Интегрированный курс по информатике. Работа в малых группах.
Люди, подобные мне, уверены в своей, так называемой, гениальности уже в десяти-, восьми-, девятилетнем возрасте…Я всегда поражался: “Почему никто не открыл меня? Неужели в школе никто не замечал, что я более способный, чем кто-либо другой? Что, учителя настолько глупы? Все, чем они располагают, это информация, в которой я не нуждаюсь”. Для меня все это было очевидно. Почему они не поместили меня в школу искусств? Почему они не обучали меня в этом направлении? Я был другим, я всегда был другим. Почему никто не замечал меня?
Джон Леннон
ВВЕДЕНИЕ
Большинство ребят достигает тех или иных успехов в области ИТ (участие в олимпиадах, конкурсах), получая знания не на уроках информатики, как это не печально, а вне школьного урока или являются самоучками. Единичны случаи, когда ребенок побеждает в олимпиадах, используя только то, что ему дали уроки информатики (лично я не знаю ни одного такого случая в нашем районе). Чаще уроки не оправдывают ожидание учащихся и их родителей и дело далеко не всегда в неумении учителя заинтересовать, объяснить, но и в насыщенности программы (особенно если информатика видеться только в старших классах). Содержание образования утверждается Министерством, оно же рекомендует учебные программы. В них прописаны темы, которые учащийся должен усвоить за время, запланированное учебным планом школы, с заданным качеством. Но кто и как подсчитывал, достаточно ли учащемуся времени, отведенного по учебному плану, для усвоения заданного объема информации? Это приводит к чудовищным перегрузкам, проблемам со здоровьем (сейчас уже 80% детей “сломали” свои нормальные физиологические функции – сердце, дыхание, пищеварение – из-за бесконечных перегрузок, которые накапливаются и, и будут накапливаться дальше…), снижением качества образования. Незавершенность процесса обу4чения является в огромной мере следствием того, что темп обучения (время изучения учебного материала) устанавливается совершенно произвольно, не считаясь с возможностями учащихся угнаться за учителем, спешащим “пройти” его в произвольно заданные программой сроки. Каждому учителю известно, что одни учащиеся “схватывают все на лету”, тогда как другие мучительно долго “переваривают” объяснения учителя. Процесс обучения строиться по принципам: “Кто отстал – сам виноват” и “Догоняй, как можешь” И чаще всего ученик не может. Отсюда плохая успеваемость, нежелание ходить в школу.
Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть 1//изд-во “Учитель”, 2004
Беспалко В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия)//изд-во НПО “МОДЭК”, 2002
Приходя на урок информатики, ребенок мечтает научиться в первую очередь работать на компьютере, а не программировать. К сожалению, до сих пор урок информатики чаще учит алгоритмизации и программированию, теоретическим вопросам, а не тому, что пригодиться каждому ребенку в реальной жизни. Хотя доказано, что большинство учащихся не могут успешно освоить эти разделы и далеко не все станут программистами, а вот опытными пользователями в современном мире должен быть каждый. Хочу также заметить, что экзамены по информатике также сдают не все, и опять же старшеклассники почему-то предпочитают готовиться к ним не на уроке, а вне его или с репетитором. Кроме того, спросите любого дизайнера или офисного работника знает ли он функциональную схему компьютера? Вероятнее всего – нет. Но это не мешает ему быть хорошим специалистом. Поэтому родители платят деньги, отправляя детей на дополнительные курсы, чтобы они научились тому, что не может дать урок информатики, при этом сетуя на плохих учителей, школу и т.п. Одного этого мне кажется уже достаточно, чтобы пересмотреть действующую программу образования по информатике.
Каждый человек является носителем только ему присущих специальных способностей к вполне определенным видам деятельности. Одни способности светятся ярче, другие более тускло, и каждая способность имеет свой принципиально личностный потолок возможного развития. Мы же пытаемся “напичкать” ребенка всем, что знаем сами. И если ребенок не может, то надо заставить его учить, тем самым мы превращаем ученика в раба знаний. Заставляет зубрить, хитрить. Известно, что учащиеся могут усвоить любое содержание любых предметов, особенно если предстоит экзамен или зачет, но вопрос в другом, сколько из этих знаний остается у них после зачета, могут ли они применить полученные знания в конкретных жизненных ситуациях. А надо ли всему учить? Не проще ли заложить основы знаний для самостоятельного принятия решений в неординарных ситуациях? В связи с этим хотелось бы привести несколько цитат: “Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего не знает” Георг Зиммель; “Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто” Б. Ф. Скиннер; “ То, чему мы учились в школах и университетах, – не образование, а только способ получить образование” Ральф Эмерсон. “…человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместить в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке. Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно. Уверяю вас, придет время, когда, приобретая новое, вы будете забывать что-то из прежнего. Поэтому страшно важно, чтобы ненужные сведения не вытесняли собой нужных”. Артур Конан Дойль.
