Организация предпрофильной подготовки обучающихся как шаг к профессиональному самоопределению

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Презентация

С 2005- 2006 учебного  года в МОУ СОШ № 6 организована предпрофильная подготовка обучающихся. На протяжении  этого времени мы выстроили систему работы ориентированную на цели, задачи, контингент обучающихся и анализы деятельности. Ежегодно отслеживаются образовательные пути обучающихся 9 класса, которые фиксируются в журнале «Образовательные пути выпускников», на основе этого ведется мониторинг.

Анализируя процентное соотношение 2007- 2008 учебного года видим, что большее количество детей поступило в CСузы (38%).
Цель ПП: способствовать профессиональному самоопределению обучающихся.
Основная задача: изучение и оказание профориентационной поддержки старшеклассникам в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Вся система работы ведется в трех направлениях:

  1. курсы по выбору;
  2. профориентационная работа;
  3. информационно- ознакомительная работа.

1. Основой предпрофильной и профориентационной работы являются межпредметные курсы по выбору, которые определяются на основе запросов обучающихся по результатам анкетирования в 8 классе, их количество не больше четверти (8- 16 часов), и обучающиеся должны посетить от 2 до 4 курсов, которые осуществляются по программам КРИПК и ПРО:
-  «Модуль в графиках функций неравенства»;
- «Химия и медицина»;
- «Экология человека»;
- «Женщины в истории России»;
- «Составление презентации в программе Power Point»;
- «Стилистика. Текст как речевое произведение»;
- «Обработка числовой информации»;
- «Компьютерная графика».
Для создания в школе условий для наиболее полного удовлетворения индивидуальных запросов обучающихся; обеспечении самоопределения выпускников основной школы в отношении выбора профиля обучения после проведенной информационно- ознакомительной работы,  обучающиеся 9 класса решили посещать и посетили  сетевые курсы:
- «Модуль в графиках, функциях и задачах» МОУ СОШ № 4- 10 человек, 42%;
- «Создание Web – cайтов» МОУ СОШ № 4 -  3 человека, 13 %;
- «Практическое право» МОУ СОШ № 5 -  2 человека,8% от общего количества обучающихся в классе.
Планируют посещать во втором полугодии:
- «Основы военной службы» МОУ СОШ № 2.

Для получения знаний о себе и о мире профессий, для  профессионального самоопределения в учебном плане введен специализированный курс «Твоя профессиональная карьера», который ведет педагог- психолог. Данный курс обеспечен учебником, методическим пособием и программой.

2. Следующим направлением нашей работы является Профориентационная работа, которая ведется совместно:
-  организатором предпрофильной и профориентационной работы;
-  педагогом- психологом школы;
- классными руководителями;
- зам. директора по УВР;
- методистом;
- учителями предметниками.

Организатор–  составляет план на год Приложение 1 организует и координирует работу  всех участников ОВП,  анализирует полученные результаты.

Педагогом – психологом работа ведется
1) с обучающимися;
2) с  классными руководителями;
3) с родителями.

С обучающимися проводится следующая работа:
- психологическая диагностика (на добровольной основе) и с  согласия родителей (законных представителей) обучающихся 9-го класса с целью оценки интересов и склонностей, изучение индивидуальных особенностей, и  профессионально важных качеств Приложение 2.
- анкетирование обучающихся 9-го класса с целью выявления количества обучающихся, определившихся в выборе дальнейшего жизненного пути (Приложение 3);
- профориентационное тестирование обучающихся 8-го класса в рамках самоопределения в выборе направления предпрофильного обучения (Приложение 4);
- консультации  с целью оказания им помощи по результатам проведенного психологического исследования, выдача рекомендаций в зависимости от индивидуальных особенностей;
- классные часы, психологические практикумы, тренинги с целью самовоспитания, повышения уверенности в себе и профессионального самоопределения.

С классными руководителями проводятся
- консультации по результатам проведенных  психологических исследований, выдача рекомендаций;
А также содействие в проведении тематических классных часов по профессиональному самоопределению.

С родителями ведется такая работа, как:
- выступления на родительских собраниях в 9 классе «Организация предпрофильной подготовки в школе»-  берётся соглашение на работу с психологом, «Итоги предпрофильной подготовки»;
- анкетирование родителей обучающихся 9-го класса с целью получения необходимых сведений об отношении родителей к выбору обучающихся путей продолжения образования, профессиональному самоопределению (Приложение 5); с целью выявления особенностей индивидуального развития выпускников (Приложение 6);
- ознакомление с  результатами психодиагностики и профориентационного анкетирования обучающихся 8, 9 классов; 
- индивидуальные профконсультации для родителей обучающихся 8, 9  классов.

Зам. директора по УВР - комплектует группы курсов предпрофильной подготовки, составляет расписание курсов ПП, посещает курсы по выбору с целью оценки системы работы учителя по организации и проведению курса и уровнем усвоения знания детей, выступает на родительском собрании в 9 классе .

Классные руководители- тесно сотрудничают с психологом и организатором предпрофильной и профориентационной работы.

3.  Следующее направление -Информационно- ознакомительная работа, это деятельность организатора ПП, классных руководителей, педагога- психолога, учеников.
- классные руководители знакомятся с механизмом формирования и оценивания портфолио (Приложение 7), получают информацию о наличие литературы по ПП;
- обучающиеся 8,9 классов получают информацию о том, где можно продолжить образование, профильные направления школ, с условиями поступления в профильные классы, с образовательными возможностями города, с сетевыми курсами, с профессиями и учебными заведениями Кемеровской области :

* на классных часах «Организация предпрофильной подготовки в школе» (нацеливание на профилирующие экзамены), «Образовательная карта г. Мыски» (знакомим с образовательными возможностями города), «Сетевые курсы в ОУ города», «Портфолио обучающегося»;

*во время встреч с представителями образовательных учреждений и учреждениями профессионального образования, предприятий;

* участвуя в акции «Профессия: ориентиры молодым 2009»;

* на информационном стенде «Твой выбор»

* на индивидуальных консультациях по результатам анкетирования, получая необходимые рекомендации.

Информационный стенд «Твой выбор» имеет следующую информацию:
- типичные ошибки при выборе профессии (Приложение 8),
- курсы по выбору,
- сетевые курсы,
- учебные заведения начального профессионального образования,
- учебные заведения среднего профессионального образования,
- пути получения профессии,
- образовательные учреждения, реализующие универсальное и профильное обучение,
- имя и профессия (Приложение 9),
- календарь профессий (Приложение 10),
- экспресс- анализ на выявление индивидуальных профессиональных особенностей (Приложение 11).

Результаты  работы заслушиваются на административных советах- справки о текущей работе, и на  совещаниях при директоре.