Образовательная программа МДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Администрирование школы, Общепедагогические технологии


При организации воспитательно-организационного процесса в МДОУ №20 г. Тирасполь Приднестровской Молдавской Республики возникло противоречие между возможностью использования разнообразных программ и методик и обеспечением целостности и системности образовательного процесса.

С целью создания единого воспитательно-образовательного пространства возникла необходимость скорректировать вопросы:

  • сочетаемости реализуемых программ и технологий друг с другом и с требованиями государственных стандартов дошкольного образования;
  • взаимозаменяемости отдельных разделов реализуемых программ воспитания и обучения между собой,
  • обеспечения взаимосвязи и единства подходов к целям, содержанию, методам, формам организации, показателям результативности всех педагогов и специалистов ДОУ при взаимодействии с детьми по всем направлениям работы,
  • определения оптимальной нагрузки на детей на учебный год, месяц, неделю с учетом всех реализуемых программ, в том числе и по дополнительному образованию;
  • внесения изменений и корректировок в текущее планирование педагогического процесса по всем направлениям развития детской деятельности и с учетом приоритетного направления,
  • организации согласованной деятельности педагогического коллектива, стимулирования профессионального и творческого роста педагогов с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса и уровня развития воспитанников.

Решить противоречия помогла разработка образовательной программы.

При этом учитывалось, что разработка программы является актуальной и для других детских садов города.

Актуальность

В последние годы в результате реформирования системы дошкольного образования, по итогам государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений появились дошкольные учреждения различных видов: центры развития ребенка, детские сады общеразвивающего, компенсирующего, комбинированного вида и др.

Вид каждого ДОУ устанавливается в соответствии с направленностью реализуемой в нем образовательной программы.

В соответствии с Законом ПМР “Об образовании” каждое дошкольное образовательное учреждение “самостоятельно в выборе из комплекса вариативных программ”.

Стремясь к переводу своего учреждения из режима функционирования в режим развития, коллективы детских садов берут за основу педагогической деятельности разнообразные современные программы воспитания и обучения дошкольников или их комплекс.

Детские сады общеразвивающего вида с приоритетным направлением развития воспитанников, в большинстве принимают за основу своей деятельности комплексные программы, дополняя их одной или несколькими парциальными программами.

Имеются примеры, когда в одном детском саду, наряду с 1-2 комплексными программами работает 2-4 парциальных программ.

Работа в детском саду комбинированного вида предполагает реализацию, наряду с комплексными программами, специализированных программ, направленных на коррекцию имеющихся недостатков детей (например, речевых и физических).

Центры развития ребенка, осуществляя свою педагогическую деятельность с превышением стандарта по нескольким направлениям развития детей, используют и несколько комплексных, парциальных и коррекционных программ, рискуя перегрузить детей учебной деятельностью.

Следует отметить, что реализация разнообразных программ воспитания и обучения обязана обеспечивать выполнение стандартов по дошкольному воспитанию.

Важным моментом в данной ситуации является грамотное комплексирование всех программ и технологий, реализуемых в ДОУ и кооперация деятельности всех педагогов и специалистов.

Одновременное внедрение в практику работы одного ДОУ нескольких комплексных, парциальных программ иногда может приводить к их несоответствию друг с другом, хаотичному использованию набора методов и приемов из различных источников, непоследовательному планированию и организации воспитательно-образовательного процесса, и как следствие к отсутствию системы в работе, возможным перегрузкам детей.

Это ключевой момент в деятельности любого детского сада, так как реализация задач каждой программы воспитания и обучения требует внесения определенных изменений в организацию педагогического процесса, в планирование, в расписание воспитательно-образовательной деятельности ДОУ. Авторы любой программы склоняются к тому, чтобы она претворялась в работу с детьми продуманно, постепенно, не нарушая основное течение педагогического процесса.

Таким образом, ситуация полипрограммности и вариативности является характерной для большинства дошкольных образовательных учреждений г. Тирасполя и в целом ПМР, но при этом для повышения качества воспитания и обучения имеется необходимость:

  • грамотного комплексирования реализуемых программ и технологий;
  • видения и отражения особенностей организации воспитательно-образовательного процесса в данном детском саду через конкретный документ;
  • обеспечения оптимального баланса различных видов деятельности и уровня учебной нагрузки;
  • функционирования ДОУ, как единой социальной воспитательно-образовательной системы.

Ориентация образовательной программы на решение достаточно значимой для многих ДОУ проблемы повышения качества воспитания и обучения дошкольников делает программу достаточно актуальной.

Технология опыта

Образовательная программа ДОУ характеризует модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

Существуют определенные требования Министерства просвещения ПМР, предъявляемые к разработке образовательных программ для ДОУ:

  1. Должны соответствовать Закону ПМР «Об образовании», Типовому положению о ДОУ.
  2. В программе должен соблюдаться светский характер образования.
  3. Программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.

