Введение
Основная цель современного производственного обучения состоит в том, чтобы создать систему, которая бы удовлетворяла общеобразовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его способностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально изменить отношения учащегося и мастера профессионального обучения в учебном процессе.
Обучение эффективно только при такой его организации, когда учащийся усваивает учебное содержание в деятельности. Только в этом случае обучение ведет к сознательному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика. Учащийся должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу.
Сущность модульного обучения состоит в том, что учащийся может самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции мастер производственного обучения могут варьироваться от информационно-контролирующей до просто координирующей.
В чем же заключается система действий мастера производственного обучения по подготовке к переходу на модульное обучение?
Прежде всего, надо разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупностей модулей, обеспечивающих достижение этой цели.
Надо выделить основные научные идеи курса, структурировать учебное содержание вокруг этой идеи в определенные блоки. После этого формулируется комплексное дидактическая цель. Она имеет два уровня: усвоение учебного содержания и его использование в практике.
Важное значение имеет принцип обратной связи, т.е. контроль, анализ и коррекция. Входной контроль, текущий, промежуточный. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляет проблемы в знаниях учащихся, которые немедленно устраняются. Выходной контроль должен показать уровень усвоения своего модуля.
Модульный курс включает совокупность модулей, которые в свою очередь состоят из блоков; при этом каждый модуль может иметь свое самостоятельное значение, т.е. быть автономным.
Ученик имеет возможность самореализоваться, и это способствует мотивации ученика. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.
Задача мастера производственного обучения - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать. Учитель готовится не к тому, как лучше объяснить материал, а к тому, как лучше управлять деятельностью учащихся. Надо грамотно выделять интегрирующие цели, так как управление осуществляется через модули. Процесс овладения теорией и практикой модульного обучения – это путь профессионального самосовершенствования мастера производственного обучения, возможность для его самореализации.
Модуль может быть представлен как учебный элемент, состоящий из следующих компонентов:
- Точно сформированная учебная цель.
- Список необходимого оборудования, материалов и инструментов.
- Список смежных учебных элементов из теоретического оборудования.
- Собственно учебный материал в виде краткого конкретного элемента, сопровождаемого подробными инструктажами.
- Практические занятия для обработки необходимых умений и навыков, относящихся к данному учебному элементу.
- Контрольная (проверочная) работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном учебном элементе.
- Компоненты учебного элемента не являются жестко фиксированными и могут варьироваться в зависимости от конкретной темы производственного обучения.
Инвариантными компонентами в структуре модуле могут выступать:
- Учебный план.
- Руководство к обучению.
- Консультация мастера производственного обучения.
Консультация начинается со вступительной беседы мастера производственного обучения, в которой он ориентирует учащихся на рассмотрение вопросов данной темы и состоит из трех этапов:
1. На первом этапе учащиеся знакомятся с модулем темы. Мастер производственного обучения отвечает на вопросы, которые им неясны или нуждаются в уточнении. Далее учащимся даются рекомендации, как работать с книгой, как составлять план и конспект изучаемого материала.
2. На втором этапе производится консультация групп. После формирования подгрупп каждый учащийся по очереди обращается к нескольким членам своей подгруппы с непонятными вопросами до тех пор, пока не получит на них ответ. И таким образом производится консультация по всем вопросам темы. Если какие-то вопросы остались без ответа, то они переносятся на третий этап.
3. Третий этап консультации проводится по принципу дискуссии: учащимся поочередно предоставляется слово для изложения вопросов, на которые сразу отвечает кто-нибудь из других подгрупп. При необходимости задающий вопрос может потребовать дополнительных пояснений и уточнений, а отвечающий возразить тому, кому его ответ покажется не точным. Если никто из учащихся не смог дать правильного ответа, то его дает мастер производственного обучения.
Мастер производственного обучения выступает в роли ведущего, он организует консультацию и вмешивается в ее ход только тогда, когда ответ учащихся является не верным или ни кто не может на него ответить.
Консультация заканчивается заключительно беседой мастера производственного обучения и объявляет о форме зачета по изученной теме.
Рассмотрим модульный курс производственного обучения учащихся по специальности “Электромонтер устройств СЦБ”.
Далее рассмотрим структуру модуля №3 по производственному обучению учащихся второго курса по специальности “Электромонтер устройств СЦБ”, получающих начальное профессиональное образование.
Модульная система обучения имеет следующее преимущество:
а) возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой модуля);
б) создание условий для развития коммуникативных навыков и навыков общения учащихся, нужного контакта с мастером производственного обучения через индивидуальный подход;
в) создание условий более осознанно-мотивационного изучения профессионально-значимых дисциплин;
г) уменьшение стрессовых ситуаций в период сдачи экзамена или зачетов.