Постиндустриальное, информационное общество, переход к которому начался в России, определяет принципиально новые требования общества к образованию, в частности профессионально- техническому.
В условиях постоянно растущих темпов обновления знаний, техники и технологий скорость их изменений стала опережать динамику смены поколений людей.
Критерием успешности для будущего специалиста становится не столько результативность в изучении учебных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами, выработка у студентов стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания.
При традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения ориентированных на классно- урочную форму занятий это невозможно. Необходимо вовлекать каждого студента в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным для технологии является метод проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студента на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системе образования. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:
- необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умение работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);
- актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
В Европейских языках слово проект заимствовано из латинского, которое буквально означает: “выброшенный вперед”, “выступающий”, “вытянутый”, “бросающийся в глаза”.
Под проектом подразумевают - план, предложение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс технической документации (расчетов, чертежей, макетов и т.д.)
Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Под методом проектов понимается система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить”- вот основной тезис современного понимания метода проектов.
В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Для системы СПО метод проектов актуален вдвойне, как эффективное средство получения современного образования.
Эпиграфом к проектному обучению может служить китайская пословица “Скажи мне - и я забуду. Покажи мне ~ и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь”.
Основные требования к учебному проекту
- Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы.
- Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта.
- Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительные черты проектной работы - поиск информации.
- Результатом работы над проектом является продукт.
- Представление продукта заказчику - презентация продукта и защита самого проекта.
Таким образом, проект - это “5 П” - проблема - планирование (проектирование)
- поиск - продукт - презентация.
Шестое П - портфолио, папка в которой собраны все рабочие материалы (черновики, дневные планы, отчеты и др.). В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
- паспорт проекта
- планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа
- промежуточные отчеты группы
- вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet
- результаты исследований и анализа
- записи всех идей, гипотез и решений
- отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.
- краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения
- эскизы, чертежи, наброски продукта
- материалы к презентации (сценарий)
- другие рабочие материалы и черновики группы. В
наполнении проектной папки
принимают участие все участники группы.
В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.
Для рациональной организации работы следует знать, что проекты бывают разные:
- Доминирующая деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, и др.
- Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект, надпредметный или внепредметный проект выполняется на стыках областей знаний по двум и более предметам. Чаще используется как дополнение к учебной деятельности.
- Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, что характерно для телекоммуникационных проектов).
- Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
- Количество участников проекта (личностные, парные, групповые).
- Продолжительность проекта (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные)
Структура учебного проекта
Этапы |
|
Деятельность учащихся |
|
1. Начинание |
Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы | Уточняют информацию Обсуждают задание | Мотивирует учащихся Объясняет цели проекта Наблюдает |
2. Планирование |
Анализ проблемы Определение источников информации Постановка задач и выбор критериев оценки результатов Распределение ролей в команде | Формируют задачи Уточняют информацию (источники) Выбирают и обосновывают свои критерии успеха | Помогает в анализе и синтезе (по просьбе) Наблюдает |
3. Исследование |
Сбор и уточнение информации Обсуждение альтернатив (“мозговой штурм”) Выбор оптимального варианта Уточнение планов деятельности | Работают с информацией Проводят синтез и анализ идей Выполняют исследование | Наблюдает Консультирует |
4. Выполнение |
Выполнение проекта | Выполняют исследование и работают над проектом Оформляют проект | Наблюдает Советует (по просьбе) |
5. Оценка результатов |
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Анализ достижения поставленной цели | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке | Наблюдает Направляет процесс анализа (если необходимо) |
6. Защита проекта |
Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов Коллективная защита проекта Оценка | Защищают проект Участвуют в коллективной оценке результатов проекта | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Виды презентаций проектов
Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:
- деловой игры
- демонстрации видеофильма / продукта, выполненного на основе информационных технологий
- диалога исторических или литературных персонажей
- защиты на Ученом Совете
- игры с залом
- иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций
- инсценировки реального или вымышленного исторического события
- научной конференции
- научного доклада
- отчета исследовательской экспедиции
- пресс-конференции
- путешествия
- рекламы
- ролевой игры
- соревнования
- спектакля
- спортивной игры
- театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)
- телепередачи
- экскурсии
Формы продуктов проектной деятельности
- Web-сайт- Мультимедийный продукт
- Анализ данных социологического- Оформление кабинета опроса- Постановка
- Атлас, карта- Праздник
- Видеофильм- Прогноз
- Выставка- Система школьного самоуправления
- Газета, журнал- Справочник
- Действующая фирма- Сравнительно-сопоставительный
- Законопроектанализ
- Игра- Учебное пособие
- Коллекция- Экскурсия
- Костюм- Музыкальное произведение
- Модель
Рейтинговая оценка проекта
Оценивание - это имитация профессиональной экспертизы. В то же время мы хорошо понимаем, что оценивание результатов творческой деятельности всегда драматично и противоречиво.
