Индивидуальная образовательная программа для работы с одаренными, но слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Разделы: Общепедагогические технологии


Думать легко, а превращать мысли
в действие – самая трудная вещь на свете.

И.В.Гете

Раннее выявление креативных способностей детей, не всегда позволяет развиваться ребенку всесторонне, что создает достаточно большие проблемы в школе.

Создание классов с углубленным изучением отдельных предметов, в частности, физико-математических и гуманитарных, также способствует появлению в школе классов с большим количеством способных, но слабоуспевающих или неуспевающих учащихся по отдельным предметам.

Возникает проблема: как быть с такими учащимися?

Как помочь детям:

- с высоким интеллектуальным уровнем, но низкими показателями (оценки), так называемым “трудным”, “запущенным” детям;

- с ослабленным здоровьем, но имеющим очень много пропусков;

- занимающимся серьезно каким-либо видом спорта или искусства, и имеющим соответственно большие пробелы в знаниях.

Каждый из нас может привести примеры из своей личной жизни, педагогической практики, или просто из истории, когда, например, “из-за полной бездарности” был исключен из школы Эдисон; знаменитый химик Либич, в 14 лет по неспособности оставил школу, а 21 год стал профессором.

Скажите, а всегда ли мы, учителя, слышим слова благодарности от своих бывших, “трудных” учеников.

Как-то один из известных телеведущих на “Большой стирке” сказал: “Я благодарен учителям за то, что они не выгнали меня из школы по причине пропусков и неуспеваемости, по математике, физике, т.е. точным наукам, так как не дано мне это было от бога!”.

Действительно, каждый ребенок имеет индивидуальные способности, склонности, симпатии к каким либо наукам, точным или гуманитарным.

Но чаще всего ребенку нужна педагогическая помощь и поддержка, внимание и понимание, добрые и ласковые слова, которых так ему не хватает, как в школе, так и дома.

Поэтому педагог всегда должен сохранять в себе ощущение детства: развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к его поступкам.

Учитель обязан верить в то, что ребенок - ошибается, а не нарушает этические нормы с умыслом; что находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Каждому взрослому, тем более педагогу, нельзя думать плохо и несправедливо о детях, своих учениках. Самое важное не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие. Одним словом, “надо всякому взрослому, работающему с детьми, опуститься на уровень ребенка, чтобы понять, помочь и защитить его”.

Педагогика сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье.

Но всегда ли нам это удается?

Чаще всего такие ученики получают массу “2”, а в придачу еще иногда и ярлычки.

В результате, в школе возникает конфликтная ситуация: “ученик-учитель”, который перерастает в конфликт “учитель-родитель”, а затем “учитель-администрация”.

Ученик и учитель попадают в треугольник, а мы знаем, что треугольник фигура “жесткая”, то есть неподвижная.

Чаще всего в школе ученик находится, говоря математическим языком, в “жестком треугольнике”:

ученик – родители – учитель предметник;

ученик – родители – классный руководитель;

ученик – родители – администрация;

ученик – родители – одноклассники;

ученик – классный руководитель – одноклассники.

Учитель также находится в “жестком треугольнике”:

учитель – ученик – родители,

учитель – ученик – администрация,

учитель – родители – администрация.

Как же помочь учителю и ученику избежать таких конфликтных ситуаций:

1. “Учитель – ученик”,

2. “Учитель – родители”,

3. “Учитель – администрация”?

“Учитель – ученик”:

- ученику нужны знания, но при этом он особо не прикладывает усилий;

- учитель ставит “2” - проблемы с администрацией и классным руководителем;

- учитель ставит “3” - но знаний у учащихся нет.

Учитель и ученик попадают в “ножницы”.

2. “Учитель - родители”:

- родителям нужно, чтобы у ребенка были знания, но при этом нет контроля и помощи детям с их стороны;

- учитель, по мнению родителей, выступает в роли “монстра”, “надзирателя”. Да и чего греха таить, учителя иногда отчитывают родителей даже в присутствии ребенка, при этом не всегда давая конкретные советы. Чаще сами учителя не всегда видят выход из создавшейся конфликтной ситуации.

Учитель и ученик попадают в “ножницы”.

3. “Учитель – администрация”:

- администрация требует хорошие знания учащихся;

- высокие показатели;

- бесконфликтные отношения с учениками и родителями;

- что остается делать учителю, если все классы у него слабые, тем

более что он молодой, начинающий специалист?

Учитель и ученик попадают в “ножницы”.

Естественно не каждый учитель выдерживает подобный “натиск” и соответственно понижает планку уровня качества знаний. Ученик и учитель получают сильнейший стресс.

Иногда учителю становится “тошно” от “безысходности”, у него опускаются руки, нет желания идти в школу, на работу. Также и ученик предпочитает улицу, или случайных знакомых занятиям в школе.

На сегодняшний день очень часто возникают подобные ситуации не только у молодых и неопытных учителей, но и у педагогов, имеющих достаточно большой педагогический опыт.

Какой же выход из создавшейся ситуации?

Как помочь ученику, учителям и родителям выйти из “неподвижного треугольника”?

