Общепедагогические технологии
-
Воспитательная работа в школе 2009
В настоящее время значительно возрастает роль основного структурного элемента воспитательной системы - классного коллектива, главным организатором которого является классный руководитель. Ведущим в его деятельности является личностный подход, который выражается в ценностно-смысловом равенстве взрослых и детей, в психолого-педагогической поддержке и помощи в развитии личности на основе природосообразности ребенка, модели семейного воспитания, запросов общества.
-
Статья "Роль элективных курсов в преподавании географии" 2009
В старшей школе помимо базовых и профильных предметов вводятся элективные курсы по географии. В качестве основной цели можно выделить создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных траекторий. В статье представлены основные виды и типы элективных курсов по географии.
-
Формирование социальной компетентности воспитанников с использованием метода проекта в условиях МОУДОД 2009
В личной практике часто сталкиваешься с детьми, особенно подростками, имеющими низкую самооценку, а так же низкий рейтинг в своем ученическом коллективе. Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для формирования у воспитанников лидерских качеств, развития социального творчества, формирование социальных компетенций.
-
Применение историко-географического подхода в формировании самостоятельного мышления учащихся 2009
Развивающее значение географического знания возрастает, если рассматривать его в единстве с историческим. Исторический подход в географии используется давно. Он помогает выявить условия и особенности развития изучаемых объектов и явлений, установить этапы и стадии их эволюции и тем самым объяснить современное состояние и облик, прогнозировать направления дальнейшего развития.
-
Авторская программа дополнительного образования. Школьное биологическое общество "Импульс" 2009
Образование современной школы призвано вооружать учащихся не только теоретическими, но и практическими знаниями и умениями. В своей работе я использую практическую направленность, раскрываю возможность для учащихся в проявлении патриотических чувств, любви к родной природе, сознательное отношение к труду, необходимость быть полезным, нужным, воспитываю гуманное отношение ко всему живому. Решению этих задач способствует внеклассная кружковая работа, в которой тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная, по авторской программе развития школьного биологического общества. Эту работу я смогла соединить благодаря созданию живого уголка.
-
Урок технологии в 8-м классе по теме "Подготовка материалов для выпиливания. Перевод хантыйского орнамента" 2009
Использование регионального компонента на уроках технологии в прорезной резьбе на основе традиций и орнаментов коренных народов Севера.
-
Проект как основной элемент в организации внеурочной деятельности младших школьников 2009
Наш социальный заказчик – российское общество – хочет видеть после окончания школы функционально грамотную личность. Это личность, способная использовать приобретенные за время обучения в школе знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач (проблем). Проектная деятельность с 1-го класса – это реальные шаги взрослых (педагогов и родителей) по развитию творческих способностей ребенка, его личностных качеств.
-
О преподавании математики в классах гуманитарного профиля 2009
Применение новых УМК, рейтинговая оценка достижений обучающихся, технология развития критического мышления, проектный метод изучения отдельных тем и выполнение творческих исследовательских работ – всё это решит проблему интереса к математике у гуманитариев.
-
Адаптация первоклассников 2009
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Заканчивается адаптационный период первоклассников праздником "Посвящение в первоклассники".
-
Педагогическая мастерская "Роль недельной циклограммы в формировании жизненно важных компетенций воспитанников детского дома" 2009
Многолетняя практика работы в детских домах показывает, что воспитанники этих учреждений не имеют четких представлений, достаточного объема знаний о взрослой, самостоятельной жизни, способах взаимодействия с окружающим миром. Выйдя из детского дома, ребенок начинает понимать, что мир ему ничего не должен. Отработанная система поведения рушится...
-
Виды оценивания и контроля достижения младших школьников в рамках программы «Школа России» 2009
В статье рассматривается использование разных видов оценивания и контроля, позволяющих сделать оценку более объективной и содержательной. Раскрываются приёмы, направленные на развитие адекватной самооценки возможностей детей, способы фиксации контрольно-оценочных действий учащихся и информационное обеспечение контроля.
-
Мастер-класс на тему "Цветок семьи" 2009
Урок знакомит с общечеловеческими ценностями, лежащими в основе семьи. Обращает внимание учащихся на качества личности, которые должны воспитываться в семье, черпаться из мудрости народной. Воспитывает чувство прекрасного и развивает навыки выразительного чтения стихов.
-
Развитие исследовательской компетенции учащихся в рамках элективного курса "Научно-исследовательская деятельность учащихся" 2009
Наиболее эффективной формой обучения в профильной школе, позволяющей раскрыть творческий потенциал, выявить интересы и склонности старшеклассников по отношению к их будущей профессиональной деятельности, является исследовательская деятельность. В статье дается программа и описание реализации элективного курса, рассчитанного на учеников 10–11-х классов общеобразовательной профильной школы. Содержание курса имеет практико-ориентированный характер и направлено на расширение возможностей для саморазвития и самореализации школьников.
-
Дополнительное образование и его роль в выборе будущей профессии школьниками 2009
Считаю, что система профориентационной работы во внеклассной деятельности должна быть направлена на формирование у ребят общественно значимых мотивов в выборе профессии, самостоятельности в выборе своего призвания, на включение их в активный процесс самосовершенствования, самопознания и самоопределения на основе диагностики профессиональной направленности.
-
Семинар "Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе" 2009
Предложены материалы семинара, проводимого в рамках информатизации школы и внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Цель семинара: показать педагогам необходимость использования ИКТ в работе, показать все положительные и отрицательные стороны этой проблемы, ознакомить с возможностями школы по внедрению ИКТ.
