Образовательная технология по теме: "Модель атома. Опыт Резерфорда"

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Цели:

  • образовательная – ознакомление учащихся строением атома, расширение представлений учащихся о физической картине мира;
  • развивающая – развитие навыков работы с литературой (выделение главного, изложение данного материала, развитие внимательности, сравнивать и обобщать факты), развитие критического мышления;
  • воспитательная – любознательность, коллективная работа и товарищеская взаимопомощь, доказательство познаваемости мира.

ХОД УРОКА

I. Введение (вызов)

– На краю Млечного Пути, вокруг звезды средней величины, вращается голубой шар. Это – Земля, а голубизна – Океан. На планете много веществ и различных химических элементов, которые отличаются друг от друга мельчайшими частицами, именуемыми молекулами и атомами. “Что такое эти атомы и молекулы? Как они устроены? ” – эти вопросы давно задавал себе человек. И искал ответы. И открыл, что атом – это “беспокойное хозяйство” из протонов, нейтронов и электронов. Однажды Э. Резерфорд сказал: “Теперь я знаю, как выглядит атом”. А вы знаете? Давайте вспомним все, что знаем об атоме.

II. Реализация (осмысление)

– Я предлагаю модель атома Томсона. Радиоактивное излучение свидетельствовало, что в состав атома входят положительно и отрицательно заряженные частицы. В 1903 году Томсон предложил модель атома – “пудинг”, начиненный изюмом, где атом – это однородный шар из положительно заряженного вещества, в котором находятся электроны. Суммарный заряд электронов равен положительному заряду атома, следовательно, атом имеет заряд равный нулю. Согласны ли вы с этой моделью? Ваша версия строения атома?

Учащиеся предлагают свою версию, т.к. из химии и физики 8 кл. ребята уже знают об атоме.

– Как пришел Резерфорд к этой версии?

Учащиеся работают с учебником на странице 183 – 185, при чтении ставят значки INSERT.
После чтения учебника – предлагается обсудить маркировку INSERT работа в парах, затем в группах и во всем классе, т.е.– взаимопомощь. Рассказ ученика об опыте Резерфорда (по плакату). Дополнение учащихся, что упущено было в рассказе.

– С помощью каких частиц было открыто строение атома? Во сколько раз масса альфа-частицы больше массы электрона?

Использовали альфа-частицу, так как у нее масса много больше, чем у электрона:

Работа с учебником Касьянова В.А. “Физика 11” (М.: Дрофа, 2002 г., с 329).

– Видим:

– Где истина? Как выяснить? Сможете ли вы сделать правильный выбор?

Работа с конспектами за 8-й класс, справочниками или “Азбукой физики” (Ш.А. Горбушин, Ижевск, “Удмуртия”, 1992 г., с. 217)

Не: 2 протона и 2 нейтрона

Вывод: в учебнике В.А. Касьянова – опечатка, т.е. к работе с учебником необходимо относится критически.

– Найдите ошибки в следующем тексте:

“Французский физик Э. Резерфорд, проведя исследования состава и строения атомов, сделал выводы, что каждый атом состоит из электронов, которые находятся в его центре; протонов, движущихся вокруг электронов, и нейтронов, располагающихся снаружи атома. Поскольку заряженные частицы сосредоточены внутри атома, а на его поверхности расположены, не имеющие заряды, атом в целом нейтрален”.

Каждый ученик в своей тетради рисует модель атома, и эта модель переносится на доску.

– Модель атома Э. Резерфорда – планетарная. Почему? Малое по размерам положительно заряженное ядро, в котором сосредоточена почти вся масса атома, и отрицательные электроны, обращающиеся вокруг ядра по замкнутым орбитам. Наш век называют часто атомным, так как эта малая частица стала важной, весомой не только для научно-технического прогресса, но и для жизни человечества.

III. Рефлексия (самооценка)

– Наш урок заканчивается, но тему урока мы так и не определили? Как мы ее назовем?

– “Модель атома”.

На доске записаны слова вопросы, и учащиеся отвечают на них. Подводится итог работы.

Слова:

Кто?
Что?
Когда?
Как?
Почему?
Какая?
Из чего?

IV. Домашнее задание

§ 56, написать синквейн или кластер, заполнить таблицу:

+ “добрые дела” атома

– “злые дела” атома

   
  • INSERT:

I – interactive: самоактивизирующая “У” – уже знал;
N – noting: системная разметка “+” – новое;
S – system: для эффективного “ – ” – думал иначе;
E – effective: чтение и размышления “ ? ” – не понял, есть вопросы;
R – reading and thinking
T /

  • Синквейн (в переводе с франц.– пять строк):

Первая строка – название темы одним словом;
Вторая строка – описание темы в двух словах (двумя прилагательными);
Третья строка – описание действия в рамках темы тремя словами;
Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;
Пятая строка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

  • Кластер – смысловой блок на основе ключевых слов.

Тезисы. DOC 3

Самоанализ

Диагностика на стадии вызова прошла успешно – практически на все вопросы учащиеся дали ответы. Практически все мы работаем с несколькими источниками. В данном случае – это два учебных текста плюс справочник. Учащиеся тем самым получили возможность сравнивать разную информацию, формируется потребность критично осмысливать изучаемый материал.

При обсуждении результатов маркировки текста учащиеся легко вышли на дискуссию. Часть возникших проблем была решена на уроке.

Анализируя содержание синквеинов и кластеров, составленных учениками, прихожу к мысли, что урок не прошел даром.

Кластер:

Синквеин:

  1. Атом.
  2. Нейтральный, маленький.
  3. Э. Резерфорд опытно доказал планетарную модель.
  4. Таинственное, доброе, злое, необходимое.
  5. альфа-частица