Соответственно образовательная программа ДОУ состоит из следующих разделов:

Раздел I. Цели и задачи воспитания, определенные на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума.

Раздел II. Выбор программ и технологий, выстраивание целостного педагогического процесса.

Раздел III. Проектирование и планирование текущей педагогической деятельности, отбор форм организации образовательного процесса, соответствующих поставленным задачам и выбранному содержанию.

Раздел IV. Определение способов систематической фиксации динамики детского развития (мониторинг).

Раздел V. Условия реализации образовательной программы в ДОУ.

Образовательная программа – это модель воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Образовательная программа – это документ, определяющий специфику организации учебно-воспитательного процесса (содержание, формы) с учетом стандарта дошкольного уровня образования.

Основная цель её создания – обеспечение целостности и единства воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Её основное назначение – стать средством интеграции усилий педагогического коллектива в интересах всестороннего развития ребенка.

Наличие программы дает уверенность руководителю, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, кто, когда и какие действия должен совершить для достижения наилучших результатов.

Благодаря программе не только руководитель, но и педагоги понимают, на достижение какой общей цели они работают, какова их роль в этой работе, что от них ждут, и что произойдет, если они не обеспечат своевременного выполнения частных задач.

Поэтому образовательная программа не сможет выполнить своего назначения и не станет средством развития педагогического коллектива, если в её разработке будет принимать участие только администрация ДОУ.

Активное вовлечение сотрудников ДОУ в составление образовательной программы способствует поднятию уровня их профессионального мастерства и развитию творческого потенциала.

Образовательная программа ДОУ должна быть утверждена на Совете педагогов ДОУ. В конце учебного года необходимо на Итоговом Совете педагогов обсудить результаты работы по образовательной программе, и попытаться спрогнозировать возможные проблемы, касающиеся научно-методических, кадровых и финансовых, материальных, нормативно-правовых, мотивационных и временных условий, из-за которых могут возникнуть проблемы в реализации образовательного процесса и в системе управления ДОУ, влияющие на расхождение между целями и результатами образования.

Если сотрудники ДОУ с целью повышения эффективности воспитательно-образовательной работы положительно решают вопрос о необходимости внесения изменений в образовательную программу, необходимости пересмотра вопроса о комплексировании программ и реализации адаптированных образовательных программ, то это ежегодно отражается в экспертных картах, а результаты экспертизы авторских образовательных программ ежегодно рассматриваются на заседаниях методического и педагогического советов. Программы, успешно прошедшие апробацию и экспертизу всего образовательного курса, приказом заведующего ДОУ вносятся в Перечень образовательных программ, реализуемых в ДОУ.

Поэтому ежегодно в образовательную программу самого ДОУ вносятся изменения в зависимости от выбранных на год задач и изменений, происшедших в ДОУ (предметно-развивающая среда, качественный состав воспитанников и педагогов и др.).

Работу по проектированию и реализации образовательной программы ДОУ условно можно разделить на несколько этапов:

Этапы,
основные
задачи
Роль руководителя ДОУ, заместителя заведующей по ОД Роль педагогов, специалистов Формы работы
1. Теоретический
Формируется представление о ДОУ как
о социально -педагогической системе,
о системе и целостности педагогического процесса.
Знает сам, оказывает помощь по развитию знаний о системе воспитательно-образовательного процесса, об образовательной программе, её структуре, назначении. Овладевают теоретическими знаниями о ДОУ как социально педагогической системе, о системе воспитательно-образовательного процесса, о структуре и назначении образовательной программы. Педсовет
Консультации
Семинары
2. Моделирование воспитательно-образовательного процесса. Руководит коллективной работой по целеполаганию, выбору и комплексу программ воспитания и обучения, педагогической технологией, научно-методического обеспечения, уточнению структуры (организации) педпроцесса, подбору диагностических методик. Обеспечивает целостность педпроцесса путем комплексирования программ. Осуществляют подбор целеполагания, программ воспитания и обучения, методического обеспечения, пособий.

Участвуют в разработке учебного плана и нагрузки, определяют систему работы по основным и приоритетным направлениям деятельности, педагогическому мониторингу.


