С 2005- 2006 учебного года в МОУ СОШ № 6 организована предпрофильная подготовка обучающихся. На протяжении этого времени мы выстроили систему работы ориентированную на цели, задачи, контингент обучающихся и анализы деятельности. Ежегодно отслеживаются образовательные пути обучающихся 9 класса, которые фиксируются в журнале «Образовательные пути выпускников», на основе этого ведется мониторинг.
Анализируя процентное соотношение 2007- 2008 учебного года видим, что большее количество детей поступило в CСузы (38%).
Цель ПП: способствовать профессиональному самоопределению обучающихся.
Основная задача: изучение и оказание профориентационной поддержки старшеклассникам в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Вся система работы ведется в трех направлениях:
- курсы по выбору;
- профориентационная работа;
- информационно- ознакомительная работа.
1. Основой предпрофильной и профориентационной работы являются межпредметные курсы по выбору, которые определяются на основе запросов обучающихся по результатам анкетирования в 8 классе, их количество не больше четверти (8- 16 часов), и обучающиеся должны посетить от 2 до 4 курсов, которые осуществляются по программам КРИПК и ПРО:
- «Модуль в графиках функций неравенства»;
- «Химия и медицина»;
- «Экология человека»;
- «Женщины в истории России»;
- «Составление презентации в программе Power Point»;
- «Стилистика. Текст как речевое произведение»;
- «Обработка числовой информации»;
- «Компьютерная графика».
Для создания в школе условий для наиболее полного удовлетворения индивидуальных запросов обучающихся; обеспечении самоопределения выпускников основной школы в отношении выбора профиля обучения после проведенной информационно- ознакомительной работы, обучающиеся 9 класса решили посещать и посетили сетевые курсы:
- «Модуль в графиках, функциях и задачах» МОУ СОШ № 4- 10 человек, 42%;
- «Создание Web – cайтов» МОУ СОШ № 4 - 3 человека, 13 %;
- «Практическое право» МОУ СОШ № 5 - 2 человека,8% от общего количества обучающихся в классе.
Планируют посещать во втором полугодии:
- «Основы военной службы» МОУ СОШ № 2.
Для получения знаний о себе и о мире профессий, для профессионального самоопределения в учебном плане введен специализированный курс «Твоя профессиональная карьера», который ведет педагог- психолог. Данный курс обеспечен учебником, методическим пособием и программой.
2. Следующим направлением нашей работы является Профориентационная работа, которая ведется совместно:
- организатором предпрофильной и профориентационной работы;
- педагогом- психологом школы;
- классными руководителями;
- зам. директора по УВР;
- методистом;
- учителями предметниками.
Организатор– составляет план на год Приложение 1 организует и координирует работу всех участников ОВП, анализирует полученные результаты.
Педагогом – психологом работа ведется
1) с обучающимися;
2) с классными руководителями;
3) с родителями.
С обучающимися проводится следующая работа:
- психологическая диагностика (на добровольной основе) и с согласия родителей (законных представителей) обучающихся 9-го класса с целью оценки интересов и склонностей, изучение индивидуальных особенностей, и профессионально важных качеств Приложение 2.
- анкетирование обучающихся 9-го класса с целью выявления количества обучающихся, определившихся в выборе дальнейшего жизненного пути (Приложение 3);
- профориентационное тестирование обучающихся 8-го класса в рамках самоопределения в выборе направления предпрофильного обучения (Приложение 4);
- консультации с целью оказания им помощи по результатам проведенного психологического исследования, выдача рекомендаций в зависимости от индивидуальных особенностей;
- классные часы, психологические практикумы, тренинги с целью самовоспитания, повышения уверенности в себе и профессионального самоопределения.
С классными руководителями проводятся
- консультации по результатам проведенных психологических исследований, выдача рекомендаций;
А также содействие в проведении тематических классных часов по профессиональному самоопределению.
С родителями ведется такая работа, как:
- выступления на родительских собраниях в 9 классе «Организация предпрофильной подготовки в школе»- берётся соглашение на работу с психологом, «Итоги предпрофильной подготовки»;
- анкетирование родителей обучающихся 9-го класса с целью получения необходимых сведений об отношении родителей к выбору обучающихся путей продолжения образования, профессиональному самоопределению (Приложение 5); с целью выявления особенностей индивидуального развития выпускников (Приложение 6);
- ознакомление с результатами психодиагностики и профориентационного анкетирования обучающихся 8, 9 классов;
- индивидуальные профконсультации для родителей обучающихся 8, 9 классов.
Зам. директора по УВР - комплектует группы курсов предпрофильной подготовки, составляет расписание курсов ПП, посещает курсы по выбору с целью оценки системы работы учителя по организации и проведению курса и уровнем усвоения знания детей, выступает на родительском собрании в 9 классе .
Классные руководители- тесно сотрудничают с психологом и организатором предпрофильной и профориентационной работы.
3. Следующее направление -Информационно- ознакомительная работа, это деятельность организатора ПП, классных руководителей, педагога- психолога, учеников.
- классные руководители знакомятся с механизмом формирования и оценивания портфолио (Приложение 7), получают информацию о наличие литературы по ПП;
- обучающиеся 8,9 классов получают информацию о том, где можно продолжить образование, профильные направления школ, с условиями поступления в профильные классы, с образовательными возможностями города, с сетевыми курсами, с профессиями и учебными заведениями Кемеровской области :
* на классных часах «Организация предпрофильной подготовки в школе» (нацеливание на профилирующие экзамены), «Образовательная карта г. Мыски» (знакомим с образовательными возможностями города), «Сетевые курсы в ОУ города», «Портфолио обучающегося»;
*во время встреч с представителями образовательных учреждений и учреждениями профессионального образования, предприятий;
* участвуя в акции «Профессия: ориентиры молодым 2009»;
* на информационном стенде «Твой выбор»
* на индивидуальных консультациях по результатам анкетирования, получая необходимые рекомендации.
Информационный стенд «Твой выбор» имеет следующую информацию:
- типичные ошибки при выборе профессии (Приложение 8),
- курсы по выбору,
- сетевые курсы,
- учебные заведения начального профессионального образования,
- учебные заведения среднего профессионального образования,
- пути получения профессии,
- образовательные учреждения, реализующие универсальное и профильное обучение,
- имя и профессия (Приложение 9),
- календарь профессий (Приложение 10),
- экспресс- анализ на выявление индивидуальных профессиональных особенностей (Приложение 11).
Результаты работы заслушиваются на административных советах- справки о текущей работе, и на совещаниях при директоре.