“Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим,его следует воспитывать, прежде всего, эстетически”
Ф. Шиллер.
В настоящее время система воспитания школьников имеет разностороннюю ярко выраженную экологическую направленность. Однако формирование экологической культуры личности невозможно рассматривать в отрыве от культуры эстетической – как части духовной культуры, которая связана, прежде всего, с представлениями о чувственно-эстетических свойствах окружающей действительности, - с одной стороны и с активностью эстетического сознания и созидательной деятельностью, - с другой [1].
Обращаясь к такой области научных знаний как эстетика, педагог может научить ребёнка целостному восприятию окружающего мира, сформировать у него эстетический вкус, развить способность к эмпатии, тем самым, научив его переживать и сопереживать, а так же отождествлять культурные ценности в своей жизни с эстетическими идеалами.
Вопросы эстетического воспитания и образования широко раскрываются и рассматриваются образовательной областью “Искусство”. Практика показала, что некоторые элементы эстетического представления научного знания стали вводиться в преподавание и других школьных предметов, таких как информатика. Несмотря на это, формирование эстетического знания, основ искусства, требует учёта единых принципов и методов преподавания науки и искусства, на что стали обращать особое внимание творческие педагоги.
В настоящее время ведётся интенсивный поиск новых подходов и внедрение эффективных методов в организацию учебного процесса по предмету “Музыка”, которые осуществляются с помощью современных компьютерных технологий. Они способствуют одновременно всестороннему развитию и творчески-активному росту личности учащегося, формированию уровня его воспитанности и коммуникативной культуры, а также высокому уровню внутренней духовной культуры.
В данной статье рассматривается роль современных компьютерных технологий в сфере эстетического воспитания и образования школьников, значительно повышающих мотивацию и развивающих интерес к музыке и искусству в целом, что подтверждается практическим опытом автора, представленного в рамках школьного учебного предмета “Музыка” в условиях гимназии №1 г. Братска.
Современное образование стремительно набирает скорость в области новейших информационных технологий. Компьютеризация стала одним из главных направлений в получении определённых знаний учащимися в различных предметных областях. Именно компьютерные системы и мультимедийные установки могут сегодня не только оказывать большую помощь, но и помогать учителю-предметнику решать важнейшие задачи, связанные с эстетическим воспитанием и образованием детей как в процессе урока, так и во внеурочное время.
Проблемы эстетического воспитания необходимо и целесообразно рассматривать и обсуждать на самых высоких и разных уровнях, искать их возможное и реальное решение в процессе обучения музыке, используя работу с компьютером.
Казалось бы, компьютер и эстетическое воспитание вещи мало совместимые и в педагогической литературе встречаются крайне редко, но отечественные и зарубежные исследователи всё чаще обращаются к этой проблеме, интегрируя в целостном единстве такие понятия как искусство, воспитание, компьютер.
Появление компьютеров раскрывает большие возможности в преподавании предметов художественно-эстетического цикла, таких как “Музыка”, “Изобразительное искусство”, проникая в глубину их природной сущности. В настоящее время современные компьютерные технологии занимают достаточно ведущее место в качественном и эффективном преподавании этих предметов. Практика показала, что процесс обучения с привлечением компьютерной техники на уроках художественно-эстетического цикла, в том числе и “Музыки”, имеет большие возможности и широкие перспективы среди большого количества разнообразных методик.
Известно, что процесс глубокого познания искусства происходит за счёт вовлечения субъекта в деятельно-практическое его освоение. Поэтому, именно компьютер сегодня является наиболее мощным и действенным средством, как в эстетической активности школьников, так и в формировании у них эстетического интереса, от которого будет зависеть дальнейшее эстетическое развитие личности.
Под эстетическим интересом понимается форма познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание эстетической деятельности, которая, в свою очередь, отражает формы и проявления человеческой деятельности, детерминированные эстетической потребностью[2].
Освоение искусства на разных возрастных ступенях осуществляется благодаря интегрированной деятельно-практической работе на уроке, которая проявляется в полихудожественной деятельности. Это значительно активизирует внимание учащихся и побуждает их к созидательному творчеству. В этом случае личность учителя, его авторитет и знания воздействуют на ученика с достаточной силой и остаются наиболее существенными на длительный период. Мастерство и увлечённость учителя, его духовный мир и стремление к созданию прекрасного вокруг себя и ребёнка является первой ступенькой для раскрытия творческого потенциала школьника, для его самоопределения и самореализации в эстетической деятельности.
Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой. При этом личность учителя, безусловно, останется стержневой направляющей в обучении и ведущей на всех этапах урока, хотя компьютер при этом выступает лишь как средство, помогающее в решении поставленных задач. Поэтому сегодня, когда компьютерные технологии проникли буквально во все сферы деятельности человека, преподаватель любой дисциплины, в том числе и музыки, может рассчитывать на компьютер, как на электронного ассистента в учебном процессе. Следовательно, в таких условиях роль учителя значительно меняется. Он перестаёт быть источником информации, а становится организатором учебно-познавательной деятельности школьников.
Целесообразным является практическая реализация выполнения конкретно деятельностно-практической стороны урока, которая возможна на этапах закрепления пройденного материала, а также в процессе усвоения новой темы. В этом случае учащимся предлагается материал для самостоятельного исследования, усвоения и закрепления новой темы.
Специфика предмета “Музыка”, методика его преподавания и методические приёмы позволяют в процессе урока предлагать учащимся выступить в качестве композитора, исполнителя, слушателя.
Автором практикуются такие формы работы на уроке музыки как: “Мастерская композитора”, “Путешествие в Звон-город”, “Симфонический оркестр – сказочник” и др.. Они способствуют у школьников разного возраста пробуждению интереса к музыке, развитию музыкальных способностей, навыкам импровизации, сочинению музыки, а также демонстрируют электронное музыкальное творчество в виде компьютерных музыкальных аранжировок (для категории одарённых детей).
Подобные формы работы способны удовлетворить всё возрастающий интерес к компьютерно-электронным технологиям, а также помочь учителю целенаправленно раскрыть творческий потенциал учащихся, тем самым, наполнив каждый урок рождением новой музыки.
Интерактивный принцип музыкально-творческой деятельности позволяет автору приобщить таким образом к высокохудожественным музыкальным ценностям всех желающих школьников, не имеющих никакой музыкальной подготовки. Это позволяет значительно расширить круг заинтересованных учащихся, вовлекает их в процесс музицирования, формирует достаточно хороший эстетический вкус, способствующий значительному повышению музыкальной культуры школьников и культуры общества в целом.
Наблюдения за учащимися в ходе интегрированных уроков музыки и информатики показали, что в момент создания музыкального произведения средствами новых компьютерных технологий активизируются фантазия, логическое мышление, целостное видение, комплексное восприятие. В процессе такой музыкальной деятельности учащийся “составляет” свою музыку из отдельных элементов музыкального языка, создавая целостный музыкальный образ, подчиненный творческому замыслу начинающего “творца-композитора”, что способствует значительному повышению учебно-познавательной активности и интереса учащихся к музыке.
Базовый компонент в системе школьного образования не предполагает дополнительного времени для творческой самореализации личности, следовательно, эту проблему может разрешить специальный интегрированный курс информатики и музыки. И хотя данный союз несколько необычен, но обещает колоссальные изменения в преподавании музыки как школьного предмета и общения с музыкой как с видом искусства, формируя у школьников высокую мотивацию, устойчивый познавательный, эстетический и музыкальный интересы.
Опираясь на собственный практический опыт следует отметить, что в таком взаимодействии главную нагрузку мог бы взять на себя, в рамках школьной учебной дисциплины, и предмет “Музыка”, однако тогда, на наш взгляд, информатику следовало бы рассматривать как предмет эстетического цикла, а не как предмет, развивающий только логическое мышление и относящийся к точным наукам.
Таким образом, умение учащихся работать с компьютером, свободное владение современными компьютерными технологиями, несомненно, будут способствовать их творчеству, осознанию своей индивидуальности, желанию мечтать, изобретать, создавать, созидать.
Современные интенсивные методики преподавания музыки органично сочетают в себе такие компьютерные технологии, которые построены на интерактивных функциях. Они обеспечивают обучаемому возможность интерактивного общения и способствуют формированию медиакультуры в художественно-эстетическом развитии.