Если говорить языком математики: “неподвижный треугольник” надо заменить подвижной фигурой, то есть “ четырехугольником, параллелограммом, а лучше ромбом”.

 Таким образом, родилась идея создания индивидуальной образовательной программы работы со слабоуспевающими и не успевающими учащимися.

Вывод отдельных учащихся на индивидуальную программу обучения позволяет снять напряжение и избежать конфликтных ситуаций:

ученик – родители – учитель - предметник;
ученик – родители – классный руководитель;
ученик – родители – администрация;
ученик – родители – одноклассники;
ученик – классный руководитель одноклассники.
учитель – ученик – родители,
учитель – ученик – администрация,
учитель – родители – администрация.

В своей педагогической практике, мне неоднократно приходилось сталкиваться с такими детьми, требующими особого подхода.

Например, Витя Фомичев 1988 года выпуска, с трудом читал в восьмом классе, но зато уже в 4-м классе собирал светомузыку; Варавина Галина 1997 года выпуска, имела затруднения с речью, зато сейчас прекрасный учитель физики; Кулинич Анна 1997 года выпуска, по состоянию здоровья занималась по индивидуальной программе в течение трех лет, имела свободный график посещения занятий. Однако это не отразилось на качестве ее образования: она успешно закончила МГУ и работает по специальности;

Велигоцкий Роман 2004года выпуска был абсолютно безграмотный, но зато прекрасно учится в ТГУ, на факультете “информатика в экономике”; Щербак Татьяна 1995 года выпуска, с трудом успевала по точным наукам, но серьезно занимаясь музыкой, стала лауреат многих окружных конкурсов. Прекрасный педагог по классу домры, закончила консерваторию.

Велик тот учитель, кто
исполняет на деле, чему учит

Катон старший

ПРОБЛЕМА:

Несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья:

  • занятия спортом;
  • какими либо видами художественного творчества;
  • неблагоприятной обстановкой в семье.

ОБОСНОВАНИЕ:

Часть детей требует особенного подхода к организации учебного процесса.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ:

Приоритет индивидуальности, самобытности, самоценности ребенка.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

  • создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
  • выстраивания ребенком совместно со взрослыми индивидуального пути развития.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  • создание условий для успешной самореализации и развития ребенка;
  • освоение содержания образования (по ступеням обучения).

ЗАДАЧИ:

  • предоставление обучающимся возможности выбора альтернативных способов получения образования в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей;
  • развитие навыков самообразования, формирования культуры умственного труда;
  • не нанесения ущерба психофизическому здоровью учащимся, нуждающимся в социально-педагогической и психологической поддержке, поддержание и укрепление его;
  • применение технологии и методов обучения, соответствующих уровню знаний и реальным возможностям обучающихся.

ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ:

Учащихся:

  • получение полного и среднего образования;
  • выбор формы получения образования.

Родителей:

  • в создании наиболее комфортных условии обучения своего ребенка;
  • в стабилизации отношении в семье: смягчение конфликтных ситуаций в школе.

Школы:

  • решение социально-педагогических и психологических проблем детей и подростков;

Города:

  • развитие и сохранение культурного потенциала города и района;

Общества и государства – в реализации общедоступности образования, адаптации системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ:

  • индивидуализация образовательного процесса;
  • обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
  • диалоговая форма обучения;
  • эвристическая беседа;
  • игровые формы (в начальной школе);
  • конспекты, памятки, карточки, творческие задания.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ:

  • устные письменные опросы;
  • самостоятельные и проверочные работы;
  • диагностические работы;
  • предметные тесты;
  • замеры скорости и схемы счета;
  • собеседования;
  • контрольные работы;
  • зачеты.

ТЕЗИСЫ

  1. Наметить учащихся.
  2. Подобрать группу педагогов, но это могут быть не только учителя со стажем.
  3. Провести углубленную диагностику психолого-педагогическую, цель которой выявить учебное отставание по темам, задачам и их темам, познавательным умениям, пониманию проблем и особенностей наук.
  4. Составить карту временного и содержательного отставания. Определить:
    - срок, необходимый для того, чтобы догнать упущения по всем предметам,
    - необходимые меры и формы помощи,
    - распределение усилий, причем все это надо делать с учащимися, и если это возможно, его родителями.
  5. Затем на педагогическом совете “узаконить” программу индивидуально познавательного движения, утвердить и приступить к выполнению.
    Но только при наличии заявления от родителей, рекомендации психологов.
  6. На все время движения по индивидуальной программе неудовлетворительные оценки отменить; педагогический коллектив должен способствовать тому, чтобы ученик мог успешно реализовать свои потребности и интересы.
  7. Ученик, если он не мешает классу, может посещать уроки, если у него нет индивидуальных занятий, но и по желанию. Участвует во всех мероприятиях класса и школы.
  8. Результатом работы является серия зачетов и экзаменов, после чего ученик признается успешно догнавшим сверстников, о чем и производится соответственная запись в решении педсовета.
  9. Доплату педагогам, участвующим в группе “поддержки”, можно производить решением попечительского совета.

P.S. К сожалению, технические требования к материалам не позволяют показать всю программу целиком, все ее этапы работы. Если найдутся единомышленники, буду рада познакомиться, обменяться и поделиться опытом работы.