Цель создания и функционирования модели ученического самоуправления:
воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.
Задачи ученического самоуправления:
- создание условий для развития способностей и интересов членов ученического самоуправления;
- развитие самостоятельного мышления и самосознания;
- воспитание положительного отношения к нормам коллективной жизни, законам государства;
- воспитание желания приносить пользу людям, помогать преодолевать трудности своим друзьям и ровесникам.
Модель ученического самоуправления “Лицеисты”
Положение об ученическом самоуправлении
- Общие положения
- Ученическое самоуправление является исполнительным органом Конференции Учащихся Лицея №1 (далее – школы).
- Ученическое самоуправление действует на основании действующего законодательства, Устава школы и настоящего Положения.
- Цели и задачи ученического самоуправления
- Целью деятельности ученического самоуправления является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением.
- Задачами деятельности ученического совета являются:
- Представление интересов учащихся в процессе управления школой;
- Поддержка и развитие инициатив учащихся в школьной жизни;
- Защита прав учащихся.
- Функции ученического самоуправления
- Выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
- Содействует реализации инициатив учащихся во внеучебной деятельности: изучает интересы и потребности школьников в сфере внеучебной деятельности, создаёт условия для их реализации;
- Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся.
- Права ученического самоуправления
- Проводить на территории школы собрания, в том числе закрытые, и иные мероприятия не реже 1 раза в неделю;
- Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах (на стенде ученического совета) и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях;
- Направлять в администрацию школы письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы;
- Знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить к ним свои предложения;
- Получать от администрации школы информацию по вопросам жизни школы;
- Представлять интересы учеников в администрации школы, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни школы;
- Проводить встречи с директором школы и другими представителями администрации не реже 1 раза в месяц;
- Проводить среди учащихся опросы и референдумы;
- Выступать с инициативой проведения дисциплинарного расследования по отношению к работникам школы, участвовать в проведении дисциплинарного расследования в отношении педагогов по фактам нарушения прав учащихся;
- Направлять своих представителей для работы в коллегиальных органах управления школой;
- Организовывать работу общественных приёмных ученического совета, сбор предложений учащихся, проводить открытые слушания, ставить вопрос о решении поднятых школьниками проблем перед администрацией школы, другими органами и организациями;
- Принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать учащихся, администрацию школы и другие органы о принятых решениях;
- Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий ученического совета;
- Вносить в администрацию школы предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса школы;
- Вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании учащихся, а при рассмотрении администрацией школы вопросов о дисциплинарном воздействии по отношению к учащимся давать заключение о целесообразности его применения;
- Опротестовывать решения администрации и других органов управления школой, действия работников школы, противоречащие Уставу школы;
- Опротестовывать решения администрации школы, касающиеся учащихся, принятые без учёта предложений ученического совета;
- Создавать печатные органы;
- Участвовать в решении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя и освобождении с этой должности;
- Устанавливать отношения и организовывать совместную деятельность с ученическими советами других учебных заведений;
- Направлять представителей ученического совета на заседания органов управления школой, рассматривающих вопросы о дисциплинарных проступках учащихся;
- Использовать оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с администрацией;
- Участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями;
- Вносить предложения в план воспитательной работы школы;
- Представлять интересы учащихся в органах и организациях вне школы;
- Участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях городского уровня и выше;
- Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом школы.
- Порядок формирования и структура ученического самоуправления
- Ученического самоуправления формируется на смешенной основе сроком на один год;
- Состав ученического самоуправления формируется учащимися 5-11 классов смешенным путём. Путем прямых выборов из числа выдвинутых кандидатур выбирается президент ученического самоуправления. Организацию выборов осуществляет избирательная комиссия, формируемая из представителей 9-11 классов. Формирование остального состава ученического самоуправления происходит в соответствии Раздела 3 Устава ученического самоуправления;
- Ученический совет самостоятельно определяет свою структуру;
- В составе ученического самоуправления могут быть сформированы комиссии и инициативные группы.
Ученическое самоуправление:
Ученическое самоуправление имеет право:
Административно-педагогическое сопровождение ученического самоуправления
Директор
Функции директора:
- Утверждение приказов
- Утверждение планов работы
- Планирование подготовки и проведения общешкольных мероприятий совместно с активом Лицея
- Организация работы органов ученического самоуправления
- Совместные заседания актива Лицея и администрации (1 раз в месяц)
- Индивидуальные встречи-консультации с президентом ученического самоуправления
- Работа с кабинетом министров ученического самоуправления
- Контроль работы ученического самоуправления
- Собеседование с педагогами-координаторами органов ученического самоуправления (1 раз в четверть)
- Проведение бесед с ученическим активом (выборочно по параллелям, классам)
- Поощрения
Заместитель директора по ОПР
Функции зам.директора:
- Выборы по классам министров просвещения, ответственных за качество знаний и посещаемость уч-ся
- Проведение организационных заседаний министров Просвещения (1 раз в четверть)
- Индивидуальная работа с министрами Просвещения
- Проведение Дня самоуправления
- Проведение рейдов с министрами Просвещения “Проверка наличия учебников у учащихся”
- Проведение диагностики
- Проведение круглого стола с активом Лицея “Вопросы. Проблемы. Комфортность пребывания в Лицее”
- Проведение Слета отличников.
