При организации воспитательно-организационного процесса в МДОУ №20 г. Тирасполь Приднестровской Молдавской Республики возникло противоречие между возможностью использования разнообразных программ и методик и обеспечением целостности и системности образовательного процесса.
С целью создания единого воспитательно-образовательного пространства возникла необходимость скорректировать вопросы:
- сочетаемости реализуемых программ и технологий друг с другом и с требованиями государственных стандартов дошкольного образования;
- взаимозаменяемости отдельных разделов реализуемых программ воспитания и обучения между собой,
- обеспечения взаимосвязи и единства подходов к целям, содержанию, методам, формам организации, показателям результативности всех педагогов и специалистов ДОУ при взаимодействии с детьми по всем направлениям работы,
- определения оптимальной нагрузки на детей на учебный год, месяц, неделю с учетом всех реализуемых программ, в том числе и по дополнительному образованию;
- внесения изменений и корректировок в текущее планирование педагогического процесса по всем направлениям развития детской деятельности и с учетом приоритетного направления,
- организации согласованной деятельности педагогического коллектива, стимулирования профессионального и творческого роста педагогов с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса и уровня развития воспитанников.
Решить противоречия помогла разработка образовательной программы.
При этом учитывалось, что разработка программы является актуальной и для других детских садов города.
Актуальность
В последние годы в результате реформирования системы дошкольного образования, по итогам государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений появились дошкольные учреждения различных видов: центры развития ребенка, детские сады общеразвивающего, компенсирующего, комбинированного вида и др.
Вид каждого ДОУ устанавливается в соответствии с направленностью реализуемой в нем образовательной программы.
В соответствии с Законом ПМР “Об образовании” каждое дошкольное образовательное учреждение “самостоятельно в выборе из комплекса вариативных программ”.
Стремясь к переводу своего учреждения из режима функционирования в режим развития, коллективы детских садов берут за основу педагогической деятельности разнообразные современные программы воспитания и обучения дошкольников или их комплекс.
Детские сады общеразвивающего вида с приоритетным направлением развития воспитанников, в большинстве принимают за основу своей деятельности комплексные программы, дополняя их одной или несколькими парциальными программами.
Имеются примеры, когда в одном детском саду, наряду с 1-2 комплексными программами работает 2-4 парциальных программ.
Работа в детском саду комбинированного вида предполагает реализацию, наряду с комплексными программами, специализированных программ, направленных на коррекцию имеющихся недостатков детей (например, речевых и физических).
Центры развития ребенка, осуществляя свою педагогическую деятельность с превышением стандарта по нескольким направлениям развития детей, используют и несколько комплексных, парциальных и коррекционных программ, рискуя перегрузить детей учебной деятельностью.
Следует отметить, что реализация разнообразных программ воспитания и обучения обязана обеспечивать выполнение стандартов по дошкольному воспитанию.
Важным моментом в данной ситуации является грамотное комплексирование всех программ и технологий, реализуемых в ДОУ и кооперация деятельности всех педагогов и специалистов.
Одновременное внедрение в практику работы одного ДОУ нескольких комплексных, парциальных программ иногда может приводить к их несоответствию друг с другом, хаотичному использованию набора методов и приемов из различных источников, непоследовательному планированию и организации воспитательно-образовательного процесса, и как следствие к отсутствию системы в работе, возможным перегрузкам детей.
Это ключевой момент в деятельности любого детского сада, так как реализация задач каждой программы воспитания и обучения требует внесения определенных изменений в организацию педагогического процесса, в планирование, в расписание воспитательно-образовательной деятельности ДОУ. Авторы любой программы склоняются к тому, чтобы она претворялась в работу с детьми продуманно, постепенно, не нарушая основное течение педагогического процесса.
Таким образом, ситуация полипрограммности и вариативности является характерной для большинства дошкольных образовательных учреждений г. Тирасполя и в целом ПМР, но при этом для повышения качества воспитания и обучения имеется необходимость:
- грамотного комплексирования реализуемых программ и технологий;
- видения и отражения особенностей организации воспитательно-образовательного процесса в данном детском саду через конкретный документ;
- обеспечения оптимального баланса различных видов деятельности и уровня учебной нагрузки;
- функционирования ДОУ, как единой социальной воспитательно-образовательной системы.
Ориентация образовательной программы на решение достаточно значимой для многих ДОУ проблемы повышения качества воспитания и обучения дошкольников делает программу достаточно актуальной.
Технология опыта
Образовательная программа ДОУ характеризует модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.
Существуют определенные требования Министерства просвещения ПМР, предъявляемые к разработке образовательных программ для ДОУ:
- Должны соответствовать Закону ПМР «Об образовании», Типовому положению о ДОУ.
- В программе должен соблюдаться светский характер образования.
- Программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.
Соответственно образовательная программа ДОУ состоит из следующих разделов:
Раздел I. Цели и задачи воспитания, определенные на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума.
Раздел II. Выбор программ и технологий, выстраивание целостного педагогического процесса.
Раздел III. Проектирование и планирование текущей педагогической деятельности, отбор форм организации образовательного процесса, соответствующих поставленным задачам и выбранному содержанию.
Раздел IV. Определение способов систематической фиксации динамики детского развития (мониторинг).
Раздел V. Условия реализации образовательной программы в ДОУ.
Образовательная программа – это модель воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Образовательная программа – это документ, определяющий специфику организации учебно-воспитательного процесса (содержание, формы) с учетом стандарта дошкольного уровня образования.
Основная цель её создания – обеспечение целостности и единства воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Её основное назначение – стать средством интеграции усилий педагогического коллектива в интересах всестороннего развития ребенка.
Наличие программы дает уверенность руководителю, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, кто, когда и какие действия должен совершить для достижения наилучших результатов.
Благодаря программе не только руководитель, но и педагоги понимают, на достижение какой общей цели они работают, какова их роль в этой работе, что от них ждут, и что произойдет, если они не обеспечат своевременного выполнения частных задач.
Поэтому образовательная программа не сможет выполнить своего назначения и не станет средством развития педагогического коллектива, если в её разработке будет принимать участие только администрация ДОУ.
Активное вовлечение сотрудников ДОУ в составление образовательной программы способствует поднятию уровня их профессионального мастерства и развитию творческого потенциала.
Образовательная программа ДОУ должна быть утверждена на Совете педагогов ДОУ. В конце учебного года необходимо на Итоговом Совете педагогов обсудить результаты работы по образовательной программе, и попытаться спрогнозировать возможные проблемы, касающиеся научно-методических, кадровых и финансовых, материальных, нормативно-правовых, мотивационных и временных условий, из-за которых могут возникнуть проблемы в реализации образовательного процесса и в системе управления ДОУ, влияющие на расхождение между целями и результатами образования.
Если сотрудники ДОУ с целью повышения эффективности воспитательно-образовательной работы положительно решают вопрос о необходимости внесения изменений в образовательную программу, необходимости пересмотра вопроса о комплексировании программ и реализации адаптированных образовательных программ, то это ежегодно отражается в экспертных картах, а результаты экспертизы авторских образовательных программ ежегодно рассматриваются на заседаниях методического и педагогического советов. Программы, успешно прошедшие апробацию и экспертизу всего образовательного курса, приказом заведующего ДОУ вносятся в Перечень образовательных программ, реализуемых в ДОУ.
Поэтому ежегодно в образовательную программу самого ДОУ вносятся изменения в зависимости от выбранных на год задач и изменений, происшедших в ДОУ (предметно-развивающая среда, качественный состав воспитанников и педагогов и др.).
Работу по проектированию и реализации образовательной программы ДОУ условно можно разделить на несколько этапов:
Этапы, основные задачи |
Роль руководителя ДОУ, заместителя заведующей по ОД | Роль педагогов, специалистов | Формы работы |
1. Теоретический Формируется представление о ДОУ как о социально -педагогической системе, о системе и целостности педагогического процесса. |
Знает сам, оказывает помощь по развитию знаний о системе воспитательно-образовательного процесса, об образовательной программе, её структуре, назначении. | Овладевают теоретическими знаниями о ДОУ как социально педагогической системе, о системе воспитательно-образовательного процесса, о структуре и назначении образовательной программы. | Педсовет Консультации Семинары |
2. Моделирование воспитательно-образовательного процесса. | Руководит коллективной работой по целеполаганию, выбору и комплексу программ воспитания и обучения, педагогической технологией, научно-методического обеспечения, уточнению структуры (организации) педпроцесса, подбору диагностических методик. Обеспечивает целостность педпроцесса путем комплексирования программ. | Осуществляют подбор целеполагания,
программ воспитания и обучения, методического
обеспечения, пособий. Участвуют в разработке учебного плана и нагрузки, определяют систему работы по основным и приоритетным направлениям деятельности, педагогическому мониторингу. |
Заседания творческих, рабочих групп |
3. Создание проекта образовательной программы | Организует деятельность сотрудников по составлению ОП, стимулируют систематизацию работы, долгосрочное и текущее планирование, взаимодействие всех педагогов ДОУ. | Составляют, корректируют планы учебно-воспитательного процесса на учебный год, систему мониторинга. Определяют условия реализации ОП. | Заседания творческих и рабочих групп. |
4. Утверждение проекта образовательной программы | Организует знакомство педагогов с проектом ОП; организует обсуждение, вносит уточнения, изменения, вносит предложение по утверждению и реализации ОП. | Знакомятся с проектом ОП, обсуждают, предлагают изменения, дополнения. Принимают решение по утверждению ОП к реализации. | Педсовет |
5. Реализация образовательной программы | Изучает ход учебно-воспитательного процесса, его результаты в соответствии с образовательной программой и годовым планом, дает анализ, оценку, принимает решение по координации и совершенствованию системы работы ДОУ. | Реализуют ОП, изучают уровень развития детей, рефлексируют свою педагогическую деятельность, намечают пути ее совершенствования. | Текущая педагогическая деятельность |
В основу данной образовательной программы положены предложения К.Ю. Белой, П.И. Третьякова, Н.В. Микляевой, С. Кузьмина, Р.И. Беленькой, Н.А. Горбатенко и др.