Именно интерактивные функции компьютера позволяют нам рассматривать информатику как предмет художественно-эстетического цикла, а средства мультимедиа раскрывают широкий диапазон общения учащихся с высокохудожественными произведениями искусства, способствующими формированию творческой личности, развитию его образного мышления, а главное формированию экологического сознания и духовного развития.
Использование мультимедийного оборудования на уроке музыки позволяет наиболее глубоко осваивать материал таких тем, как:
1 класс – “Как говорит искусство”? или “Что такое музыкальная речь?”;
2 класс – “Интонация”;
5 класс – “Музыка и литература”, “Музыка и изобразительное искусство”;
7 класс – “Музыкальный образ”, “Музыкальная драматургия”;
8 класс – “Музыка и современность” и др.
Мультимедийная компьютерная система способна обеспечивать широкий диапазон наглядного материала с использованием звука и анимации, на протяжении всего занятия поддерживать устойчивый интерес учащихся на высоком уровне, осуществлять интеграцию таких школьных предметов как музыка, изобразительное искусство, информатика и др..
Работа с персональным компьютером на уроке музыки, а также систематическое его внедрение в образовательное пространство не только самого урока, но и предмета в целом, несомненно, оказывает сильное эмоциональное воздействие на учащихся особенно в процессе восприятия произведений искусства.
Следует отметить ещё один важный аспект, способствующий эстетической направленности, а также интеллектуальному росту учащихся – научное общество, которое с каждым годом в гимназии привлекает всё большее число участников.
Научное общество учащихся (НОУ) – это добровольное творческое объединение учащейся молодёжи, стремящейся совершенствовать свои знания в определённой области науки, искусства, техники[3].
На сегодняшний день достаточно большая группа учителей-предметников гимназии №1 работает с учащимися по своему предметному направлению. Традиционно проходит открытая гимназическая научно-практическая конференция “В знании – сила” в рамках научно-социальной программы для молодёжи “Шаг в будущее”.
Интенсификация научной деятельности учащихся происходит за счёт использования новых современных компьютерных технологий. Они призваны, на данном этапе, видоизменять содержание образования, повышать познавательный интерес учащихся к различным научным областям, способствовать получению новых знаний по конкретному учебному предмету.
Ведущими принципами в этой деятельности выступают: развитие творческих способностей учащихся, доступность информации, внедрение элементов опережающего обучения. Для реализации указанных принципов необходима информационная поддержка системы образования новыми научными знаниями, доступ к которым в гимназии обеспечен и осуществляется через средства телекоммуникаций. Строгое соблюдение данных принципов способствует достижению качественно новых результатов в области научного исследования учащихся.
Направляющее и формирующее начало для исследований в области культурологии, безусловно, лежит в основе урока музыки как урока искусства, а главное в достижении основной цели, представленной Д. Кабалевским в программе: формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры[4].
Затронутые проблемы, касающиеся предмета “Музыка”, широко рассматриваются в психолого-педагогической литературе, а область эстетики продолжает наиболее полно раскрывать законы эстетического освоения действительности, проявляющиеся в искусстве, субъектом которого всегда был и остаётся не просто человек, а человек чувствующий. Поэтому задача школы, учителя музыки и родителей всячески способствовать эстетическому воспитанию и образованию своих воспитанников, воздействуя на них всем комплексом средств разных видов искусств, а также искусств, представленных с помощью современных компьютерных технологий.
Эстетическое воспитание и образование учащихся в современном веке на разных уровнях средствами новых компьютерных технологий, есть и остаётся одной из важных направляющих на пути восхождения Человека к ДУХОВНОСТИ.
Процесс воспитания всегда связан с конкретным результатом, направленным на формирование личности человека.
Ещё в древности философы представляли себе человека средоточием фундаментальных добродетелей, вбирающих в себя гармоничное сочетание внешних физических и внутренних духовных достоинств человека как идеал воспитания. В связи с этим целеполагание воспитательного значения в педагогике направлено на формирование всесторонне развитой личности, что и является качественно ведущей идеей, идеалом, к которому стремится наше общество.
Понятие “эстетическое воспитание” рассматривается как сложный многоуровневый процесс становления эстетической культуры личности как одной из её доминант[5].
