литературному герою принадлежит. Назвать произведение и автора. (Перо жар-птицы.

Говорящее зеркальце и т.д.)

5 этап. Конкурс капитанов.

Командам предлагается сочинить стихотворные строчки, используя слова для окончания строк:

Лес позолота короны царь
Чудес ворота вороны встарь

6 этап. Живая картина.

Члены команд представляют при помощи пантомимы отрывок из произведения. Участникам игры необходимо определить название этого произведения.

На каждом этапе жюри, в состав которого входят родители и учителя из классов другой параллели, старшеклассники, оценивает ответы команд и записывает в таблицу. При подведении итогов лучшие команды получают Грамоты победителей, остальные - Дипломы участников.

Такие мероприятия нравятся детям и взрослым и помогают и тем и другим лучше узнать друг друга. После проведения подобных конкурсов учителя видят, что родители начинают уделять больше внимания на работу с книгой дома.

Мы подробно остановились только на одной теме. Предлагаем пример титульного листа одного из семинаров. Приложение 1.

Исходя из требований современных требований, таким образом за последние годы в нашем районе были рассмотрены следующие вопросы:

№ п/п Тема Школы, принимавшие участие в семинарах
2002-2003 Литературное образование ученика по различным учебным комплектам. СШ 244, 261, 585,

223, 397

2003-2004 Предупреждение неуспеваемости. Работа со слабым учеником. СШ 269,250,493,389,

384,257

2004-2005 Роль и место самостоятельной работы на уроке. Самооценка и самоконтроль ученика СШ 539,223,501

Материалы, полученные от школ в ходе работы семинаров (открытые уроки, выступления по теме семинара из опыта работы, рекомендательные материалы и т.д.), заносятся в банк данных и доступны для индивидуальной работы каждому педагогу района.

Целенаправленная продуманная работа с руководителями ШМО положительно сказывается на работе учителей района, а профессиональный рост председателей позволяет им подняться в своей карьере ещё на одну ступеньку. Так из них за 2 -3 года 10 человек стали заместителями директоров по УВР начальных классов, и нас радует такой их рост.