«Самоактуализация может быть осуществлена лучше всего
через увлеченность значимой работой».
А. Маслоу.
Политика правительства в области образования направлена, прежде всего, на обеспечение повышения качества предоставляемых образовательных услуг и доступности дошкольного образования.
Проблему повышения качества образовательных услуг можно решать путем поиска эффективных методик дошкольного воспитания, внедрения инновационных технологий. Таким образом, возникает потребность в творческом педагоге, всесторонне развитом, способном разбираться в инновационных разработках современной науки и практики.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.
В 2005 году нашему детскому саду присвоен статус Городской экспериментальной площадки по теме «Создание условий для профессиональной самореализации личности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения, работающего в режиме развития».
Самореализация может быть определена как стремление к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций.
Особого внимания следует уделить мотивации педагога к профессиональному росту, самореализации. Мотивация рассматривается как система факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения человека.
У педагога может быть сформирована устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений.
Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями – желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать профессионально более успешным. Для возникновения мотивации важно применять стимулирование.
В научном управлении есть понятие «мотивационная среда» - совокупность мотивационных условий, которые являются производными определенной культуры коллектива.
- Перед педагогами должны быть поставлены привлекательные цели, достижение которых требует наличия новых знаний.
- Педагог должен постоянно включаться в новые для себя виды деятельности, работать в новых условиях, использовать новые средства, менять круг общения.
- Педагог должен иметь широкий и разнообразный круг общения.
- В ДОУ должна быть «конкурентная» социальная профессиональная среда, стимулирующая педагога к постоянному совершенствованию.
- Результаты профессионального развития должны являться в ДОУ организационной ценностью.
- Педагог должен быть уверен, что способен обучиться новым методам работы и адаптироваться к изменениям.
- Педагог должен быть уверен в возможности получения качественной информации, необходимой для удовлетворения потребностей в его профессиональном развитии.
- ДОУ должно оказывать педагогу необходимую и востребованную им самим помощь в решении проблем профессионального развития.
- Педагог в процессе контроля и оценки своей работы должен регулярно получать адекватную обратную информацию об уровне своего профессионализма.
- Педагог должен быть уверен в получении внутреннего (удовлетворенность, достижение желаемых целей и др.) и внешнего (статус, признание коллег, получение значимой работы, высокого разряда, повышения заработной платы и др.) вознаграждения. Это вознаграждение должно являться для него ценным, удовлетворять его потребности.
- Педагог должен быть уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития.
- Статус педагога в коллективе должен зависеть от уровня его компетентности и образованности.
Условия необходимые для профессиональной самореализации личности педагога
- Дифференцированный и индивидуальный подход в методической работе с педагогами.
- Специальное обучение педагогов внутри ДОУ (Школа молодого специалиста, Школа повышения профессионального мастерства, тренинги).
- Условия для внедрения инноваций в практику работы детского сада, перехода к инновационному режиму.
- Мотивационная среда для вовлечения педагога в самостоятельную и творческую исследовательскую работу.
- Психологическая поддержка педагога. Организация комнаты психологической разгрузки, тренинги на развитие рефлексии, самосознания, самооценки. Возможность неформального общения в ДОУ, традиции коллектива.
- Включение педагогов в управленческую деятельность. Развитие аналитических способностей, инициативности.
- Делегирование полномочий с целью повышения ответственности.
Этапы профессиональной самореализации
- Адаптация в профессии (20-24 года). Первичное ознакомление с профессией.
- Выбор собственной стратегии, стиля педагогической деятельности (до 30 лет).
- Экспериментирование с педагогическими технологиями (до 40 лет).
- Внесение творческих элементов в выбранную технологию.
- Разработка и внедрение авторских программ и проектов.
- Подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка её завершения (50 лет).
- Готовность перехода к неслужебной деятельности (60-65 лет).
Профессионализм не просто приходит с опытом, он зависит еще и от много другого: мотивации педагога, содержания работы, интереса к делу, личных способностей. Целенаправленное, правильно организованное обучение играет в становлении профессионала немалую роль.
Профессиональная самореализация тесно связана с понятием карьерный рост. Под карьерой понимается склонность человека к реализации себя в профессиональной деятельности.
Удовлетворить потребность педагога в профессиональной самореализации и одновременно решить эти вопросы в интересах самого образовательного учреждения позволяет планирование карьеры.