Наблюдения за детьми дают основания считать, что эстетическим воспитанием возможно и необходимо заниматься с самого раннего возраста, что даст соответствующий результат – эстетическое развитие, которое как один из путей способствует становлению всесторонне развитой личности.
Эстетическое развитие в свою очередь определяет уровень эстетической воспитанности, критерием которой является овладение эстетической культурой. Данное понятие рассматривается как часть духовной культуры, направленное на формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей.
Многочисленная музыкально-педагогическая литература (серийные издания, авторские монографии, сборники научных трудов и т.п.) рассматривают конкретные направления эстетического воспитания школьников и приобщения их к музыкальному искусству, к которым относятся:
- методика развития интереса учащихся к музыкальным ценностям;
- проблемы развития музыкальных потребностей, музыкального восприятия;
- развитие музыкальности, музыкальных способностей (слуха, памяти, ритма), художественно-эстетического вкуса.
Все эти направления могут успешно развиваться как в учебно-воспитательном процессе гимназии, так и в условиях семьи, которая в данном случае, выступает как важный посредник между образовательным учреждением и ребёнком, соблюдая все правила преемственности.
Опыт показывает, что воспитательный потенциал семьи усиливается через интеграцию её воспитательного воздействия с образовательными учреждениями, в данном случае гимназией №1 г. Братска, что, безусловно, оказывает благотворное влияние на подрастающее поколение и тем более на учебно-воспитательный процесс.
Так, в гимназии ведётся серьёзная и целенаправленная работа по развитию эстетических и интеллектуальных ценностей учащихся средствами искусства, в которой ведущее место отводится семье, её сплочённости, а главное сотворческой деятельности. Это проявляется в таких встречах как:
- “Понарошкин мир”;
- “Музыкальная гостиная”;
- “Музыкальный салон”;
- “Музыкальные вечера – в кругу семьи”;
- “Мама, папа, я – музыкальная семья” и др.
Следовательно, образовательное пространство семьи на процесс формирования личности оказывает серьёзное воспитательное значение, ведь развитые в семье психологические установки во многом определяют особенности духовного мира и здорового экологического сознания будущего представителя нашего общества.
Содержание семейного воспитания представлено в педагогике несколькими составными компонентами, одним из которых есть воспитание эстетическое. Оно призвано развивать таланты и дарования детей, формировать суждения и взгляды на окружающую действительность.
В настоящее время, по поводу отражения действительности в искусстве, появилось множество толкований и различных мнений, которые способны разрушать гармонию мира в сознании не только детей, но и их родителей, поэтому очень важно дать детям и их родителям правильные эстетические ориентиры.
Педагогически организованная система художественного образования школьников в гимназии №1 г. Братска, сводит роль семьи к стимулирующим ребёнка факторам. Именно семья вносит в атмосферу отношений ребёнка с искусством некоторые таинства и взаимопонимания, тем самым, формируя у них эстетическую установку на восприятие произведений искусства, их отбор и оценку.
Семейное воспитание имеет свою специфику:
- в семье фокусируется вся совокупность социальных отношений человека и все сферы его жизнедеятельности;
- сфера семьи отражается во всех видах её жизнедеятельности, а именно: познавательной, эстетической, физической, ценностно-ориентационной, трудовой, коммуникативной;
- общение в семье протекает в условиях психологической открытости каждого её члена;
- воспитательное воздействие семьи ограничено рамками индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, условий жизни[6].
Тесное взаимодействие гимназии с семьей, при социологическом её изучении, даёт возможность учителю-предметнику выявить условия, в которых воспитывается ребёнок. А также изучить интересы семьи, что помогает лучше понять личность учащегося, определить степень его склонностей, способностей и потребностей, а также выявить эстетическую направленность, на основе которой приходится вести целенаправленное системное обучение, осуществляя индивидуально-дифференцированный подход в едином учебно-воспитательном процессе.
Наше исследование в этой области было направлено на выявление факторов, обусловливающих разное отношение и взгляды родителей на эстетическое воспитание своих детей в условиях семьи и поиск эффективных путей совершенствования этого процесса средствами искусства и новых современных компьютерных технологий.