В учебных планах школьные предметы существуют независимо друг от друга, и их информация укладывается в головах учащихся, как говорил еще К.Д.Ушинский, длинными вереницами, как ласточки в стужу, навсегда замерзая в голове учащегося в виде разрозненного и несистематизированного опыта. В учебных планах не существует того общего стержня. Вокруг которого могло бы отбираться, кристаллизироваться и систематизироваться содержание обучения различным предметам, трансформируясь в голове учащегося в виде обобщенного и осознанного опыта.
Как вывод из выше сказанного, можно заметить, что у учеников все больше атрофируется чувство самостоятельности, ответственности, стремления к творчеству, размышлениям, критическому и мотивированному отношению к действительности.
Метод проектов, нетрадиционные уроки часто помогают не только сформировать определенный набор знаний, но и пробудить в детях стремление к самообразованию, реализации своих способностей, но такая форма носит не систематический характер и потому не решает проблемы.
Кроме всего перечисленного во многих школах остается актуальной проблема обеспечения компьютерных классов компьютерной техникой. В нашей школе в компьютерном классе всего 7 компьютеров при количественном составе группы от 20 человек. Сканер, принтер, а тем более проектор, фотоаппарат и видеокамера – это только мечты.
Данный проект позволяет решить многие из обозначенных проблем, хотя он тоже не идеален.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов, занимающихся в компьютерных классах по 2 часа в неделю (68 часов в год). Рекомендуются сдвоенные уроки. Ребята в начале 10 класса (на самом первом занятии) разбиваются на группы, желательно не очень большие, по количеству компьютеров в классе (минус один компьютер для индивидуальной работы). То есть если в классе 5 компьютеров, то групп должно быть 4. Численность в группах можно увеличить, но при условии увеличения числа компьютеров на данную группу.
Работа с отстающими, пропустившими занятие или наоборот с ребятами, которые хотят узнать дополнительные разделы темы
Если группы получились большие (больше 4 человек), то необходимо на первых занятиях строго отслеживать работу каждого участника группы. Следить, чтобы каждый учащийся сделал часть общей работы на компьютере.
Основная идея проекта-программы: создание преуспевающей коммерческой фирмы каждой группой учащихся. В течение двух лет ребята развивают фирму по выбранному ими самими направлению, изучая не только ИТ, но и пополняя свои знания по другим дисциплинам. Во время обучения состав групп может меняться, как в реальной жизни ребята могут увольняться из одной фирмы и оформляться на работу в другую. Из собственного опыта отмечу, что такое перемещение происходит не часто (из 30 групп, только 4 группы изменили свой первоначальный состав).
Основными целями проекта являются:
- Выявление и развитие доминантных способностей каждого ребенка.
- Активизация познавательной деятельности и создание мотивационной среды
- Формирование навыков самообразования
- Формирование практических навыков работы не компьютере
- Формирование экономически активной личности, способной быть конкурентно способной в рыночных отношениях)
Одной из воспитательных задач является формирование у ребенка адекватной самооценки. которая способствует продуктивному развитию его личности и гармоничному вхождению в общество. Главной же дидактической задачей – научить детей быть с компьютером на “ты”, помочь им овладеть готовым инструментарием и стать пользователем в широком смысле, то есть самостоятельно находить новые области применения знаний. Несмотря на высокую сложность в исполнении, в практическом применении все прикладные программы очень просты и не требуют много времени при их изучении. А использование умения работать на компьютере дает возможность более творчески, глубоко и самостоятельно изучать информатику, так как дети видят практическое применение своих знаний. Можно выделить еще несколько задач, стоящих перед учителем:
- Развивать умение высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа.
- Продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации.
- Формировать умение выделять главное, отбирать нужный материал, ставить цели и задачи деятельности, работать по плану.
- Развивать основы творческой деятельности.
- Развивать критическое мышление при анализе и оценке различных ситуаций.
- Развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения.
- Развивать способность правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного.
- Развивать умение строить отношения между участниками одной группы
- Сформировать желание к самореализации.
- Воспитание патриотизма.
При организации фирмы возникает много правовых вопросов, что позволяет часть уроков проводить совместно с учителем обществознания и на практике изучать основы налогового и гражданского права.
Так же легко интегрировать уроки информатики с уроками экономики и психологии. Исследования американского психолога Д. Белла показали, что эффективность в бизнесе (любой другой сфере деятельности) зависит не только от профессиональных знаний и опыта работы, но и от умения строить правильное отношение с подчиненными и руководителями. На протяжении всего обучения ребята пробуют себя в разных должностях, учатся выстраивать отношения в своем коллективе. Тематический план по психологии составляется с учетом этого.