Многие проблемы снимает зашита проектной работы. Это самый драматический и психологически напряжённый этап проектирования - подготовка и выход на публичную защиту творческой работы, где команда экспертов (6-8 ребят, авторов таких же творческих проектов (хотя и различной тематики) и преподаватель (либо группа преподавателей) будут оценивать выполненные проекты и защиту (доклад на 6-7 минут, ответы на вопросы, оценивание по экспертной анкете).
Студенты должны отстоять свою работу, убедить комиссию из преподавателей и своих сверстников в её значимости; показать свою компетентность не только в специальных вопросах, касающихся проекта, но раскрыть значение проекта экономической и экологической точек зрения (насколько экологически безопасна работа, с какими затратами была связана, какую нишу может занять на сегодняшнем рынке). Таким образом, у будущих специалистов формируется целостное представление о проекте, происходит осознание законченности и значимости своей деятельности. Для большей стимуляции воли к победе над собой неплохо ввести дух соревновательности — устроить конкурс, олимпиаду проектов, выставку лучших работ, на которую можно пригласить преподавателей данного учебного заведения и студентов других групп. В результате у ребят повышается самооценка, происходит самоутверждение и признание взрослыми их работы, так нужные им в этот сложный период становления личности.
1-м способ. Перед защитой проекта на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом- консультантом и сокурсниками, а затем и самим автором проекта. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставляемых в данной позиции [12].
Таблица 1. Индивидуальная карта студента, защищающего проект
Этапы |
Критерии оценки |
Самооценка |
Педагог |
Коллеги по команде (классу) |
Защита | Представление (из 15 баллов) | |||
Ответы на вопросы (из15 баллон) | ||||
Процесс | Интеллектуальная активность (из 10 баллов) | |||
проектирования | Творчество (из 10 баллов) | |||
Практическая деятельность (из 10 баллов) | ||||
Умение работать в команде (из 10 баллов) | ||||
Итог | Достигнутый результат (из 15 баллов) | |||
Оформление (из 15 баллов} |
Суммирование в этом случае выглядит следующим образом: 85-100 баллов — отлично”; 70-85 баллов — “хорошо”; 50-70 баллов — “удовлетворительно”; менее 50 баллов — “неудовлетворительно”. Для избежания “двойки” за проект в ходе проектирования необходимо проводить консультации, дискуссии, насыщать учебную деятельность элементами самостоятельного познания и получения информации.
2-й способ. Для оценивания индивидуальной работы над проектом более удобна рейтинговая оценка (таблица 2). Подобная анкета заполняется в ходе защиты самим проектантом, его сокурсниками и педагогом [12].
Таблица 2.Рейтинговая оценка проекта
Оценка этапов |
Критерии оценки |
Баллы |
Оценка работы | Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы | 5, 10.20 |
Объем разработок и количество предлагаемых решений | 5, 10, 20 | |
Практическая нешкхпь | 5. 10 | |
Уровень самостоятельности участников | 10.20 | |
Качество оформления записки, плакатов и др. | 5. 10. 15 | |
Оценка рецензентом проекта | 5.10 | |
Оценка защиты | Качество доклада | 5. 10.20 |
Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме | 5, 10.20 | |
Проявление глубины и широты представлений по данному предмету | 5,10. 20 | |
Ответы па вопросы преподавателя | 5. 10 | |
Ответы на вопросы учащихся | 5. 10 |
Итоговая оценка (балл): 180-140 баллов — “отлично”; 135-100 баллов — “хорошо”; 95-65 баллов — “удовлетворительно”; менее 65 баллов — “неудовлетворительно”.
3-й способ. Для выпускников можно предложить более сложный рейтинговый подход, где выделяются и оцениваются 10 критериев на 4 уровнях (0, 5, 10, 20 баллов). Сложность заключается не в оценке, а в повышенных критериях, приближающихся к вузовским. Сама оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки, самооценки и оценки преподавателя (сумма делится натри). Выделяются 5 критериев выполнения и 5 критериев защиты проекта, и каждый из них оценивается отдельно (таблица 3) Правда, при таком подходе исключена оценка собственно деятельности студентов в процессе проектирования [12].