Заседания творческих, рабочих групп
3. Создание проекта образовательной программы Организует деятельность сотрудников по составлению ОП, стимулируют систематизацию работы, долгосрочное и текущее планирование, взаимодействие всех педагогов ДОУ. Составляют, корректируют планы учебно-воспитательного процесса на учебный год, систему мониторинга. Определяют условия реализации ОП. Заседания творческих и рабочих групп.
4. Утверждение проекта образовательной программы Организует знакомство педагогов с проектом ОП; организует обсуждение, вносит уточнения, изменения, вносит предложение по утверждению и реализации ОП. Знакомятся с проектом ОП, обсуждают, предлагают изменения, дополнения. Принимают решение по утверждению ОП к реализации. Педсовет
5. Реализация образовательной программы Изучает ход учебно-воспитательного процесса, его результаты в соответствии с образовательной программой и годовым планом, дает анализ, оценку, принимает решение по координации и совершенствованию системы работы ДОУ. Реализуют ОП, изучают уровень развития детей, рефлексируют свою педагогическую деятельность, намечают пути ее совершенствования. Текущая педагогическая деятельность

В основу данной образовательной программы положены предложения К.Ю. Белой, П.И. Третьякова, Н.В. Микляевой, С. Кузьмина, Р.И. Беленькой, Н.А. Горбатенко и др.

Предлагается один из вариантов ее построения для Центра развития ребенка.

Структура Образовательной программы включает следующие разделы:

  1. Предназначение ДОУ и средства его реализации (Приложение 1);
  2. Описание «модели» выпускника ДОУ (Приложение 2);
  3. Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса;
  4. Структура МДОУ и наполняемость детьми;
  5. Управление реализацией программы;
  6. Общеобразовательные программы ДОУ и их методическое обеспечение (Приложение 3);
  7. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса;
        · Учебный план ДОУ;
        · Сетка занятий ДОУ;
        · Кружково-студийная работа в ДОУ;
        · Модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ для разных возрастов;
        · Модель двигательного режима в санаторной (разновозрастной) группе (Приложение 4);
  8. Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (Приложение 5);
  9. Система работы по социально-нравственному воспитанию в ДОУ;
  10. Система работы по познавательному развитию в ДОУ:
        · Система работы по речевому развитию;
        · Система работы по формированию элементарных математических представлений у детей;
        · Система работы по формированию элементарных экологических представлений у дошкольников;
  11. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию:
        · Система работы по музыкальному воспитанию;
        · Система работы по театрализованной деятельности;
        · Система работы по художественно-продуктивной деятельности;
  12. Организация игровой деятельности;
  13. Дополнительные образовательные услуги;
  14. Ведущие формы проведения занятий в ДОУ;
  15. Предметно-развивающая среда в ДОУ;
  16. Состояние количественного и качественного состава педагогов ДОУ;
  17. Система работы ДОУ с семьей;
  18. Особенности психологической службы в ДОУ;
  19. Традиции ДОУ;
  20. Взаимодействие ДОУ с социумом;
  21. Критерии и показатели реализации Образовательной программы;
  22. Приложения в Образовательной программе:
        · Состав рабочей группы по разработке Образовательной программы;
        · План работы рабочей группы по разработке программы;
        · Выписка из протокола заседания Совета Педагогов ДОУ по утверждению Образовательной программы;
        · Ежегодные выписки из протоколов Совета Педагогов ДОУ по внесению дополнений в Образовательную программу;
        · Выписки из приказов руководителя ДОУ об утверждении Образовательной программы на учебный год;
        · План мероприятий по внесению изменений в Образовательную программу ДОУ;

Аналитические материалы, обосновывающие содержание разделов образовательной программы:
    · Распределение детей по группам здоровья ДОУ;
    · Сравнительный анализ психологической готовности выпускников ДОУ к школе;
    · Уровни усвоения программ детьми в ДОУ за 3 последних года;
    · Сравнительный анализ уровней усвоения программ детьми за 3 года;
    · Анализ качественного и количественного состава педагогов ДОУ за несколько лет;
    · Карта оценки уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ за несколько лет.

Предлагаемая работа коллектива МДОУ №20 по разработке и организации образовательной программы будет являться востребованной для детских садов, реализующих в своей деятельности комплекс программ воспитания и образования, и стремящихся к созданию целостного единого воспитательно-образовательного пространства в своем детском саду.

Используемая литература

  1. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: сборник документов по проведению аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений/ Ред.Р.Б. Стеркиной. М., 1996 г.
  2. Бондаренко А.К., Позняк Л.В., Шкатула В.И. Заведующий дошкольных учреждением. М., 1984 г.
  3. Закон ПМР «Об образовании» от 21 мая 2003 г.
  4. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практическое пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону, 2002 г.
  5. Кузьмин С. Образовательная программа ДОУ (теория, особенности разработки, практика). Методические рекомендации// Дошкольное образование №2 (146) 16-31 января 2005 г.
  6. Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция. – М., 2005 г.
  7. Позняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М., 2001 г.
  8. Рекомендации по экспертизе образовательной программы ДОУ в ПМР. Сост. Беленькая Р.И., Горбатенко Н.А./ Педагогический вестник Приднестровья №2 2004.
  9. Стеркина Р. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ// Дошкольное воспитание. 1995. №8.
  10. Стеркина Р., Князева О. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений// Дошкольное воспитание. 1992 г. №2.