Для превращения своего предприятия в развивающую компанию ребятам часто необходимы дополнительные сведения из разных областей, поэтому учащиеся очень тесно сотрудничают с педагогами (помощь которых необходима для развития выбранного направления), причем сами выказывают желание для углубленного изучения той или иной темы. Таким образом, параллельно с работой по организации фирмы создаются и реализуются другие проекты, например сайт о лекарственных растениях, радиопередача о войне.
При подготовке к “Ярмарке производителей” ребята взаимодействуют с учителями трудового обучения (фирма “Axelбант”, например, шила модели одежды для кукол), с учителями изобразительного искусства и т.п.
Большие домашние задания убивают интерес к обучению и желание ходить на уроки. Исследования американских ученных в этой области показывают, что если ребенка заставлять делать домашние задания, то 80-90% он выполняет, не понимая. Домашние задания должны поддерживать и расширять обучение, поэтому основная работа должна проходить в классе. Так как ребята сами составляют план работы на следующее занятие, то домашнее задание в обязательном порядке не задается. Каждая группа сама решает нужно им готовиться к следующему занятию или они успеют выполнить запланированный ими объем работы непосредственно на уроке. Опыт показывает, что ребята охотно выполняют часть задания дома. К концу первого полугодия даже “лентяи” начинают приносить на урок дискеты с набранным текстом, макеты рисунков и т.п.
“Сегодня оценки как бы заключают в себе и суть, и смысл образования… Они превратились в своего рода эквивалент морали. Хорошая оценка ассоциируется с хорошим поведением, плохая – с плохим поведением. Мы превратили оценку даже …в эквивалент добра и зла. До тех пор, пока мы с помощью оценок будем навешивать на людей ярлыки неудачников, до тех пор мы будем лишать их шанса на успех”. У. Глассер. Основная задача – это переход от внешней оценки (учителем) к само- и взаимооценки. Это достигается использованием новой формой оценивания. Раз в две недели ребята начисляют всем работникам своей фирмы зарплату (от тысячи до 5 тысяч $), обязательно обосновывая свои начисления бухгалтеру (учителю). При спорной ситуации, когда учитель считает, что зарплата не соответствует выполненной работе, вопрос выносится на обсуждение класса. Если обоснования нет, то учитель может по своему усмотрению начислить зарплату (выставить оценки). За год работы по данной методике, таких ситуаций не было. Существует фонд экономии заработной платы, в который поступают деньги неуплаченные в данную выплату. Например, группа состоит из 4 человек, на выплату зарплаты им выделяется 20 тысяч $. Они начислили Ване – 5000, Пете – 5000, Юле – 4500 и Ире – 4500. Экономия составила 1000. Из фонда экономии заработной платы ребята могут выписать премию, материальную помощь, оплатить услуги консультанта (учителя или товарища по классу), оплатить командировочные (поездку в городскую библиотеку). Кроме этого учащиеся могут из административного фонда раз в месяц выписать одну премию и раз в два месяца – материальную помощь, что дает дополнительный стимул, а также поддержку слабым ученикам или тем, кто пропустил занятия. Все средства записываются на банковский счет, в конце полугодия подводятся итоги (аналог балльной системы).К выплате “заработной платы” ребята относятся очень серьезно, порой они оценивают даже строже, чем учитель. Многие ученики ставят под сомнение оценки, выставляемые учителем, такая форма оценивания снимает эту проблему.
Развернутый тематический план.
