Тема программы: Технологический процесс продажи продовольственных товаров.
Тема урока: Ассортимент хлеба. Характеристика хлеба хлебокомбината № 4, хлебокомбината № 6 г. Барнаула. Особенности продажи.
Цели урока:
- Обучающая: совершенствовать знания по ассортименту товаров, с учетом Алтайских товаропроизводителей хлеба; сформировать профессиональные умения и навыки работы в отделе «Хлеб».
- Развивающая: развивать логический стиль мышления; профессиональные умения и навыки работы с документами.
- Воспитательная: воспитывать интерес к избранной профессии; чувство ответственного отношения при выполнении работы; коллективизма и стрессоустойчивости.
Тип урока: интегрированный урок. Урок формирования и совершенствования профессиональных компетенций.
Методы проведения: урок с элементами блиц-опроса, логического конструирования, практического показа и деловой игры.
Средства обучения:
- Натуральные образцы хлеба.
- Торговый инвентарь (лоток, разделочная, доска, нож, щипцы, упаковочный материал).
- Дидактический материал (опорные конспекты, сопроводительные документы, ГОСТы, нормативно-правовые документы).
- Метапланы
- Печатная продукция хлебокомбинатов № 4 и № 6 г. Барнаула
Межпредметные связи:
- Товароведение продовольственных товаров. Тема: «Ассортимент хлеба».
- Оборудование торговых предприятий. Тема: «Торговый инвентарь».
- Технология торговых процессов. Тема: « Технологический процесс продажи хлеба»
- Торговые вычисления. Тема: «Проценты».
- Культура делового общения. Тема: «Профессиональный этикет».
- Литература, география, химия.
Оформление урока:
- На доске:
1) Тема «Хлеб – всему голова»;
2) Картина с изображением хлеба;
3) Карта Алтайского края.
- На демонстрационном столе:
1) Колосья пшеницы;
2) Каравай на рушнике.
- На ученических столах:
1) Тематические папки по теме «Хлеб»;
2) Буклеты «Правила продажи товаров»;
3) Закон о защите прав потребителей.
4) ГОСТ № 2077-87
ХОД УРОКА
I. Организационная часть – 5 минут.
- Проверка явки обучающихся
- Проверка внешнего вида, наличия дневников
II. Вводный инструктаж – 45 минут.
1. Логическое подведение к теме урока
Мастер производственного обучения с караваем хлеба в руках рассказывает о русском обряде “хлеб-соль”. Ни с одним видом пищи не связано такое множество обрядов, верований и приданий, как с хлебом и солью. Всё дело в том, что хлеб – единственный пищевой продукт, объединяющий в себе энергию четырёх стихий: воды, воздуха, земли и огня. А соль по отношению к нему является тем самым “пятым элементом”, который связывает материальный мир с нематериальным. Не случайно хлебом-солью у славян исстари встречают дорогих гостей: хлеб – пожелание благополучия, ну а соль – оберег, по поверьям злые духи и привидения соли не едят.
Преподаватель читает стихотворение “О хлебе” (А. Баянов)
С детских лет запомним навсегда;
Хлеб – земля, хлеб – воздух, хлеб – вода;
Солнечное в нём живёт светило;
В нём живёт душа родных полей;
Нежность доброй матери моей;
Жизнь – от хлеба, а от хлеба – сила.
Мастер производственного обучения объявляет начало урока.
Звучат фанфары, приветствуются участники (обучающихся) и гости (приглашенные).
2. Мотивация учебной деятельности
Мастер производственного обучения объявляет тему и цели урока
3. Актуализация опорных знаний
Преподаватель методом блиц – опроса проверяет знания обучающихся по вопросам классификации, пищевой ценности и ассортимента хлеба. При каждом правильном ответе обучающегося преподаватель выдает ему жетон.
Вопросы блиц-опроса.
- Чем обусловлена пищевая ценность хлеба?
- Какие виды хлеба в зависимости от вида муки вы знаете?
- Какой бывает хлеб в зависимости от способа выпечки?
- По какой рецептуре выпекается хлеб?
- Какие добавки используют в рецептуре хлеба?
- Как подразделяют хлеб и хлебобулочные изделия по форме?
- Назовите известные Вам Алтайские хлебокомбинаты?
- Какой хлеб самый полезный?