Предлагается один из вариантов ее построения для Центра развития ребенка.
Структура Образовательной программы включает следующие разделы:
- Предназначение ДОУ и средства его реализации (Приложение 1);
- Описание «модели» выпускника ДОУ (Приложение 2);
- Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса;
- Структура МДОУ и наполняемость детьми;
- Управление реализацией программы;
- Общеобразовательные программы ДОУ и их методическое обеспечение (Приложение 3);
- Особенности организации
воспитательно-образовательного процесса;
· Учебный план ДОУ;
· Сетка занятий ДОУ;
· Кружково-студийная работа в ДОУ;
· Модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ для разных возрастов;
· Модель двигательного режима в санаторной (разновозрастной) группе (Приложение 4); - Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (Приложение 5);
- Система работы по социально-нравственному воспитанию в ДОУ;
- Система работы по познавательному развитию в
ДОУ:
· Система работы по речевому развитию;
· Система работы по формированию элементарных математических представлений у детей;
· Система работы по формированию элементарных экологических представлений у дошкольников; - Система работы по художественно-эстетическому
воспитанию:
· Система работы по музыкальному воспитанию;
· Система работы по театрализованной деятельности;
· Система работы по художественно-продуктивной деятельности; - Организация игровой деятельности;
- Дополнительные образовательные услуги;
- Ведущие формы проведения занятий в ДОУ;
- Предметно-развивающая среда в ДОУ;
- Состояние количественного и качественного состава педагогов ДОУ;
- Система работы ДОУ с семьей;
- Особенности психологической службы в ДОУ;
- Традиции ДОУ;
- Взаимодействие ДОУ с социумом;
- Критерии и показатели реализации Образовательной программы;
- Приложения в Образовательной программе:
· Состав рабочей группы по разработке Образовательной программы;
· План работы рабочей группы по разработке программы;
· Выписка из протокола заседания Совета Педагогов ДОУ по утверждению Образовательной программы;
· Ежегодные выписки из протоколов Совета Педагогов ДОУ по внесению дополнений в Образовательную программу;
· Выписки из приказов руководителя ДОУ об утверждении Образовательной программы на учебный год;
· План мероприятий по внесению изменений в Образовательную программу ДОУ;
Аналитические материалы, обосновывающие
содержание разделов образовательной программы:
· Распределение детей по группам
здоровья ДОУ;
· Сравнительный анализ
психологической готовности выпускников ДОУ к
школе;
· Уровни усвоения программ детьми в
ДОУ за 3 последних года;
· Сравнительный анализ уровней
усвоения программ детьми за 3 года;
· Анализ качественного и
количественного состава педагогов ДОУ за
несколько лет;
· Карта оценки уровня
профессионального мастерства педагогов ДОУ за
несколько лет.
Предлагаемая работа коллектива МДОУ №20 по разработке и организации образовательной программы будет являться востребованной для детских садов, реализующих в своей деятельности комплекс программ воспитания и образования, и стремящихся к созданию целостного единого воспитательно-образовательного пространства в своем детском саду.
Используемая литература
- Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: сборник документов по проведению аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений/ Ред.Р.Б. Стеркиной. М., 1996 г.
- Бондаренко А.К., Позняк Л.В., Шкатула В.И. Заведующий дошкольных учреждением. М., 1984 г.
- Закон ПМР «Об образовании» от 21 мая 2003 г.
- Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практическое пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону, 2002 г.
- Кузьмин С. Образовательная программа ДОУ (теория, особенности разработки, практика). Методические рекомендации// Дошкольное образование №2 (146) 16-31 января 2005 г.
- Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция. – М., 2005 г.
- Позняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М., 2001 г.
- Рекомендации по экспертизе образовательной программы ДОУ в ПМР. Сост. Беленькая Р.И., Горбатенко Н.А./ Педагогический вестник Приднестровья №2 2004.
- Стеркина Р. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ// Дошкольное воспитание. 1995. №8.
- Стеркина Р., Князева О. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений// Дошкольное воспитание. 1992 г. №2.