-
Ролевая игра как форма экскурсионной работы 2009
Интерактивные формы занятий как оптимизация процесса обучения. Использование ролевой игры как интерактивной формы работы во время музейных занятий. Игровые методы в процессах образования и воспитания.
-
Реализация индивидуально-образовательных маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников 2009
В статье представлен опыт работы начальной школы по реализации индивидуально-ориентированной программы (ИОП) учителя. Основные цели и задачи урока: ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся; психолого-педагогическая поддержка учащихся; повышение уровня учебной мотивации.
-
Опыт организации групповой работы на уроках 2009
Известно, что умение учиться - это "новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества" (Г.А. Цукерман). Психологи давно определили, что "инкубатором" самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.
-
Определение уровня познавательного интереса учащихся в современной гимназии провинциального города России 2009
Описаны причины снижения познавательной активности учащихся среднего звена, перечислены основные причины снижения интереса к учению в подростковый период. Предлагается ряд анкет для установления связи между ценностными ориентирами и их возможностями в процессе развития и обучения, для определения преобладающих мотивов школьников. Дается ряд общих рекомендаций для повышения уровня познавательного интереса учащихся.
-
Личностно-ориентированный образовательный процесс – основа развития способностей и возможностей обучающихся в вечерней школе 2009
В статье рассматриваются следующие вопросы: Личность и образование. Все образовательные взаимодействия; суть взаимодействия личностей, постоянно оказывающих влияния друг на друга. Философия ориентированного образования: гуманно-личностный подход в системе образования. Личностный подход как принцип педагогического исследования и проектирования. Личностный подход как педагогическая технология.
-
Памятки для формирования интеллектуальных и общеучебных умений и навыков 2009
Успех реализации метода проектов во многом зависит от степени владения учащимися необходимыми для проектной деятельности интеллектуальными, творческими, коммуникативными, социальными и общеучебными навыками и умениями. Некоторые из них формируются и совершенствуются в ходе этой работы. Предлагаемые Памятки могут оказаться полезными при организации работ, не связанных с проектной деятельностью.
-
Урок "Улица цвета" по программе ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Курс "Страна Загадок". 2–5-е классы 2009
Цели урока: научиться систематизировать предметы по признакам; познакомить детей со спектром; рассмотреть различные способы получения спектра; рассмотреть основные и дополнительные цвета; научить детей составлять загадки, пользуясь морфологической таблицей.
-
Статья "Проектная деятельность учащихся на уроках литературы как условие обеспечения качества обучения на старшей ступени школьного образования" 2009
Одним из самых проблемных предметов в общеобразовательной школе является литература. Учащиеся должны иметь высокое качество знаний по данному предмету. Репродуктивные методы обучения не позволяют достичь такой цели, необходимы новые, продуктивные методики и технологии, одной из них является проектная деятельность на уроках литературы. В статье предлагается комплекс уроков по освоению учащимися метода проектов и комплекс уроков-проектов по изучению литературы XIX века в 10-м классе.
-
Критерии оценивания ученических проектов 2009
Учителю для определения уровня достижений учащихся необходимо иметь шкалу, по которой можно оценить сформированность речевых и коммуникативных компетенций. Шкала достижений и критерии оценки достижений помогут учащимся и учителю проследить за формированием и развитием у обучающихся проектной деятельности как ведущей на этапе основной школы.
-
Использование нестандартных приёмов обучения для формирования самостоятельного мышления школьников 2009
В младшем школьном возрасте учащиеся не обладают достаточным багажом знаний для собственных утверждений. Применение приёмов, используемых на уроках устно-практического характера, таких как литературное чтение, окружающий мир, история, помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат, совершенствовать творческий потенциал.
-
Миссия районного Центра детского творчества в сельском социокультурном комплексе Тимирязевского поселения 2009
В поселке Тимирязевский Чебаркульского района Челябинской области создан сельский социокультурный комплекс, который объединил все образовательные учреждения села и Челябинский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, находящийся на нашей территории. В сельский социокультурный комплекс вошли все образовательные учреждения села, в том числе и районный Центр детского творчества.
-
Пути и методы успешного обучения (из опыта работы) 2009
Потребность в успехе играет большую роль в развитии личности. Стремление к успеху – цель нашего обучения. Однако обучение и воспитание каждого отдельного ребёнка – чрезвычайно сложный процесс, зависящий от множества постоянно меняющихся, непредвиденных обстоятельств.
-
Гендерная социализация школьников 2009
Соблюдение принципа гендерного равенства – одно из важнейших условий нормального функционирования демократического общества. Ведь демократия означает, прежде всего, ответственность и заинтересованность всех граждан - как мужчин, так и женщин – в делах общества.
-
Информационно-коммуникационные технологии в образовании 2009
Применение новых информационных технологий в образовании имеет два основных аспекта: компьютер как предмет изучения и компьютер как средство обучения. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое.
-
Деятельностный метод в школе 2009
В трудных условиях поиска путей модернизации современного образования всё больше внимания привлекает к себе технология деятельностного метода.Деятельностный метод - это универсальность, гибкость, творчество, системность и непрерывность. Как показывает опыт, данная дидактическая модель одинаково, привлекательна как преподавателям вузов, ССУЗов, так и учителям общеобразовательной школы.