Название темы по информатике | Кол-во часов | Примечания | Название темы по психологии | Кол-во часов | |
теория | практика | ||||
I полугодие, 10 класс | |||||
Знакомство. Вводное занятие. Создание
простого бэйджика, формулировка цели курса,
разбивка на группы, выбор направления работы,
распределение должностных обязанностей,
инструктаж по ТБ, подготовка устава предприятия,
планирование работы на следующее занятие Данный пункт присутствует в конце каждого занятия |
1 | 1 | Урок проводиться совместно с учителем обществознания. Конспект урока см. приложение 4 | Как научиться общаться? | 1 |
Текстовый редактор Word. Оформление документа (устава) в текстовом редакторе. Форматирование, редактирование, сохранение и печать (если есть принтер) текста. Сдача устава в налоговые органы (зачет). Составление и подписание договора сотрудничества | 1 | 3 | В приложении 3 образец договора. Зачет проводиться совместно с учителем обществознания. | Навыки НЛП в общении | 2 |
Графический редактор Adobe PhotoShop. Создание логотипа и печати предприятия. Защита атрибутики | 2 | 6 | Некоторые работы можно посмотреть в файлах рисунках | Конгруэнтность. Гибкость в общении (учимся понимать себя и других) Учимся управлять собой. | 3 |
Текстовый редактор Word. Создание расходных бланков предприятия (таблицы). Вставка графических объектов. Программа Nero Burning ROM. Запись файлов на CD. Составление плана рекламной компании. | 2 | 4 | Самооценка. Типы самооценки. Диагностика самооценки | 2 | |
Повторение. Подготовка рекламных объявлений, приглашений для ярмарки производителей. | 2 | Структура личности. Активность, устойчивость, направленность личности. Исследование свойств личности | 4 | ||
Презентации в PowerPoint. Создание рекламной презентации | 2 | 9 | В презентациях ребята очень часто хотят использовать звукозапись, причем качество встроенной звукозаписи их не устраивает, в таком случае мы изучаем дополнительно звуковой редактор | Правила ведения дискуссии | 1 |
Запись и микширование музыки в редакторах JetAudio и SoundForge | 1 | 2 | Конфликт. Виды конфликтов. Диагностика стиля поведения в конфликтах | 3 | |
Ярмарка производителей – внеклассное мероприятие | 4 | Проводиться как внеклассное мероприятие. Одну из презентаций, представленных на ярмарке можно посмотреть в приложении 5 | Стратегии общения (открытое – закрытое, монолог – диалог, спонтанное – ролевое). Психологические особенности публичного выступления | 3 | |
II полугодие, 10 класс |
|||||
Подведение итогов. Планирование на следующие занятие. | 1 | Знаки внимания при общении | 2 | ||
Электронные таблицы Excel. Расчеты доходов и расходов, налогообложение. Сметы накладные | 3 | 9 | Второй урок проводиться совместно с учителем обществознания | Значение поддержки и одобрения в общении | 1 |
Базы данных. Создание БД сотрудников. Запросы и отчеты | 4 | 10 | Первый урок проводиться совместно с учителем обществознания | Эмпатия и рефлексия | 3 |
Интернет и электронная почта | 2 | 2 | Обратная связь в общении. “Общение без масок” | 3 | |
Локальная сеть | 2 | 3 | Мои права и права других людей (совместно с учителем обществознания) | 2 | |
Подведение итогов. Планирование работы на следующий год | 2 | Круглый стол | Виды общения. Позиции общения | 8 |
2 год обучения (11 класс) |
||||
План работы. Постановка целей и задач. | 1 | План в разработке | ||
Покупка компьютерной техники. Сборка по прайс-листу | 5 | 4 | ||
“Покупка” и установка программного обеспечения (настройка ОС) | 2 | 4 | Используем программу имитации установки Windows 2000 | |
Подготовка к новой рекламной компании. Визитные карточки. Рекламные буклеты. Прайс-листы. Бланк продаж. Базы заказов (повторение всего изученного в прошлом году) | 1 | 5 | ||
Видеоролик | 3 | 9 | ||
“Вечер пожирателей рекламы” – внеклассное мероприятие | 4 | |||
Создание Web-сайтов (блокнот) | 6 | 18 | ||
Разыгрывается тендер (здание). Составление бизнес-плана по использованию данного помещения | 2 | 8 | Серия уроков (6) проводится совместно с учителями обществознания и экономики | |
Внеклассное мероприятие “Золотая ветвь предпринимателя” 4 часа) |
В этом году я впервые опробовала данный курс в школе, хотя элементы его я внедряла еще два года назад при прохождении некоторых тем курса информатики. Эксперимент начался очень успешно. Можно отметить повышение интереса учащихся к обучению не только по информатике, но и по другим предметам (экономики, обществознания, истории). Повысилось желание участвовать в конкурсах, викторинах, проектах. Параллельно с развитием собственного дела, многие ребята выполнили проекты по другим предметам, используя средства ИТ (в частности проект радиопередачи, посвященной Великой Отечественной войне, который занял на районном компьютерном фестивале 1 место). Учителя нашей школы отмечают, что ребята стали более уверенными в себе, не бояться высказывать собственное мнение, аргументировано спорят по поводу выставляемых оценок. Весьма интересными являются замечания некоторых родителей о том, что ребенок стал больше читать, интересуется работой родителей. Важно отметить, что такая форма занятий позволяет ребятам четко определиться с дальнейшим выбором профессии, и что очень ценно, они уже сейчас имеют свои идеи по улучшению сферы будущей профессиональной деятельности.
В новом учебном году совместно с учителем истории, мы хотим с новыми 10 классами попробовать создать предприятия не сегодняшнего времени, а периода НЭПа. Тем самым повысить у учащихся интерес к истории.
В заключение хочу привести слова Симона Соловейчика, которые по моему мнению очень точно отражают основные задачи представленного вам проекта “Испокон веков перед каждым учителем стоит две пары задач: обучать детей и одновременно воспитывать их; обучать детей и одновременно развивать их способности. Но все эти задачи фактически невозможно решить, если не поставить перед собой и не решить еще одну, такую же важную пару задач: вызывать страсть к знанию и учить учиться”.