Таблица 3.Рейтинговая оценка (повышенный уровень)
Этапы |
Критерии оценки |
Уровень (0.5. 10.20) |
Оформление и выполнение | 1. Актуальность темы
предлагаемых решений. Практическая направленность работы |
|
проекта | 2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к защите | |
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решении | ||
4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов | ||
5. Качество записки; оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков | ||
Защита | 1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убежденность | |
2. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей | ||
3. Представление проекта: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, держание внимания аудитории | ||
4. Ответы на вопросы; полнота, аргументированность, убежденность, дружелюбие, стремление использовать отлеты для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы | ||
5. Деловые и волевые качества докладчика; умение принять ответе! венное решение, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелaтельность, контактность |
Итоговая оценка (балл): 200-155 баллов - “отлично”; 154-100 баллов - “хорошо”; менее
100 баллов - “удовлетворительно”.
Невозможно говорить об абсолютно верном измерении качества и процесса проектирования, ибо оценка предполагает измерение результата и сравнение его с эталоном, но именно эталона у нас и не существует. Педагоги, использующие метод проектов, знают, что в различных группах в разные годы критериальная база отлична от воображаемого эталона. Причем это отличие может иметь как положительную, так и отрицательную динамику..
В своей педагогической деятельности я внедряю метод проектов 3 года. На изучаемых дисциплинах: “основы алгоритмизации и программирования”, “распределенные системы обработки информации”; и кружка “web-дизайн” ребята работают над учебными проектами.
В своей деятельности я остановилась на нескольких типах проектов, которые логически разделила по формированию умений и навыков студентов.
Для первого и второго курса были выбраны ознакомительно – ориетировочный тип проектов.
Он изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов. Такие проекты как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможностью систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:
- Цель проекта и его актуальность
- Источники информации и их обработка ( анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы)
- Результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.)
- Презентация (публикация в сети, обсуждение в телеконференции и пр.)
Третий и четвертый курс работает над практико - ориентировачными проектами. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценариев всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировке совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику.
Результатом работы над проектом является:
- Презентация проекта внутри группы.
- Презентация проекта на научно – практической конференции отделения.
- Презентация лучших проектов на научно – практической конференции техникума
- Презентация лучших проектов техникума на городских и региональных научно – практических конференциях.
При внедрении данного метода возникли некоторые проблемы (типичные затруднения при выполнении проектных работ)
- Наибольшие сложности у учителей вызывает формулировка проблемы и умение подвести учащихся к ее “самостоятельному” определению
- Где нет вопроса или проблемы для разрешения или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум
- Проект является творческой работой, но не всякая творческая работа является проектом. Творческая работа - более свободный вид деятельности, чем проектирование. Он не предполагает такой четкой работы в структуре [8]
- Проект часто превращается в реферат, да еще и “скачанный” из Интернета, что губит идею данного метода. Особенно это касается информационных проектов. Итак, напоминаем, что реферат - это краткое изложение содержание книги, статьи и т.п., а также доклад с таким изложением. Информационный же проект предполагает работу в структуре исследовательской деятельности [8]
- Рефлексия, анализ сделанного, сравнение того, что было задумано, с тем, что получилось
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что метод проектов относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки, как со стороны педагога, так и со стороны студентов, и не менее тщательной координации всей деятельности ребят в процессе работы над проектом. Вместе с тем, думаем, из приведенного описания технологии метода проектов достаточно очевидна его направленность на интеллектуальное развитие личности будущего специалиста, на формирование его критического и творческого мышления. При этом студенты приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя результатов совместной деятельности и т. д.). Все это потребуется им в жизни, ибо работа в малых группах сотрудничества - одно из основных направлений социализации личности.
Кроме того, в связи со спецификой обучения в системе среднего профессионального образования студенты мало уделяют внимания дисциплинам не связанным с профильным обучением. Только внедрение инновационных педагогических технологий (в частности метод проектов) способствует сконцентрировать их внимание на обще гуманитарные социально экономические дисциплины.
Данная технология предлагает одновременное преподавание некоторых тем по различным предметам, которые имеют общие смысловые грани, что, содействует не только стимулированию интереса у студентов, но и позволяет им убедиться в необходимости получения определенных знаний и жизненно важных компетенций. Тем более, что количество учебных часов отводимых в программах среднего профессионального образования на изучение общегуманитарных социально-экономических дисциплин за последнее время сократилось, а объем содержания увеличился.
Таким образом, метод проектов действительно можно рассматривать как один из наиболее эффективных методов, позволяющих достигать поставленные цели современной системы обучения и воспитания.