- Какой массой вырабатывают хлеб?
- Какова масса мелкоштучных булочных изделий?
Преподаватель анализирует ответы обучающихся и даёт дополнительную информацию об ассортименте хлеба хлебокомбинатов № 4, №6, “Русский Хлеб” г.Барнаула, используя каталог данной продукции.
4. Формирование новых знаний, профессиональных компетенций
Мастер производственного обучения методом эвристической беседы с элементами логического конструирования, используя магнитную доску и метапланы, деловой игры рассматривает вопрос “Технологический процесс продажи хлеба и хлебобулочных изделий” по плану:
а) I этап – составление заявки на поставку
хлеба;
б) II этап – приёмка хлеба по количеству и
качеству;
в) III этап – подготовка хлеба к продаже;
г) IV этап – размещение и выкладка хлеба;
д) V этап – продажа хлеба.
заявка |
При рассмотрении каждого этапа технологического процесса продажи на доску прикрепляются метапланы с ключевыми словами, например, в I этапе –
При изучении II этапа “Приёмка хлеба”, обучающиеся работают с сопроводительными документами, ГОСТами. Вопрос качественной приёмки рассматривается преподавателем (с закреплением вопросов – ситуаций, например, “По образцу дайте общее заключение о качестве хлеба” и.т.д ).
Для рассмотрения этапа “Подготовка к продаже ” мастер производственного обучения показывает торговый инвентарь (разделочную доску, нож для хлеба, щипцы), единообразно оформленные ценники.
На этапе “Размещение и выкладка” мастер производственного обучения рассказывает о принципах размещения и выкладки хлеба в торговом зале, с учётом мерчандайзинга.
Этап “Продажа” основывается на изучении нормативно – правовых документов, в том числе Типовых правил продажи отдельных видов товаров и Закона о защите прав потребителей.
Кроме того, мастер производственного обучения акцентирует внимание обучающихся на психологических факторах активных продаж.
5. Закрепление и обобщение изученных вопросов
Мастер производственного обучения предлагает решить ситуации проблемного характера:
Ситуация 1. В магазин поступило 10 штук сдобы “Майская” массой 0,1кг. Сколько ___________штук необходимо проверить для выборочной приёмки?
Ситуация 2. При определении качества хлеба
оказалось, что органолептические
___________показатели соответствуют требованиям
стандарта. Высокие ___________показатели пористости.
Анализ по кислотности превышает
___________стандартные на 0,5%. Дайте согласно ГОСТ 2077-84
общее ___________заключение о качестве.
Ситуация 3. В магазине самообслуживания выпекаются хлебобулочные изделия ___________собственного производства. Каким методом их нужно продавать, ___________чтобы не упаковывать? Ответ обоснуйте правилами продажи гл.2 п.37.
Ситуация 4. На ценнике хлеба указаны: наименование, состав и цена хлеба. Ценник ___________заверен. Все ли реквизиты указаны на ценнике, согласно правилам ___________продажи гл.1 п19?
Ситуация 5. Покупатель просит продать половину булки хлеба «Русский» (масса ___________хлеба 0,6кг в фабричной упаковке). Обоснуйте Ваши действия ___________правилами продажи гл.2 п 37.
Мастер производственного обучения предлагает обучающимся построить на доске “Дом активных продаж”, используя метапланы (Приложение 1).
III. Текущий инструктаж – 5 часов
1. Целевые обходы рабочих мест обучающихся в процессе их самостоятельной работы:
1) Проверка подготовки и рациональной
организации рабочего места и ________ соблюдение
правил техники безопасности.
2) Проверка правильности выполнения рабочих
приёмов по приёмке, ________подготовке хлеба к
продаже, выкладке, соблюдению правил продажи и
________расчёта. Дополнительное разъяснение и показ
обучающимся слабоусвоенных приёмов работ,
исправление ошибок.
3) Выявление умений и навыков изученной темы
4) Проверка качества выполненных работ.
2. Подготовка материала для заключительного инструктажа
IV. Заключительный инструктаж – 30 минут
Мастер производственного обучения и
преподаватель подводят итоги работы за
день, анализируют допущенные обучающимися
наиболее характерные ошибки и их причины.
Сообщают оценки качества выполнения работ
каждому обучающемуся. Знакомят с темой
следующего урока.