Составляющие карьеры:
1. Личностная составляющая:
- мотивация самого работника на карьеру, стремление к самореализации через повышение квалификации, которая выражается в желании продвинуться по службе и повысить свое материальное благосостояние,
- наличие у педагога личностных качеств (способности к достижению в избранной области профессиональной деятельности, уровень притязаний, самооценка, лояльность к собственному месту работы),
- социальное признание педагога со стороны профессионального окружения: одобрение как стремления к продвижению, так и используемых для этого средств и методов, высокая оценка престижности и социальной значимости, избранных работником целей профессионального роста.
2. Ценностная составляющая:
- общепринятые социальные ценности: человеческое достоинство, гражданский долг, материальное благополучие, а также определенные ценностные нормы поведения в организации,
- ценность или престижность для человека самой карьеры,
- ценность организации, в которой педагог трудится.
3. Производственная составляющая:
- цели и задачи, которые в перспективе будет решать образовательное учреждение,
- планируемые изменения, в том числе новые образовательные технологии, направления в деятельности,
- предполагаемое расширение или уменьшение размеров организации,
- требования к качеству работы педагога и руководителей учреждения в дальнейшем.
Планирование карьеры
Что значит сделать карьеру? Это добиться высокого престижного уровня положения в обществе и высокого уровня дохода.
Планирование карьеры предполагает работу с собой, самооценку своих достижений, самоанализ собственной деятельности успехов и неудач, самоорганизацию по выполнению намеченных целей, глубокий самоанализ жизненных целей, и определение того, что действительно хочется.
Планирование карьеры позволяет решать проблему мотивации педагога к профессиональной самореализации, делает процесс повышения собственного уровня прозрачным и привлекательным. Достижение более высокого профессионального уровня повышает авторитет педагога в профессиональной среде, в глазах родителей, формирует положительный имидж успешного профессионала.
Планирование карьеры как самореализация в профессиональной деятельности неразрывно связаны с личностной сферой мотивами и потребностями.
Кроме того, в планировании карьеры не маловажное значение имеет кадровая политика учреждения это связано, прежде всего, со следующими моментами:
- Приветствуется ли продвижение по карьерной лестнице руководителем организации.
- Приветствуется им и коллективом профессиональный рост, инициативность, творчество.
- Приветствуется ли в организации активность, исследовательская деятельность, исполнительность, разработка и внедрение собственных программ, проектов, технологий, обязательное участие в разных профессиональных конкурсах.
При планировании профессиональной карьеры в нашем ДОУ, учитываются следующие моменты:
- индивидуальные личностные качества (уровень притязаний, ценностные ориентации, общительность, мотивация к успеху, творческие способности). Для этого проводится тестирование и диагностика, по результатам которой составляется индивидуальный психологический портрет педагога. Для развития личностных качеств, сплочения коллектива проводятся тренинги.
- уровень профессиональных навыков, качественное исполнение должностных обязанностей, ответственность, интересы в профессиональной деятельности. При повышении профессиональных знаний умений навыков чаще всего используются: внутреннее обучение (семинары, консультации, мастер-классы, наставничество, деловые игры), внешнее обучение (курсы повышения квалификации, получение высшего профессионального образования, городские методические объединения, работающие по определенной теме), участие в различных профессиональных конкурсах (на различных уровнях), самообразование.
- кого руководитель учреждения хочет продвинуть по служебной лестнице, включить в кадровый резерв руководителей учреждений или старших воспитателей, видит в качестве исследователя, руководителя творческой группы (этот момент обсуждается на совещании со старшим воспитателем).
При построении карьеры педагог чаще ставит следующие задачи: добиться более высокого профессионального уровня, обеспечить материальное благополучие, расширить кругозор, поднять авторитет среди коллег, родителей, добиться признания и уважения окружающих.
Цели руководителя, при этом: выделить компетентных сотрудников, продвинуть молодых, самостоятельных, творческих, инициативных, подготовить работника к занятию более высокого статуса, обеспечить учреждение квалифицированными кадрами и соответственно повысить качество предоставляемых услуг.
Условно планирование карьеры молодого педагога может выглядеть следующим образом (на примере одного из педагогов нашего детского сада– 22 года, образование – средне специальное, срок – 10 лет):
- 2006 г. - Адаптация (3-6 месяцев), обучение при вхождении в должность (Школа молодого специалиста, наставничество). Поступление в ВУЗ.
- 2007 г. - Выбор собственной стратегии, стиля. Углубленная самостоятельная работа по выбранной методической теме. Участие в конкурсах на уровне детского сада.
- 2008 г. – Прохождение курсов повышения квалификации в институте. Аттестация на 2 квалификационную категорию. Участие в конкурсах на муниципальном уровне.