Основными методами исследования явились наблюдения, беседы, анкетирование, интерьвьюирование, изучение социальных условий семьи.
В эксперименте приняли участие родители:
- I-ой ступени 1-3 классов (из 349 чел. – 223 чел.);
- II-ой ступени 6-7 классов (из 255 чел. – 138 чел.).
Результаты исследования показали, что большинство родителей в основном возложили все обязанности воспитания своих детей на школу, а сами проявляют лишь второстепенное отношение к воспитательной судьбе своего ребёнка, мотивируя такое явление занятостью на работе и нехваткой времени, тем более на посещение театральных постановок, концертов, встреч в выставочном зале.
Лишь 1/3 опрошенных родителей подтвердила своё прямое участие и заинтересованность в художественно-эстетическом развитии собственных детей.
Большинство родителей утверждают, что их дети предпочитают повышать свой интеллектуальный и духовный уровень, общаясь с произведениями искусства через мировую сеть Интернет, благодаря которой раскрываются широкие возможности постижения высокохудожественных образцов произведений искусства с мировым именем.
Такую возможность общения имеет далеко не каждая семья, а лишь та, которой позволяет её материальное благосостояние. Наряду с этим, социологический опрос родителей о наличии компьютера дома и о возможности эстетически воспитывать детей посредством современных компьютерных методик выявил, что 34% опрошенных родителей имеют дома компьютер и способны контролировать работу своего ребёнка в этом направлении.
В связи с этим, следует обратить особое внимание, что здесь кроется некая опасность в том, что ребёнок, прибегая к интерактивному общению, но не обладающий хорошо сформированной медиакоммуникативной образованностью, подвержен воздействию низкопробного, антихудожественного суррогата, тем самым ещё больше усугубляя своё положение.
Для формирования человека высокообразованного и эстетически воспитанного необходима тщательная процедура отбора соответствующего материала как художественного, так и музыкального. Поэтому учителем-предметником, в лице которого выступает автор, систематически проводится целенаправленная работа по формированию медиакоммуникативной культуры, как самого учащегося, так и его родителей, заключающаяся в беседах, личных встречах и общении через учебную и внеучебную деятельность.
Таким образом, современные компьютерные технологии позволяют сегодня наполнить образовательное пространство семьи необходимым содержанием высокохудожественного музыкального материала для полноценного развития личности ребёнка.
Несмотря на то, что методы и приёмы использования элементов современных компьютерных технологий в образовательном пространстве семьи достаточно многообразны, но до конца решить проблемы эстетического воспитания детей в семье они всё же неспособны. Поэтому только совокупность целенаправленных действий педагога, реализуемых в целостном педагогическом процессе с целью образования и воспитания средствами современных компьютерных технологий, создаёт предпосылки для развития индивидуального мышления, творческого характера, формирования личности учащегося на основе общечеловеческих ценностей.
Эстетическое пространство гимназии №1 достаточно широко и разнообразно. Оно представлено кафедрой эстетического образования, достойно выполняющая социальный заказ общества и в частности, родителей. При этом каждый педагог кафедры стремится максимально реализовать творческий потенциал личности каждого школьника, тщательно выстраивая индивидуально-образовательную траекторию его эстетического развития.
Проблемы эстетического воспитания в условиях семьи необходимо и целесообразно рассматривать и обсуждать на самых высоких и разных уровнях, искать оптимальные пути их возможного и реального решения в процессе приобщения детей к эстетическим ценностям через произведения искусства.
Таким образом, основная роль семьи и школы в эстетическом воспитании детей сводится к единому целому и заключается в том, чтобы воспитывать не только интеллектуалов, но и будущих интеллигентов.
Список литературы
- Котикова О.П. Эстетическое воспитание старшеклассников. Минск, 1999 С. 109.
- Котикова О.П. Эстетическое воспитание старшеклассников. Минск, 1999 С. 109.
- Информационно-методический сборник для организаторов научно-исследовательской деятельности учащихся. – Братск, 2000. – С.7.
- Программа “Музыка”. Москва “Просвещение”, 1994 С. 13.
- Энциклопедия профессионального образования. М., 1999. Т.3. С. 452.
- Вальковская И.А. Программа “Семейная педагогика” Иркутск, 1999 С.3.