Заместитель директора по ВР
Функции зам.директора
- Программно-методическое сопровождение по развитию ученического самоуправления
- Организация работы школьного актива.
- Проведение организационных заседаний школьного актива (1 раз в неделю)
- Организация работы кабинета министров лицея.
- Проведение организационных заседаний кабинета министров (1 раз в неделю)
- Индивидуальная работа с органами ученического самоуправления
- Организация проведения ученической конференции “Выборы в органы ученического самоуправления”
- Проведение совместных рейдов с кабинетом министров ученического самоуправления, утренние проверки по опозданиям учащихся Лицея
- Проведение конкурсов “Ученик года”, “Лучший класс ФМЛ”, “Лучший классный уголок” и др.
Организатор детского досуга
- Организация работы кураторов классов (вожатых).
- Проведение организационных заседаний с кураторами лицея (1 раз в неделю)
- Организация работы министров Культуры
- Проведение организационных заседаний с министрами Культуры (1 раз в месяц)
- Организация работы активов классов
- Проведение общешкольных дел
Социальный педагог
- Организация работы министров Правопорядка.
- Проведение организационных заседаний с министрами Правопорядка (1 раз в месяц)
- Проведение общешкольных рейдов (по плану)
- Проведение общешкольных акций (по плану)
Заведующий кафедрой Физкультуры
- Организация работы министров Спорта и Туризма, проведение совместных заседаний(1 раз в месяц)
- Индивидуальная работа с министрами Спорта и Туризма
- Проведение общешкольных спортивных мероприятий (по плану)
Руководитель НОУ
- Организация работы министров Просвещения (1 раз в неделю)
- Организация работы НОУ
- Проведение, участие в городских и всероссийских конкурсах
Руководитель пресс-центра
- Организация работы министров по Связи с общественностью, проведение заседаний (1 раз в неделю)
- Выпуск печатной газеты “Вести Лицея” (1 раз в месяц)
- Участие в городских и всероссийских конкурсах
Руководитель видео-центра
- Индивидуальная работа с министрами по Связи с общественностью
- Выпуск видео-новостей “Новости Лицея” (каждый понедельник, 9.00)
- Участие в городских и всероссийских конкурсах
- Сотрудничество с детскими передачами ГТРК, “Северный город”
Заведующая библиотекой
- Руководство Советом библиотеки
- Индивидуальная работа с членами совета библиотеки
- Работа с библиотечным фондом
- Оформление выставок
- Проведение тематических общешкольных мероприятий
Руководитель интернет-клуба
- Организация работы актива интернет-клуба
- Работа учащихся в Интернете.
Педагог-организатор ОБЖ
- Организация работы ЮИД
- Организация работы ЮП
- Оформление выставок
- Профилактическая работа по ПДД, ПБ
- Участие в городских конкурсах
Руководитель изостудии
- Работа с редколлегией Лицея (1 раз в неделю)
- Оформление Лицея (праздники, информационные стенды, выставки)
- Проведение и участие в городских, Всероссийских конкурсах
Место родителей в работе ученического самоуправления
Союз семьи и школы – это важнейшие условия совершенствования воспитания в XXI веке. Ведь такое направление как ученическое самоуправление не должно быть в принципе организовано без участия семьи. Именно в семье формируется гражданская и социальная ответственность за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество. Прежде всего, в семье ребенок усваивает основные нормы социальной жизни.
Родительская общественность поддерживает ученическое самоуправление лицея и принимает участие:
- В поддержке воспитательных программ для реализации воспитательных целей ФМЛ;
- В коллективно-творческих делах;
- В материально-техническом оснащении;
- В подготовке специальных методических выставок по проблеме ученического самоуправления;
- В пропаганде работы ученического самоуправления через средства массовой информации.
Традиционные дела ученического самоуправления:
- Выборы президента ученического самоуправления.
- Ежегодное проведение осеннего марафона (5-9 классы – выезды на турбазу, 10-11 классы – трехдневные походы в район реки Валек)
- “Посвящение в лицеисты”
- Конкурс “Ученик года”
- Работа ученического самоуправления в пресс-центре (ежемесячные выпуски печатной газеты “Вести Лицея”)
- Работа в видео-центре (еженедельные выпуски видео новостей)
- Проведение ежегодных шахматных турниров
- “Посвящение в учителя” (для вновь прибывших учителей)
- Творческий конкурс “Алло, мы ищем таланты”
- День самоуправления
- Празднование Дня Святого Валентина
- Проведение “Юморины” (1 апреля)
- Акции Милосердия
- Фестиваль Науки и Творчества (торжественное награждение, где подводятся итоги и результаты работы ученического самоуправления за год)
- Участие в городском смотре-конкурсе ученических активов “Школьная пора”