- 2009 г.- Экспериментирование с педагогическими технологиями. Аттестация на первую квалификационную категорию. Участие в конкурсах на региональном уровне.
- 2010 г. - Разработка и внедрение авторских программ. Участие в конкурсах на региональном уровне и федеральном.
- 2011 г. – Получение диплома о высшем образовании. Аттестация на высшую квалификационную категорию. Обучение молодых специалистов в детском саду, проведение мастер-классов, ведение творческой мастерской.
- 2012 г. – Участие в конкурсе «Учитель года». Наставничество. Обучение молодых специалистов в детском саду, проведение мастер-классов.
- 2013 г. – Старший воспитатель. Прохождение курсов повышения квалификации по должности старший воспитатель.
- 2014 г. – Опытно-экспериментальная деятельность. Организация исследований. Аттестация на 1 квалификационную категорию по должности старший воспитатель.
- 2015 г. – Аттестация на высшую квалификационную категорию по должности старший воспитатель.
Такое планирование делает карьеру прозрачной. Каждый специалист имеет возможность познакомиться с возможностями профессионального роста, связанным с ним ростом дохода, необходимыми для этого условиями.
Не для всех сотрудников получение высшей квалификационной категории, переход на более высокую должность является высшим достижением. Это зависит, прежде всего, непосредственно от уровня амбиций педагогов, его уровня притязаний, как отмечалось выше.
Алгоритм планирования карьеры
Чтобы спланировать карьерный рост необходимо поставить цель. Одна должна быть конкретна, измерима, и ставиться на определенный период. Цель может меняться с течением времени.
1. Разработка представлений о жизненных устремлениях. Изобразите для себя настоящую и будущую карьеру своей жизни в виде кривой, отметив крупнейшие успехи и поражения в личной и профессиональной сферах (приложение 1).
Пометьте, где вы сейчас находитесь и ключевые слова, характеризующие успехи или неудачи, рядом с экстремальными точками жизненной кривой.
Представьте свое будущее и продолжите кривую дальше, указав 5 важнейших пунктов целей, которые вы еще хотите достичь до конца вашей жизни.
2. Дифференциация во времени жизненных целей.
Цели профессиональной деятельности делятся в соответствии с временным критерием. Используется временной ряд. При этом следует учесть собственный возраст, возраст ближайшего окружения, значительные события (поступление ребенка в школу, ВУЗ, юбилеи и т.д.)
3. Разработка ключевых представлений в профессиональной сфере. Распределение личных желаний и профессиональных желаний по приоритетности достижения.
1) долгосрочные - более 5 лет.
2) среднесрочные – до пяти лет.
3) краткосрочные - до 1 года.
4. Определение личных ресурсов необходимых в достижении поставленных целей.
Основными средствами для достижения целей являются способности человека, уровень развития профессиональных компетентностей. Таким образом, на этом этапе необходимо определить какими способностями, вы обладаете, как их развивать.
В экстремальных точках кривой, необходимо проанализировать, какие качества потребовались для достижения крупнейших успехов, каких качеств не доставало, какие неуспешные действия привели к поражению, какие качества позволили пережить эти поражения.
Педагогу, способному быть объективным и критичным не только к своим воспитанникам, но и к себе самому, необходимо осознать свои сильные и слабые стороны, чтобы полностью реализовать свой творческий потенциал.
Вопросы для самоанализа профессиональной деятельности:
- Какие были мои крупнейшие успехи и неудачи в профессии?
- Знаю ли я задачи моей работы по моей должности?
- Знаю ли я, чего от меня ожидают?
- Какой я как профессионал в глазах других (родителей, детей, коллег, администрации)?
- Выполняю ли я своевременно задачи профессиональной деятельности?
- Устанавливаю ли я приоритеты?
- В чем проявляются результаты моей деятельности?
- Что я хочу сделать как профессионал?
- В чем смысл моей профессиональной деятельности?
- В чем могут раскрыться мои возможности, в чем не могут, что я могу сделать?
Таким образом, планирование карьеры обеспечивает совокупность факторов стимулирования мотивации педагога к профессиональной самореализации:
- Экономические факторы, связанные с повышением уровня дохода (оклад воспитателей определяется уровнем их квалификации, стажа). При планировании карьеры воспитатель видит возможности повышения собственного дохода.
- Моральные факторы, которые предполагают ощущение социально-статусной стабильности и определенности позитивной временной перспективы жизни, наличие социально-значимых профессиональных целей.
- Индивидуальные факторы, предполагает повышение собственной самооценки, уверенности в собственных силах, способностях.
Схема «План карьеры» (приложение 2).